Зрелый возраст, его психологическая характеристика, особенности удовлетворения приоритетных потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование и анализ исследования по проблеме изучения приоритетных потребностей зрелого возраста.
Задачи:
1. Научно-теоретический анализ исследований по проблеме приоритетных потребностей зрелого возраста.
2. Изучение периодизации зрелого возраста.
3. Определение приоритетных проблем зрелого возраста.

Содержание

1.Введение………………………………………………………….2-4
2.Глава I. Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Геронтология в системе наук о человеке………………..5-7
1.2. Зрелый возраст, его психологическая характеристика…8-10
1.3. Типология старости………………………………………10-15
1.4. Психологическое развитие и особенности личности в
пожилом возрасте………………………………………...15-20
3.Глава II. Личностные особенности пожилых людей, как фактор их адаптации в посттрудовой период.
2.1. Выход на пенсию, как психологическая проблема…….21-23
2.2. Определение приоритетных потребностей зрелого
возраста.…………………………………………………..23-29
4.Заключение………………………………………………………30-32
5.Список используемой литературы……………………………..33-34

Работа содержит 1 файл

Зрелый возраст,его психологическая характеристика,особонности удолетворения приоритетных потребностей.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

обратился за помощью к родственникам- 29%

обратился за помощью к друзьям- 26%

обратился в общественные организации (включая церковные)-13%

обратился за помощью к специалистам-10%

перестроил отношения с людьми, изменил свой образ жизни- 7 5%

занялся другой работой, стал по-другому работать- 3%

Чтобы изменить свою жизнь, пожилые менее склонны менять свой образ жизни, работу, а более склонны обращаться за помощью в государственные и общественные организации, к родственникам и друзьям.

Дальнейшее сравнение проведем по двум подгруппам пожилых людей: 60 – 65 лет (39 человек) 70 – 75 лет (42 человек). Такое сравнение может помочь нам определить тенденцию изменения рассматриваемых психологических особенностей с увеличением возраста. Значимость потребностей в целом, оцениваемая по средней величине баллов во всех позициях первого пункта анкеты, существенно не изменяется с увеличением возраста и остается примерно на той же отметке, что и в группе среднего возраста. Иерархия потребностей в своих главных измерениях сохраняется. Первые три по силе потребности: здоровье, чистая совесть, обеспеченность продуктами (товарами, услугами). За ними следуют потребности: личная жизнь, удовлетворяющее меня жилье, уважение со стороны окружающих, наличие друзей и приятелей. С увеличением возраста несколько преобразуется иерархия стремлений в улучшении своей жизни. В начальном пожилом возрасте над остальными доминирует желание улучшить здоровье. За ним идут желания улучшить: питание, жилье, семейную жизнь, отношения с людьми. В более позднем пожилом возрасте на первом месте оказывается желание улучшить питание, на втором месте – семейную жизнь, на третьем – отношения с людьми, после них – желание улучшить досуг.

С увеличением возраста происходят заметные перестройки в активности по обеспечению и улучшению своей жизни. В начальном и позднем пожилом возрасте чаще всего обращаются в государственные органы и к родственникам. С сожалением нужно отметить, что в позднем пожилом возрасте люди практически не обращаются за помощью к специалистам, что свидетельствует, по нашему мнению, о несформированной еще культуре и традиции использования услуг специалистов для изменения своей жизни.

Общение с соседями по дому или двору становится в позднем пожилом возрасте более узким и по своему объему приближается к тому, что характерно для лиц среднего возраста. Однако следует добавить, что в среднем возрасте доверительное общение с друзьями больше представлено в структуре общения. Так, например, оно играет важную роль в восстановлении душевного равновесия. В пожилом возрасте этого нет, а потребность в друзьях и дружеской поддержке, как уже было отмечено, весьма велика.

Велико ожидание, что благополучие должен обеспечить кто-то другой. Вероятно, это проявление феномена "выученной беспомощности", то есть приобретенного в ходе жизни и развития всех социальных установок и навыков перекладывания ответственности за свою жизнь на какие-то силы социального окружения.Таким образом, в числе важнейших жизненных потребностей оказались: здоровье – универсальная ценность человеческой жизни; витальные потребности, что достаточно понятно и вряд ли требует какого-либо комментария; потребности, удовлетворение которых поддерживает устойчивость личности, сохранность ее ядра, – самоуважение и уважение окружающих, постоянные межличностные связи.

Полученные данные говорят о том, что приоритетным направлением деятельности в социальной сфере должна быть разносторонняя работа по восстановлению, сохранению и укреплению здоровья жителей. Субъективные переживания - важнейшая характеристика состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений. Без их учета невозможно выстроить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.

Для различных возрастных групп характерна неудовлетворенная потребность в общении, что в значительной степени определяет удовлетворенность жизнью в целом. Решение этой проблемы необходимо не только исходя из общих принципов гуманизма.Гармонизации душевного состояния человека и т.п., но и принимая в расчет более конкретные задачи укрепления нервно-психического здоровья человека, повышения его социальной адаптации и расширения возможностей изменения своей жизни (в частности, семейного статуса), снижения стресса, структурирования свободного времени, отдыха, досуга. У разных групп населения весьма высока потребность в улучшении отношений с людьми, изменении имеющихся межличностных отношений, что тесно связано с общей удовлетворенностью своей жизнью. Происходящие в стране события являются не только переломным моментом исторического развития, но, одновременно, для многих россиян являются кризисным этапом собственного жизненного пути, своего личностного развития, серьезным испытанием психологической устойчивости, самостоятельности, зрелости. Это увеличивает значение психологической помощи и поддержки, которая может быть реализована практическим психологом, социальным работником, психотерапевтом.

С возрастом потребность в личной жизни ослабевает. Снижение этой оценки связано с изменением характера любовных переживаний, с уменьшением в них такой составляющей, как любовная страсть, а не с отвержением эмоциональных привязанностей к близким людям. С возрастом уменьшается также потребность в интересном проведении свободного времени. В пожилом и старческом возрасте мало актуализирована потребность в умениях управлять собой, развивать и укреплять психику.

В числе важнейших жизненных потребностей оказалась потребность в здоровье. Здоровье — универсальная ценность человеческой жизни в любом социальном времени и пространстве. Анализ здоровья как жизненной ценности показал, что оно имеет для человека в разные возрастные периоды одинаково большую, но различную по смыслу ценность. В первом периоде среднего возраста (от 21 до 35 лет) здоровье осознается личностью как один из необходимых источников обеспеченности. Во втором периоде среднего возраста оно имеет самостоятельную ценность. В пожилом возрасте здоровье ценится само по себе, а также за то, что позволяет поддерживать более широкие межличностные связи.

 

 

 

                                              Заключение

Термин «удовлетворенность жизнью» широко распространен, что и объясняет его использование в нашем исследовании и данном тексте. Однако для этого термина характерна неопределенность в предмете оценки. В психологическом аспекте более конструктивным является термин «благополучие». У него есть достаточно ясное значение, его трактовки совпадают или в значительной степени сходны в различных научных дисциплинах и обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для любого человека, занимают центральное место в самосознании и всем субъективном (внутреннем) мире личности. Субъективное благополучие интерпретируется нами как обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности.

В той или иной степени удовлетворенность жизнью связана с оценкой приближения к желанной, идеальной жизни — счастью. В понятии «счастье» объединяется некоторая совокупность идеалов (эталонов) человеческой жизни. С этими идеалами сравнивается собственная жизнь, жизнь других конкретных людей, жизнь абстрактного человека. Счастье выступает как ценность,  стоящая над другими ценностями. И.А.Джидарьян исследовала представления о счастье, характерные для обыденного сознания. Она показала, что в отличие от других человеческих ценностей, счастье не имеет самодостаточной и самообоснованной сущности в том смысле, что содержится и как бы «проходит» через все другие ценности,  являясь результатом, «побочным продуктом» их реализации (И.А.Джидарьян, 2000, С.48). Ценности счастья включают в себя самые различные по содержанию и предметной направленности жизненные блага и духовно-нравственные ориентации. Оказалось, что счастливого человека люди чаще всего определяют как благополучного в семье и личной жизни. Благополучие личности складывается из ряда составляющих: социального, духовного, физического (телесного), материального, психологического (душевного комфорта). Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно, сложную структуру.  Наиболее сильный эмоциональный дискомфорт вызывают причины, находящиеся внутри самой личности, а средовые влияния менее сильны. Причина такой высокой значимости, скорее всего в том, межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления. Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с характеристикой жилья (отдельная или коммунальная квартира). Удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей. Мы это объясняем тем, что оценки значимости потребностей формируются в сфере самосознания и существуют как его когнитивные компоненты. Они слабее влияют на переживания удовлетворенности жизнью, являясь лишь элементом целостной картины жизненной ситуации.

Полученные результаты позволяют утверждать, что полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью.

Для различных возрастных групп характерна неудовлетворенная потребность в общении, что в значительной степени определяет удовлетворенность жизнью в целом. Оценка собственного здоровья доминирует в субъективных переживаниях. Субъективные переживания - важнейшая характеристика состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений. Без их учета невозможно выстроить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование. Оценке личностью собственного здоровья должно быть уделено особое внимание в социальной политике.  По оценкам медиков здоровье примерно на четверть или треть определяется наследственностью индивида. Приблизительно в такой же степени оно зависит от уровня здравоохранения. Более всего здоровье или нездоровье человека является следствием того образа жизни, который он выбирает и устанавливает сам для себя.

Таким образом, подъем уровня здравоохранения не может быть решающим фактором в повышении удовлетворенности населения своей жизнью. Основные усилия должны быть направлены на принятие ценностей и традиций здорового образа жизни, на освоение соответствующих умений и навыков.  Речь должна идти об изменении менталитета различных слоев общества и традиций семейного воспитания, об улучшении атмосферы в семьях и повышении психологической и психогигиенической компетентности людей, об изменении отношения руководства предприятий и организаций к своим рабочим, служащим, учащимся. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список используемой литературы

1. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л.

1976 - 159 с.

2. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте.

Л. 1969 – 285 с.

3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии.

1974 – 135 с.

4. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.

1998.

5. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психолог. Журнал// Том 15 №3. 1994 – с. 99 - 105.

6. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001- с.3 - 15

7. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте.

8. Введенская Е.С., Введенская И.И. Обоснование дифференцированных видов методико-социальной помощи пожилым //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1993 №3 –с. 19 - 21.

9. Гехт И.А. Организация методико-социальной помощи пожилым и старым людям // Проблемы социальной гигиены. 2001. №4. с.45 - 47

10. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста.

Л. 1980 –102 с.

11. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. // Психология зрелости и старения №4(12). 2000. с.5 - 31

12. Краснова О.В. Социально-психологические вопросы старения. // Журнал практического психолога. 1997. №3. с.3 - 20

13. Максимова С.Г. Социально - психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология №5-6, 2000. с.58-63.

14. Марковина С.Г. Особенности адаптации пожилых //Социологические исследования 1977. №12. с.48-56.

15. Миколайчук Е.Н. Пожилой человек в современном обществе //Мед. консультация 1999. №4. с.1-5.

16. Мотыгина И.А. Психологические и психические аспекты медицинской помощи пожилым и старикам. //Медицинская помощь.1999. №2 с.9-11.

17. Петрова Н.Н. Психо-социальная адаптация в кризисном периоде. //Журнал прикладной психологии. 1999. №4. с.17-20.

18. Полищук Ю.И. Старение личности. //Социальная и клиническая психиатрия.1994. Том 4. вып. 3 с.108-115.

19. Пухальская Б. Старость как фаза развития человека. //Старость.

Популярный справочник. М. 1996. с.33-41.

20. Сачук Н.Н., Панина Н.В., Москалец Г.М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию. //Геронтология и гериатрия. 1981. с.141-145.

34

 



Информация о работе Зрелый возраст, его психологическая характеристика, особенности удовлетворения приоритетных потребностей