Жизненные кризисы в период взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20-55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
В молодости человек стремится к достижению социальной зрелости – к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки, и можно сказать, что задача молодости – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира.
В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. Здесь и возникает ряд кризисов, называемых кризисами взрослости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………….….5.
1.1 Сущность и классификация кризисов………………………………..5.
1.2 Стадии психологического кризиса………………………………….11.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………...….15.
Возрастная периодизация взрослости……………………………....15.
Характеристика жизненных кризисов взрослости………………...18.
2.3 Психологическая помощь при кризисах взрослости……………....21.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….27.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ 20534+++.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Период после 30 лет связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим.

Для этого периода характерны [13, с.78]:

1) Попытка подвести первые итоги жизни (мысль  человека начинает  все реже концентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем и прошлом);

2) Переосмысление прожитого опыта, осознание ограниченности своих возможностей в том числе по времени и по здоровью;

3) Корректировка жизненных планов.

Кризис 40-летия осмысливается как  время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраст.

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

- в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятельностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;

- глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;

- кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7-10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;

- развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;

- кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих;

- выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку.

 

 

 

 

 

2.3 Психологическая помощь при кризисах взрослости

 

 

Практическая психология возрастных кризисов взрослости является сегодня  мало разработанным разделом. Причина  такого явления состоит в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов методологических основаниях. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов рассматриваются  просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной

специфики. Это затрудняет процесс  терапии, которая часто не достигает  своей цели [14, с.165].

Можно выделить два основных направления психологической помощи взрослому, переживающему кризис.

1. Психологическая помощь взрослому,  переживающему нормативный кризис  развития (30 и 40 лет). В данном случае  целесообразно использовать психобиографический  подход, включающий анализ восприятия  жизненного пути и корректировку  жизненной программы.

2. Психологическая помощь взрослому,  находящемуся в критической жизненной  ситуации, вызванной тем или иным  травматическим событием.

Рассмотрим эти направления  более подробно.

Первое направление представлено в различных вариантах биографического тренинга [3; 7]. Р. А. Ахмеров отмечает, что существующие методы психотерапии направлены на изменение отношения к конфликтной жизненной ситуации, повышение эмоционально-стрессовой устойчивости; формы и методы кризисной психотерапии направлены на предупреждение суицидальных реакций и повышение уровня адаптации, а методы социально-психологического тренинга – на коррекцию и оптимизацию межличностного общения [3, с.153]. Психолого-биографический подход, основанный на идеях жизненного пути (Ананьев Б. Г., Логинова Н. А., Рубинштейн С. Л.) причинно-целевой концепции психологического времени (Кроник А. А., Головаха Е. И.), разрабатывается «в целях оказания психологической помощи лицам, находящимся в кризисе взрослого периода жизни» [3, с.140]. Целью биографического тренинга является пробуждение и развитие жизнетворческого потенциала, что способствует профилактике и преодолению кризисов взрослости. В задачи биографического тренинга входит:

1) осознание истоков затруднения  текущего жизненного периода  в контексте всего жизненного  пути, что осуществляется через  анализ прошлого, где находятся  истоки затруднений, особенности  жизнеосуществления в настоящем  и через регуляцию посредством  представлениями о будущем; 

2) формирование нового отношения  к жизни через установку на  творческий поиск путей самореализации;

3) повышение культуры межличностного  общения. 

В биографическом тренинге ставятся различные акценты в зависимости  от характера кризиса: при кризисе  нереализованности – переоценка прошлого, поиск значимых событий в прошлом, при кризисе опустошенности – осознание значимости настоящего как связующего периода между психологическим прошлым и будущим, при кризисе бесперспективности – поиск и осознание перспектив в будущем [3].

Н. А. Логинова выделяет следующие задачи психоконсультирования и психокоррекционной работы на основе биографического метода [11, с.164]:

- стимулирование процессов самосознания, рефлексии биографического мышления, способствующее оформлению жизненного опыта личности, оптимальному планированию жизненного пути, определению личностного смысла жизни в целом и на отдельном ее этапе;

- формирование ценностного отношения ко времени жизни;

- формирование субъектной позиции и соответствующих мотивов по отношению к собственной судьбе, тренировка волевых качеств личности как субъекта жизни.

Когнитивно-поведенческая модель биографического тренинга разрабатывается  американским психотерапевтом Ф. Мелджесом, а в отечественной психологии B. C. Хомиком [16]. Основной метод здесь – самофутурирование – процесс визуализации будущих возможностей, перенесение предвосхищаемых картин будущего в психологическое настоящее, что позволяет делать выборы относительно собственного Я, перерастающие во внутренние цели и ценности. Большое внимание уделяется временной организации самосознания, которая способствует становлению целостной идентичности и актуализации чувства реальности.

Второе направление в консультативной  психологии называется кризисным консультированием. Оно основано на различении кризиса  и проблемы: проблема, в отличие  от кризиса, не столь остра и может  длиться годами без значительной динамики [12]. Еще одна особенность – ситуация переживается как кризисная, когда человек перестает видеть возможные выходы. Поэтому любая кризисная ситуация независимо от ее содержательных особенностей, имеет сходные паттерны переживания и, соответственно, стратегию психологической помощи. Сходные черты отмечаются в эмоциональном состоянии людей, переживающих травматический период жизни, оно характеризуется чувствами растерянности, страха, вины, отчаяния. К базовым принципам кризисного консультирования относятся: безотлагательная интервенция, повышенная активность психотерапевта, фокусирование на решении основной проблемы кризиса и ограничение побочных целей психотерапии, предоставление максимума поддержки со стороны терапевта [12, с.96]. Однако, травматический кризис, внезапно изменяя жизненный контекст личности, приводит к крушению перспектив, планов и надежд человека, обесцениванию его настоящего, потере смысла. Эффективность биографических методов при работе с инвалидами и лицами, пережившими техногенные катастрофы (в частности, аварию на Чернобыльской АЭС), также показана Р. А. Ахмеровым (1994) и А. А. Кроником (1993).

Таким образом, психобиографический  подход является адекватным для оказания психологической помощи при кризисах взрослого периода. Это связано с «жизненной» спецификой кризисов взрослости, которые часто сопровождаются потерей или снижением осмысленности жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Психическое развитие представляет собой  непрерывный процесс, в котором выделяются периоды накопления новых возможностей и потенций и фазы дезорганизации сложившейся психологической системы личности, ее перестройки и формирования новой целостности, нового уровня функционирования, центром которого становится иное, нежели ранее, психологическое новообразование. Для обозначения этих периодов в психологии развития используются термины «критический период» и «возрастной кризис» или «кризис развития».

Обзор научной литературы показал, что кризис представляет собой социально психологическое противоречие, сопровождающееся негативными переживаниями и возможной дезорганизацией поведения вследствие изменений и перестроек, происшедших в критический период – это критический период, осознаваемый и переживаемый личностью.

В середине периода взрослости человек  переживает кризисное состояние, некий  перелом в развитии, связанный  с тем, что представления о  жизни, сложившиеся между двадцатью  и тридцатью годами, не удовлетворяют  его. Происходит переоценка ценностей, смена приоритетов, критический пересмотр своего «Я».

В практической психологии возрастных кризисов взрослости выделяются два основных направления психологической помощи: психологическая помощь взрослому, переживающему нормативный кризис развития, и психологическая помощь взрослому, находящемуся в критической жизненной ситуации, вызванной тем или иным травматическим событием.

Биографические методы психологической  коррекции и терапии направлены на восстановление и осознание цельности  жизненного пути, его законченности, единства компонентов, что в совокупности повышает осмысленность жизни и понимание личностью логики собственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Абрумова, А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А. Г. Абрумова // Психологический журнал. – 1985. – № 6. – С. 107-115.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни. – М., 1977. – 287 с.
  3. Ахмеров, Р. А. Биографические кризисы личности. – М.,1994. – 189 с.
  4. Василюк, Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 3. – С. 90-101.
  5. Василюк, Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. – 1995 (а). – № 5. – С. 104-114.
  6. Василюк, Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. –1988. – № 5. – С. 27-37.
  7. Головаха, Е. И., Кроник, А. А. Психологическое время личности. – М., 1984. – 176 с.
  8. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону, 2004. – 524 с.
  9. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994. – 211 с.
  10. Линдсей, Х. Теория личности. – М., 2000. – 365 с.
  11. Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1999. – С. 156-173.
  12. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.
  13. Осипова, А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-на-Дону, 2006. – 289 с.
  14. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие. – М., 2000. – 352 с.
  15. Селье, Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 125 с.
  16. Хомик, В. С. Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего // LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. – М., 1993. – С.152-171.
  17. Хухлаева, О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. – М.: Генезис, 2009. – 190 с.
  18. Шапарь, В. Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов-на-Дону, 2008. – 265 с.
  19. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 261 с.

 


Информация о работе Жизненные кризисы в период взрослости