Зрелый возраст, его психологическая характеристика, особенности удовлетворения приоритетных потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование и анализ исследования по проблеме изучения приоритетных потребностей зрелого возраста.
Задачи:
1. Научно-теоретический анализ исследований по проблеме приоритетных потребностей зрелого возраста.
2. Изучение периодизации зрелого возраста.
3. Определение приоритетных проблем зрелого возраста.

Содержание

1.Введение………………………………………………………….2-4
2.Глава I. Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Геронтология в системе наук о человеке………………..5-7
1.2. Зрелый возраст, его психологическая характеристика…8-10
1.3. Типология старости………………………………………10-15
1.4. Психологическое развитие и особенности личности в
пожилом возрасте………………………………………...15-20
3.Глава II. Личностные особенности пожилых людей, как фактор их адаптации в посттрудовой период.
2.1. Выход на пенсию, как психологическая проблема…….21-23
2.2. Определение приоритетных потребностей зрелого
возраста.…………………………………………………..23-29
4.Заключение………………………………………………………30-32
5.Список используемой литературы……………………………..33-34

Работа содержит 1 файл

Зрелый возраст,его психологическая характеристика,особонности удолетворения приоритетных потребностей.doc

— 150.50 Кб (Скачать)


 

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное  образовательное учреждение среднего профессионального

Образования города Москвы Медицинского училища  №15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

                                   по учебной дисциплине: «Психология»

Тема: «Зрелый возраст, его психологическая характеристика,

                      особенности удовлетворения приоритетных потребностей».

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила:

                                                                            Котова Юлия Николаевна

                                                                            Курс III, группа 31

 

                                                                           Специальность:

                                                                            060109 – Сестринское дело 51

                                                                            Преподаватель психологии:

                                                                           Соловьёва Ирина Ефимовна

 

 

 

 

 

 

 

                                     Москва 2010

                                     Содержание

 

 

1.Введение………………………………………………………….2-4

2.Глава I. Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии.

       1.1. Геронтология в системе наук о человеке………………..5-7

       1.2. Зрелый возраст, его психологическая характеристика…8-10

       1.3. Типология старости………………………………………10-15

       1.4. Психологическое развитие и особенности личности в

             пожилом возрасте………………………………………...15-20

3.Глава II. Личностные особенности пожилых людей, как фактор их адаптации в посттрудовой период.

       2.1. Выход на пенсию, как психологическая проблема…….21-23

       2.2. Определение приоритетных потребностей зрелого

              возраста.…………………………………………………..23-29

4.Заключение………………………………………………………30-32

5.Список используемой литературы……………………………..33-34

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Введение

 

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительностью жизни

человека заметно возрос интерес к геронтологическим  проблемам.

Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг – механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М.Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г.Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.)

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.

Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая  и  пессимистическая жизненная  позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п. В 1997 году вышел новый журнал «Психология зрелости и старения», в котором находят отражение социально-психологические, медико-социальные и возрастно-психологические проблемы людей зрелого, пожилого и преклонного возраста. Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте явно недостаёт. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.

Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной.

 

 

 

 

Целью данной работы является теоретическое обоснование и анализ исследования по проблеме изучения приоритетных потребностей зрелого возраста.

Объект:  изучение  проблем  зрелого  возраста.

Предмет:  особенности  приоритетных  потребностей  зрелого  возраста.

Задачи:

1. Научно-теоретический анализ исследований по проблеме приоритетных потребностей  зрелого  возраста.

2.  Изучение  периодизации  зрелого  возраста.

3.  Определение  приоритетных  проблем  зрелого  возраста.

4. Изучение проблем, связанных с удовлетворением приоритетных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Глава I.

Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии.

1.1 Геронтология в системе наук о человеке.

Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становится глобальным. Несмотря на повышение внимания, которое привлекает к себе процесс старения человека, многие вопросы до сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определения понятия старость. Встречаются так же и такие определения как пожилой возраст, поздняя взрослость, старческий возраст. В демографическом энциклопедическом словаре (1985 г.) приводится следующее определение: «Старость – биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко- эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах».

Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и его причины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте. В разные годы своего развития наука и старение вбирала в себя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цицерон,

Аристотель, Роджерс, Бэкон, Ж.-А. Кондорсе. Миры и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались и поддерживались на протяжении всего развития человечества. Начало научной геронтологии – науки, которая изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивность старческих изменений, связывают обычно с именем английского философа

Ф. Бэкона. Бэкон считал, что систематического исследования процессов старения могут быть открыты причины старости. Он полагал, что самое большое влияние на процесс старения, могут сказать оказать нездоровые привычки.В России первые труды, посвященные вопросам продления активной старости относится к середине XVIII века, например, книга русского врача И.

Фишера «О старости, ее степенях и болезнях».Основоположением научной геронтологии в России считается выдающийся русский ученый

И. И. Мечников. Геронтология в современном ее понимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факиров, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений.

Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относиться к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы. Трудности в определении связанны прежде всего с тем, что старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста.

В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференциированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступлением процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

Выделяют календарный возраст – объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физических единицах времени. В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор – 60 лет, китайские ученые  – 70 лет, английские физиологи XX века – с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет – почтенная старость.

Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше .

С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет, как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому (75-90 лет) возрасту. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями.

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

- Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.

- Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.

- Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины.

Выделяется также пенсионный возраст, границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – количества прожитых лет.

Авторы отмечают, что разграничения на периоды является условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

 

1.2  Зрелый возраст, его психологическая характеристика.

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.д.).

Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше. Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60). По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Стадии развития личности по

Информация о работе Зрелый возраст, его психологическая характеристика, особенности удовлетворения приоритетных потребностей