Зигмунд Фрейд и теория толкования сновидений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию.

Содержание

I Введение………………………….....3 стр.
II Основная часть…………………….5 стр.
1. Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда………………………………..5 стр.
2.Главная книга «Теория толкования сновидений»…………………………..8 стр.
III Заключение………………………13 стр.
IV Библиография…………………….14 стр.

Работа содержит 1 файл

З.Фрейд и теория толкования сновидений.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

           2.Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. свободно ассоциировать.

          «Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту» с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, т.е. из того, что само может быть «производным от комплексов».

         Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» представлений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

           3.При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникает само».

          При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о вещах, с точки зрения пациента, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить.

          Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее решающими для вскрытия бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит там что-то, что ему не разрешается иметь».

          Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

          Ключом к расшифрованию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, которые, по его мнению, глубоко уходят своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т.е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у разных людей.

         По известным причинам символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно  гладкими стенами подразумевают мужчин, дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин.

     Однако  пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже у самых близких учеников Фрейда (Адлер, Юнг и др.). Бумке в своей книге «Современные течения в психиатрии» (1929) писал: «Что молодой девушке может присниться, что ей нужно идти на вокзал и что она заблудилась и очутилась в лесу – каждый может поверить Фрейду, но что вокзал означает преддверие вагины, а лес – лес срамных волос, - это я считаю предметом совершенно односторонней и исключительно уродливой фантазии».

     Сам Фрейд на подобные нападки критиков отвечал довольно однозначно: «Я никогда, - говорил он, - не придерживался утверждения, часто мне приписывающегося, что интерпретация сновидений показывает, что все сны имеют сексуальное содержание или образуются сексуальными движущими силами».

     Выраженная  пансексуальная интерпретация сновидений заслуживает критического к ней отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное – ни в коей мере не умаляет значения, разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

     Ниже  приводится пример типичного фрейдовского анализа сновидений.

     Сновидение.  Он уезжает. Его багаж доставляется в экипаже на вокзал. Много чемоданов, один на другом. Среди них два больших черных «образцовых» чемодана. В утешение он кому-то говорит: «Так ведь эти едут только до вокзала ».

     Анализ. Он иностранец, путешествует с очень большим багажом. Во время лечения рассказывает много историй о женщинах. Два черных чемодана соответствуют двум брюнеткам, которые в настоящее время играют в его жизни главную роль. Одна из них хотела приехать вслед за ним в Вену, но по совету Фрейда он отказал ей по телеграфу (Фрейд, 1900). 
 
 
 
 

     Заключение

     Книга Фрейда «Толкование сновидений» была рубежной в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений занимает особое место, знаменуя собой поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым разнообразным в этой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики. Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

     Задачей толкования сновидений Фрейд считал замещение сновидения скрытыми его  мыслями, то есть распутывание того, что  соткано работой сновидения . С одной стороны, он выставлял ряд новых психологических задач, касающихся как механизма работы сновидения, так и сущности и условий возникновения так называемого вытеснения; с другой стороны, Фрейд признавал существование скрытых мыслей как психического материала высшего порядка, обладающего всеми признаками высшей умственной деятельности, но не проникающего в сферу сознания до тех пор, пока сновидение не исказит его. Ученый предполагал существование таких скрытых мыслей у каждого человека, ибо почти все люди – даже самые нормальные - способны видеть сны. Фрейд считал, что с вопросом о бессознательности скрытых мыслей и об отношении их к сознанию и к вытеснению связаны другие важные для психологии вопросы, но решение последних должно быть отложено до того времени, когда удастся путем анализа выяснить происхождение других созданий больной психики, именно: истерических симптомов и навязчивых идей. Теория у Фрейда стала как бы «побочным» продуктом процесса психотерапии.    
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография 

  1. Виттельс Ф. «Фрейд. Его личность, учение и школа.» – Л.:  

    «ЭГО», 1991 г. 

  1. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. «общая психотерапия» - Мн. «Вышэйшая школа», 1997 г.
 
  1. «Лицо века. Зигмунд Фрейд, исследователь душ» // Эхо планеты, 1998 г.№ 6
 
 
  1. «Тайна  сна» - Харьков: «ШВН», 1995 г.
 
  1. Фрейд З. «О клиническом психоанализе. Избранные  сочинения.» - М.: «Медицина», 1991 г.
 
 
  1. Фрейд З. «Очерки  по психологии сексуальности.» - Мн.: «Попурри», 1997 г.
 
  1. Фрейд З. «Психоаналитические  этюды.» - Мн.: «Беларусь», 1991 г.
 
 
  1. Фрейд З. «Психология бессознательного: сборник произведений.» - М.: «Просвещение», 1990 г.
 
  1. Фрейд З. «Толкование  сновидений» - Киев: «Здоровья», 1991 г.
 
 
  1. Фромм Э. «Миссия Зигмунда Фрейда» - М.: «Весь мир», 1996 г.
 
  1. Юнг К. «Зигмунд Фрейд.» // Вопросы психологии, 1996 г. № 2

          
     
     
     

Информация о работе Зигмунд Фрейд и теория толкования сновидений