Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа
Большую роль при изучении восприятия в психологической науке и при производстве рекламы на практике играют понятия «фигуры и фона». Если рекламисту удается представить свою рекламу (или свой товар) как фигуру, выделяющуюся на фоне одинаково воспринимаемых потребителем реклам (или товаров) конкурентов, то он получает мощнейшие инструменты управления вниманием потребителя и другими психическими процессами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАБОТКИ ОБЪЕКТОВ 6
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Оно зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.
В восприятии глубинной, трехмерной формы, т.е. формы реальных предметов объективной действительности, существенную роль играют глубинные ощущения.
Восприятие объектов, находящихся вдали, напротив, более плоскостно; поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.
При восприятии художественных живописных изображений на плоскости возникает обратное явление. В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). Обратно, – при отдалении от объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю; обратно, – при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от зрителя. Другими словами, при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении – глубина изображенного увеличивается.
Указанное явление объясняется также и тем, что в реальной жизни, чем ближе объект, тем сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе; их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении – более глубокими. [13. C.160 – 235]
Огромное значение для восприятия имеет прежний опыт человека и предметное восприятие соответствующих изображений. [7. C. 147]
Итак, при восприятии форм в реальной жизни, чем ближе объект, тем сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает, т.к. глубинные представления остаются на всех расстояниях неизменными.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
Определение «восприятие цвета» (основные характеристики)
Восприятие цвета — сложный психофизиологический процесс возникновения цветового образа в сознании человека. В целом мозгом обозначается термином «цветовой ответ (отражение)», который характеризует реакцию на цвет через возникающее в мозгу человека после воздействия стимула ощущение. [12. С. 119]
В мире рекламы цвет играет очень важную роль. Психологи утверждают, что 60% ее успеха зависит именно от цветового решения, которое вызывает не только соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и в некотором смысле формирует его эмоции. На Западе давно начали изучать особенности воздействия цвета на потребителей. Ассоциация цвета США (Color Association of US) была создана ещё в 1915 году. [14. С. 56]
Считается, что цветная реклама воздействует сильнее, чем черно-белая. Потому что цветная реклама позволяет наглядно подчеркнуть достоинства товара или услуги. А благодаря грамотному сочетанию определенных цветов возможно и воздействие на подсознание человека. Таким образом, цвет в рекламе–это своего рода убедительное предложение принять решение о покупке. Для достижения поставленных целей содержание и цвет должны нести одинаковую информацию. Серьезной проблемой для создателей рекламы является правильность выбора. Отдельно взятые цвета в сочетаниях между собой выражают совершенно особые значения, основывающиеся на полученном опыте и ведущие к ассоциациям.
Восприятие человека имеет свою психологию. Оно избирательно по своей природе. И определяется личными (индивидуальными) факторами и факторами, относящимися к стимулам.
Среди личных факторов выделяют потребности и мотивы. Внимание будет привлечено и удержано, если информация представляет интерес для потребителя с точки зрения его мотивации и потребностей.
В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма — голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снимает психологическое напряжение. Подобное утверждение было экспериментально доказано основателем гуманистического направления в психологии — Абрахамом Маслоу. [10. С. 98]
Свет и цвет оказывают воздействие на формирование психофизики организма человека. Результаты экспериментальных работ школы русского физиолога С. В. Кравкова (1935–1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса. Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в регуляции деятельности вегетативной нервной системы. [3. С. 67]
Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой. [3. С. 89; 5. С. 45; 6. С.78]
При планировании, проведении и анализе результатов эксперимента по изучению цвета и его влиянии на психику учитывается только одна характеристика — цветовой тон. Подобная методическая небрежность приводит к тому, что довольно значительная часть дисперсии результатов экспериментаторами не контролируется и не учитывается, что ставит под сомнение анализ результатов и сделанные на его основе выводы. Это требует в данной области обязательно указания основных психофизических характеристик цветов, использованных в эксперименте.
Важными характеристиками цвета являются его светлота и насыщенность. Эта система носит название «система Манселла» — описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность. [2. С. 34]
Наработанный годами опыт специалистов в рекламе свидетельствует о том, что правильный выбор цвета в рекламных сообщениях прямым образом отражается на объемах продаж. В этом отношении показательна история компании «Мираторг» — продавца куриного мяса и окорочков Sadia. Сменив упаковку на более яркую, фирма привлекла внимание к торговой марке. Цветокоррекция как успешный рекламный ход привела к увеличению продаж в 5 раз в течение одного года.
Если представить две рекламные листовки, одна из которых будет исполнена в цвете, а другая в черно–белом варианте, то, естественно, мы будем изучать первую, которая исполнена в цвете.
Не случайно яркие цвета широко используются в телевизионной и наружной рекламе. В этом случае преследуется цель — «зацепить» взгляд потенциального потребителя. К примеру, типовой носитель наружной рекламы, как правило, воспринимается с расстояния нескольких десятков метров. Хорошо понять содержание рекламы человек сможет, если надписи будут крупными, изображения — контрастными, а цвета - яркими, иначе пестрый фон окружающей среды отвлечет внимание от рекламного щита.
Однако цвет не только привлекает внимание к тем или иным товарам и услугам, но и способствует установлению эмоциональной связи между покупателем и рекламируемой вещью. Данный механизм носит название «психология цвета». Учеными установлено, что каждый цвет вызывает у человека определенные эмоции, подсознательные ассоциации. Поэтому очень важно правильно использовать цветовые гаммы. Рассмотрим некоторые цвета, наиболее часто используемые в рекламе. Как они влияют на человека, какие чувства вызывают?
Красный цвет играет роль "точки над i". Это — сигнальный цвет, выражающий привлекательность. Семантика этого цвета - внимание, активность. Красный цвет как никакой другой настраивает человека на решительность и побуждает к действию, например к совершению покупки. Зеленый цвет – цвет природы и естественности, символизирующий здоровье и свежесть. Поэтому его очень часто используют в рекламе медицинских клиник, аптек, медикаментов. Синий цвет относится к холодным краскам цветового круга. С ним связываются противоречивые ощущения такие, например, как чувство прохлады, мягкости, широты, чистоты, удаленности, видимости, мечтательности, глубины, ночной таинственности, в зависимости от того, какой из оттенков синего цвета употребляется: небесно-голубой, темно–синий, бирюзовый или цвет фиалок. Желтый цвет стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти лучше прочих цветов. Этот цвет рекомендуется активно использовать при создании модульной рекламы в журналах, так как на больших поверхностях типа баннеров яркость желтого цвета вызывает нарушение психического равновесия. Серый и бордовый цвета–это почти всегда показатель солидности, консерватизма и умеренности. Коричневый цвет созвучен таким понятиям, как респектабельность, уважение и сопричастность. Черный цвет символизирует изящество, классику.
Очень часто в рекламной практике складывались ситуации, когда товар, который никто не покупал, после изменения цвета упаковки или фирменных цветов кампании вызывал небывалый ажиотаж. Это лучшее доказательство того, что цвет воздействует на человека и процесс принятия им решений. [18]
Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый. [19]
Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:
• красный: в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь;
• желтый: в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие, в Бразилии — отчаяние;
• зеленый: в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду;
• голубой: в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
• синий: в России — ночной покой;
• фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
• белый: в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость;
• черный: в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность.
Наиболее популярны цвета:
• красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;
• оранжевый: в Голландии;
• желтый: в Китае;
• зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;
• голубой: в Индии;
• белый: в Мексике;
•коричневый: в Болгарии. [20]
Можно сделать вывод, что цвет влился во все сферы жизни человека: интерьер и экстерьер, психология и маркетинг, одежда и аксессуары… Можно дать определение «восприятие цвета» — психологическое воздействие цветового образа на сознание и подсознание человека. Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние.
Хроматические особенности восприятия цвета человеком (по М. Люшеру)
Многие считают, что за долгую историю развития человечества в культурной традиции сложились неосознаваемые соответствия между отдельными цветами и определёнными символическими значениями. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом.
Влияние культурных конструкторов на цветовосприятие имеет место, когда глубоко укоренившиеся в психике социальные конвенции и те или иные этнопсихологические особенности налагаются на «физиологический» смысл цвета. Например, в коммунистических странах превалирует красная гамма, а в странах фундаментального ислама — зелёный. Макс Люшер — швейцарский психолог, разработавший основы функциональной психологии цветовосприятия, ввел психодиагнастический цветовой тест, который применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.
Информация о работе Зрительные и психологические особенности восприятия цвета в наружной рекламе