Зрелый возраст, его психологическая характеристика, особенности удовлетворения приоритетных потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование и анализ исследования по проблеме изучения приоритетных потребностей зрелого возраста.
Задачи:
1. Научно-теоретический анализ исследований по проблеме приоритетных потребностей зрелого возраста.
2. Изучение периодизации зрелого возраста.
3. Определение приоритетных проблем зрелого возраста.

Содержание

1.Введение………………………………………………………….2-4
2.Глава I. Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Геронтология в системе наук о человеке………………..5-7
1.2. Зрелый возраст, его психологическая характеристика…8-10
1.3. Типология старости………………………………………10-15
1.4. Психологическое развитие и особенности личности в
пожилом возрасте………………………………………...15-20
3.Глава II. Личностные особенности пожилых людей, как фактор их адаптации в посттрудовой период.
2.1. Выход на пенсию, как психологическая проблема…….21-23
2.2. Определение приоритетных потребностей зрелого
возраста.…………………………………………………..23-29
4.Заключение………………………………………………………30-32
5.Список используемой литературы……………………………..33-34

Работа содержит 1 файл

Зрелый возраст,его психологическая характеристика,особонности удолетворения приоритетных потребностей.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуации неопределенности. Человеку приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию. В литературе содержатся противоречивые сведения относительно самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие (Виноградов), а по другим данным характерен высокий уровень самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения (Болтенко).

А.В Бороздина и О.Н Молчанова в своей работе описывают результаты исследования самооценки. При описании себя наиболее, часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловой сферы, женщины делают акцент главным образом на личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед. Существенной в самоописании является сфера социальных контактов и в частности семьи, особенно значима эта сфера для женщин. Также важное место занимает описание здоровья, самочувствия. Все перечисленные темы являются важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из них особо акцентируются.

Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция "интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию.Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания. По мере того как доля престарелых в населении увеличивается, все более важным становится понимание их когнитивного функционирования. Наиболее важный и существенный вопрос заключается в том, насколько морфо- функциональные сдвиги, определяющиеся биологическими возрастными процессами, могут отражаться в психике человека, интеллектуальных характеристиках.Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости.Американские психологи считают, что в большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем, экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другими факторами напрямую не связанные со старением. Важное место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости. Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его личности.При таком расположении проблемы старости, возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению.

Задача эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Глава II.

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период.

2.1 Выход на пенсию как психологическая проблема.

Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматривается как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долго временное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы. Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т.п. Человек "примеривается" к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым. Ю.М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и духовный покой - это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд- главное лекарство от старости. Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий, сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи).

Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью неумением найти новые занятия, находить новые контакты по- новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли.

Отечественные исследователи изучали представление пожилых людей об образе жизни на пенсии. Человек в первые, сталкивается с ситуацией полной и постоянной не занятостью на работе, он не располагает практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации.Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает доступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей. Шапиро В.Д., анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения.Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

2.2 Определение приоритетных потребностей зрелого возраста.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.               

Проанализируем ряд важных особенностей субъективного благополучия.

В первом периоде среднего возраста с потребностью в здоровье сходна только потребность в личной жизни. Весьма сильна в этом возрасте также потребность в независимой, творческой деятельности, профессиональном, должностном росте, важна удовлетворенность работой. В этом возрасте по сравнению с другими возрастами наиболее сильна потребность в друзьях.

У лиц среднего возраста  в число наиболее значимых входит потребность быть защищенным от угроз и лишений, иметь уверенность в завтрашнем дне. С увеличением возраста потребность в личной жизни ослабевает. Скорее всего снижение этой оценки связано с изменением характера любовных переживаний, с уменьшением в них такой составляющей, как любовная страсть. С возрастом уменьшается также потребность в интересном проведении свободного времени.

В пожилом и старческом возрасте мало актуализирована потребность в умениях управлять собой, развивать и укреплять психику. Следует заметить, что такого рода умения являются важным средством сохранения здоровья. Это резерв, который недостаточно используется людьми разных возрастов. Даже в пожилом и старческом возрасте, когда проблема сохранения здоровья особенно остра, внимание к нему – слабое.

Потребность в здоровье оказалась в первой группе – потребностей в обеспеченности. Сюда вошли также потребности в обеспеченности продуктами, товарами, услугами, удовлетворяющем жилье, защищенности от угроз и лишений и уверенности в завтрашнем дне, личной жизни. Мы полагаем, что в этом возрасте здоровье оценивается как средство (или источник) материального достатка. Поэтому оно и входит в данную группу потребностей.

В группе второго периода среднего возраста были выделены такие четыре вида потребностей: “Самореализация”, “Общение”, “Обеспеченность”, “Здоровье”. В этом возрасте более половины потребностей вошли в группу “Самореализация”, остальные группы весьма немногочисленны. Группу “Здоровье” образуют всего две потребности. Потребность в здоровье объединяется с потребностью в интересном проведении свободного времени. Мы считаем, что причина этого в специфической связи данной потребности с остальными – эта потребность имеет для личности очень существенное значение, но занимает в определенном смысле обособленное положение. Такая специфичность в этом возрасте проявляется наиболее ярко. Скорее всего в отличие от других возрастных периодов во втором среднем возрасте здоровье имеет самостоятельную ценность и не воспринимается личностью как средство удовлетворения прочих потребностей. Наиболее тесно оценка собственного здоровья связана с удовлетворенностью супружескими отношениями и удовлетворенностью своей жизнью.

В группе лиц пожилого возраста четырем группам потребностей были даны такие условные названия: “Обеспеченность”, “Активность”, “Авторитет”, “Общение”. В “Активность” вошли потребности: в удовлетворенности работой, возможности независимой, творческой деятельности, участии в общественно-политической деятельности, общении с единоверцами. Потребность в здоровье вошла в четвертую группу – “Общение”. В нем представлены еще три потребности: в друзьях, в удовлетворительных отношениях с соседями по квартире, в интересном проведении свободного времени. Это значит, что в пожилом возрасте здоровье имеет не только самостоятельную ценность – в нем не менее важны те возможности, которые оно дает для сохранения значимых межличностных отношений.  Оценка собственного здоровья  тесно связана со всеми употреблявшимися нами показателями межличностных связей .

Таким образом, важнейшая из потребностей — потребность в здоровье, в разные возрастные периоды имеет одинаково большую ценность, но различную по смыслу. В среднем возрасте до 35 лет здоровье осознается личностью как один из необходимых источников обеспеченности. Во втором периоде среднего возраста оно имеет самостоятельную ценность.

В пожилом возрасте здоровье ценится за то, что позволяет поддерживать более широкие межличностные связи. Два наибольших по величине желания изменений здоровья и изменений семейной жизни (а также близкие к ним желания изменить отношения с людьми и брак) таковы по своему характеру, что их удовлетворение прежде всего зависит от самого человека, а потом уже от государства, общества, близкого окружения и т.п Пропуская некоторые звенья рассуждений и говоря более конкретно: только сам человек строит свою жизнь и вырабатывает свой образ жизни, он свободен в этом выборе и ответствен за него. Социально защищен он будет, если государство и общество создадут условия для этого выбора, не ограничивающего свободы другого человека, и уменьшат для него риск большой ответственности за его выбор образа жизни. И государству, и обществу выгоднее брать на себя заботу о гражданине своевременно, а не после того, когда у него появилось право на социальную защиту. Причем это выгоднее и в социальном, и в экономическом аспекте. Весьма высокие места устойчиво занимает потребность в улучшении жилья, что не составляет новизны и не требует комментариев. Однако и в научных, и в практических целях важно уточнить значимость этой потребности, соотнести ее с другими.

Желаемые изменения в жизни в пожилом и старческом возрасте, на вопрос: "Что Вы предприняли, чтобы улучшить свою жизнь?", были получены следующие ответы (варианты расположены в порядке убывания процента положительных ответов, справа указаны проценты):

обратился в государственные органы- 40%

Информация о работе Зрелый возраст, его психологическая характеристика, особенности удовлетворения приоритетных потребностей