Зигмунд Фрейд и теория толкования сновидений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию.

Содержание

I Введение………………………….....3 стр.
II Основная часть…………………….5 стр.
1. Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда………………………………..5 стр.
2.Главная книга «Теория толкования сновидений»…………………………..8 стр.
III Заключение………………………13 стр.
IV Библиография…………………….14 стр.

Работа содержит 1 файл

З.Фрейд и теория толкования сновидений.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

            В 1889 г. Фрейд посетил Нанси,  где познакомился с Лебелем и Бернгеймом, также занимавшимися исследованиями истерии и гипноза. Под влиянием этих поездок у Фрейда сложилось определенное представление о механизмах подобных заболеваний. Вызревала мысль о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение больного, причем сам больной об этом не знает.

            После возвращения в Вену Фрейд  знакомится с известным практикующим  врачом Иосифом Брейером (1842-1925), который к этому времени уже  несколько лет практиковал оригинальный метод лечения женщин, больных истерией: он погружал пациентку в состояние гипноза, а потом предлагал ей вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. Иногда эти воспоминания  сопровождались бурными проявлениями чувств, плачем, и только в этих случаях чаще всего наступало облегчение, а  иногда и выздоровление. Брейер называл этот метод древнегреческим словом «катарсис» (очищение). Между ним и Брейером завязалось творческое содружество. Результаты своих совместных наблюдений они опубликовали в 1895 г. в работе «Исследование истерии».

          Вскоре, однако, Фрейд заметил, что  гипноз как средство проникновения  к «ущемленным» и забытым болезненным  переживаниям не всегда является  эффективным. И он был вынужден  искать другой путь к «ущемленному аффекту» и, в конце концов, нашел его в свободно всплывающих ассоциациях, в толковании сновидений, неосознанных жестов, оговорок, забываний и т.п.

          В 1896 г. Фрейд впервые употребил  термин психоанализ, под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.

           В 1900 г. вышла одна из лучших  книг Фрейда «Толкование сновидений».  В следующем году появилась  еще одна книга «Психопатология  обыденной жизни», а вслед за ней целая серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).

           Психоанализ начинает приобретать  популярность. Вокруг Фрейда формируется кружок единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др.

            В 1909 г. Фрейд получил приглашение  из Америки от Стесила Холла  прочесть лекции по психоанализу  в Кларковском университете, в  Ворчестере ( «О психоанализе. Пять лекций», 1910). Примерно в эти же годы выходят работы: «Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913). Психоанализ из метода лечения превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

             Заметным событием этого периода жизни Фрейда стал отход от него ближайших учеников и соратников Адлера и Юнга, не принявших его концепцию пансексуализма.

              Всю свою жизнь Фрейд развивал, расширял и углублял свое учение  о психоанализе. Ни нападки критиков, ни уход ближайших учеников не поколебали его в своих убеждениях.

              В 1908 г. в Зальцбурге состоялся  I Международный психоаналитический конгресс, а в 1909 г. стал выходить «международный журнал психоанализа». В 1920 г. был открыт Психоаналитический институт в Берлине, а затем в Вене, Лондоне, Будапеште. В начале 30-х годов такие же институты были созданы в Нью-Йорке и Чикаго.

             В 1923 г. Фрейд тяжело заболел  (он страдал раком кожи лица). Боль почти не оставляла его,  и, чтобы хоть как-то приостановить прогрессирование болезни, он перенес 33 операции.  В то же время он много и плодотворно работал: полное собрание его сочинений составляет 24 тома.

            В последние годы жизни учение  Фрейда претерпевает существенное  изменение и получает свое философское завершение. По мере того как работы ученого становились все более известными, усиливалась и критика его учения.       

               В 1933 г. нацисты, придя к власти, сожгли в Берлине груду книг Фрейда. Сам он так отреагировал на это известие: «Каков прогресс! – писал он. – В средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствовались сожжением моих книг». Он не мог предположить, что пройдет всего несколько лет и в лагерях Освенцима и Майданека сгорят миллионы жертв нацизма, в том числе и четыре его сестры. Только посредничество американского посла во Франции да большой выкуп, уплаченный фашистам Международным союзом психоаналитических обществ, позволили Фрейду в 1938 г. покинуть Вену и выехать в Англию. Но дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей и по его просьбе лечащий врач сделал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Главная книга - «Теория толкования сновидений»

     К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г.

     Каковы  же воззрения Зигмунда Фрейда на природу  сновидений?

     Фрейд считал, что сновидения не являются болезненным проявлением, они – не следствие патологического процесса, а результат деятельности здорового мозга. В известной степени сновидение – полноценный психический акт, присущий нормальной человеческой психике.

     Внешние раздражения или раздражения  со стороны внутренних органов скорее «включаются» в смысловую ткань сновидения, чем являются истинной причиной сновидений. Отсюда отрицание «рефлекторной» природы сновидений, которые являются закономерным продуктом психической деятельности спящего.

     Мало  определить, какими впечатлениями бодрствующей психики вызвано сновидение. Сон – небывалая комбинация бывалых впечатлений (И. М. Сеченов), но главное – определить закономерности этого комбинирования. Представления о том, что образы сновидений бессмысленны и хаотичны, неверно. Хотя при репродуцировании содержания сновидения оно редко производит впечатление осмысленности и целесообразности, нельзя на этом основании делать окончательные выводы, «Ткань» сновидения не есть «смысл» сновидения, который может быть понят лишь при анализе.

     Техника анализа сновидений идентична обычной  технике психоанализа. Это свободные ассоциации, отправными пунктами которых служат элементы сновидения. При анализе выясняется, как элементы сновидения связаны с пережитым в бодрствующем состоянии; лишь при установлении этих связей удается восстановить связь элементов сновидения между собой. Один из самых важных принципов – нельзя анализировать сновидение, если неизвестны ассоциации видевшего сон.

     Общий круг проблем, которые пациент сообщает в ходе анализа, достаточно широк. Частично информация привносится пациентом непосредственно в процессе психоанализа. Однако, по мнению Фрейда, большинство мыслей и впечатлений, выявленных при анализе, интимно участвуют в формировании образов сновидения. Ассоциативные ряды как бы расходятся от отправных точек – элементов сновидения, но затем, на определенном уровне, вновь конвергируют, сходясь к нескольким «точкам». Мысли, объединяющие ассоциативные ряды, чрезвычайно важны для личности, имеют эмоциональную значимость. Эти мысли неохотно сообщаются пациентом и в обычном состоянии редко осознаются им.

     Эти бессознательные мысли и составляют «скрытый смысл сновидения». Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд также считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками. То, что сновидения имеют смысл, предопределяет и наличие определенной психологической функции сновидений.

     Формирование  сновидений – активная переработка  информации. Эту переработку З. Фрейд называет работой сна (деятельность сновидения). Предполагается, что психоанализ воспроизводит эти процессы «в обратном» порядке.

     Работа  сна противоположна работе анализа.  Метод свободных ассоциаций приводит нас к одним и тем же выводам вне зависимости от того, что именно подвергается психоанализу: ошибки, оговорки, забывание слов и даже остроты. Но лишь «редукция острот» - превращение их в фразы, тождественные по смыслу, но не производящие эффект смешного, со всех точек зрения безупречна, проверяема. В процессе этого анализа Фрейд выявляет те механизмы, которые позволяют нам конструировать остроты. В отличие от формирования сновидений, ошибочных действий и описок, оговорок, сочинение смешного – процесс сознательный, а потому реконструируемый и проверяемый. Проще всего привести пример такого механизма комического, как «многократное повторение материала». Вспомним миниатюры, в которых многократно сообщается о продаже «больших раков за пять рублей, а маленьких за – три» либо зачитывается длинное письмо, автор которого бесконечно варьирует две фразы: «Я думал, что письмо не от тебя, но потом увидел, что от тебя» и «Я очень рад, что ты женился». Ни у кого не вызывает сомнения, что механизм «повторения» - реальный механизм формирования «комического». Иное дело сновидения.

     Переработка информации в сновидении сводится в  основном к трем процессам.

     Первый  процесс – сгущение (концентрация) образов вплоть до их «контаминации» (наложения друг на друга). То есть под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как «является сокращенным переводом последнего». З. Фрейд писал, что сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое. При строгом подходе лишь третий механизм заслуживает названия «сгущение». По сути, речь идет об отождествлении различных, зачастую весьма далеко стоящих друг от друга образов и представлений.

     Второй  процесс искажающей деятельности сновидения – смещение (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, «намеком». То, что находится далеко на периферии реально значимого переживания, в сновидении является кульминацией, центром. Можно сказать, что «смещение» - дорога с односторонним движением, от центра к периферии. И этот механизм можно наблюдать в психогенезе остроумия, однако в остроте «намек» сохраняет связь с основным контекстом, в сновидении эта связь утрачивается. Возможно поэтому, сновидения часто бывают страшными, но почти никогда смешными. Таким образом, смещение – это результат «цензуры», замещение истинного смысла сновидения намеками, символами.

     И наконец, третий механизм – символизация. То есть третий результат работы сновидений – регрессивное превращение мысли в зрительные образы. Фрейд достаточно образно раскрывал смысл этой трудной работы мозга: «Представьте себе, что вы взяли на себя заменить политическую передовицу газеты рядом иллюстраций, то есть вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками».  Этот механизм заслуживает специального рассмотрения. Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе «константность» символов делает их надличностными и транскультуральными. Направленность же психоанализа – сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по «Соннику Зигмунда Фрейда», равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психопатологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные аналитики «сплеча» сообщают больному азы психоанализа, вместо того чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы. Недирективный метод психотерапии таким образом немедленно становился директивным.

     Сновидение  – осуществление  желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний, проходящих через «круг сновидения», гораздо более разнообразней: здесь и семейные конфликты, и профессиональные и личные проблемы. Даже если сновидение сопровождается страхом, его психологический смысл не меняется. В сновидении неосознаваемые желания и тенденции проявляются более открыто, чем в бодрствующем состоянии. Поэтому сновидение – «царская дорога» в бессознательное. Однако и в сновидении продолжает действовать система нравственных запретов – «цензура», которая не позволяет наиболее неприемлемым для личности желаниям проявиться прямо. Именно «цензура» является главной силой, определяющей искажающую деятельность сновидения.

     Главным методом исследования сновидений является метод свободного ассоциирования.

     При анализе сновидений Фрейд считает  необходимым соблюдать следующих три основных правила.

           1.Не обращать внимание на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

Информация о работе Зигмунд Фрейд и теория толкования сновидений