Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:07, контрольная работа
Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию.
I Введение………………………….....3 стр.
II Основная часть…………………….5 стр.
1. Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда………………………………..5 стр.
2.Главная книга «Теория толкования сновидений»…………………………..8 стр.
III Заключение………………………13 стр.
IV Библиография…………………….14 стр.
2.Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. свободно ассоциировать.
«Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту» с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, т.е. из того, что само может быть «производным от комплексов».
Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» представлений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.
3.При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникает само».
При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о вещах, с точки зрения пациента, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить.
Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее решающими для вскрытия бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит там что-то, что ему не разрешается иметь».
Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.
Ключом к расшифрованию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, которые, по его мнению, глубоко уходят своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т.е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у разных людей.
По известным причинам символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин, дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин.
Однако пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже у самых близких учеников Фрейда (Адлер, Юнг и др.). Бумке в своей книге «Современные течения в психиатрии» (1929) писал: «Что молодой девушке может присниться, что ей нужно идти на вокзал и что она заблудилась и очутилась в лесу – каждый может поверить Фрейду, но что вокзал означает преддверие вагины, а лес – лес срамных волос, - это я считаю предметом совершенно односторонней и исключительно уродливой фантазии».
Сам Фрейд на подобные нападки критиков отвечал довольно однозначно: «Я никогда, - говорил он, - не придерживался утверждения, часто мне приписывающегося, что интерпретация сновидений показывает, что все сны имеют сексуальное содержание или образуются сексуальными движущими силами».
Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений заслуживает критического к ней отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное – ни в коей мере не умаляет значения, разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.
Ниже приводится пример типичного фрейдовского анализа сновидений.
Сновидение. Он уезжает. Его багаж доставляется в экипаже на вокзал. Много чемоданов, один на другом. Среди них два больших черных «образцовых» чемодана. В утешение он кому-то говорит: «Так ведь эти едут только до вокзала ».
Анализ.
Он иностранец, путешествует с очень большим
багажом. Во время лечения рассказывает
много историй о женщинах. Два черных чемодана
соответствуют двум брюнеткам, которые
в настоящее время играют в его жизни главную
роль. Одна из них хотела приехать вслед
за ним в Вену, но по совету Фрейда он отказал
ей по телеграфу (Фрейд, 1900).
Заключение
Книга Фрейда «Толкование сновидений» была рубежной в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений занимает особое место, знаменуя собой поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым разнообразным в этой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики. Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.
Задачей
толкования сновидений Фрейд считал
замещение сновидения скрытыми его
мыслями, то есть распутывание того, что
соткано работой сновидения . С одной
стороны, он выставлял ряд новых психологических
задач, касающихся как механизма работы
сновидения, так и сущности и условий возникновения
так называемого вытеснения; с другой
стороны, Фрейд признавал существование
скрытых мыслей как психического материала
высшего порядка, обладающего всеми признаками
высшей умственной деятельности, но не
проникающего в сферу сознания до тех
пор, пока сновидение не исказит его. Ученый
предполагал существование таких скрытых
мыслей у каждого человека, ибо почти все
люди – даже самые нормальные - способны
видеть сны. Фрейд считал, что с вопросом
о бессознательности скрытых мыслей и
об отношении их к сознанию и к вытеснению
связаны другие важные для психологии
вопросы, но решение последних должно
быть отложено до того времени, когда удастся
путем анализа выяснить происхождение
других созданий больной психики, именно:
истерических симптомов и навязчивых
идей. Теория у Фрейда стала как бы «побочным»
продуктом процесса психотерапии.
Библиография
«ЭГО», 1991 г.
Информация о работе Зигмунд Фрейд и теория толкования сновидений