Жизненные кризисы в период взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20-55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
В молодости человек стремится к достижению социальной зрелости – к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки, и можно сказать, что задача молодости – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира.
В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. Здесь и возникает ряд кризисов, называемых кризисами взрослости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………….….5.
1.1 Сущность и классификация кризисов………………………………..5.
1.2 Стадии психологического кризиса………………………………….11.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………...….15.
Возрастная периодизация взрослости……………………………....15.
Характеристика жизненных кризисов взрослости………………...18.
2.3 Психологическая помощь при кризисах взрослости……………....21.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….27.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ 20534+++.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

Любой кризис предполагает два выхода: либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, возродить  ее, либо жизнь перерождается и  человек перерождается, становится совершенно иным, и в этой иной жизни  он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного  развития.

 

 

 

 

1.2 Стадии психологического  кризиса

 

 

Для психологических кризисов характерна определённая динамика, выражающаяся несколькими стадиями. К. Н. Поливанова описала четыре последовательные стадии кризиса [14, с.64-67].

1. Воздействия (конфронтации, вступительная) – это первая реакция человека на то, что неожиданно стало неизбежным, т.е. произошло. На этой стадии ориентация человека в ситуации ухудшается, растёт напряжение, увеличивается беспокойство. Человек никак не может решить проблему, чувствует, что его усилия найти выход из этой ситуации бесплодны, из-за чего усиливается чувство замешательства. Однако человек всё равно пытается быть в конфронтации с проблемой, ищет выход.

2. Капитуляции – напряжение продолжает расти, усиливаются чувства безнадёжности, бессилия, уменьшается уверенность в собственных силах, охватывает чувство, что эта проблема никогда не будет решена, болезненные переживания не прекратятся.

3. Мобилизации – собираются, мобилизуются все силы. В этот момент мотивация для решений очень сильна, очень велика возможность роста личности. Человек более открыт и (по сравнению с другими фазами) более доступен влиянию других. Из этой фазе возможны  два выхода:

А) Кризис преодолевается, человек находит решение. Напряжение понемногу уменьшается, человек становится более сильным.

Б) Кризис не преодолевается. Напряжение также уменьшается, но уже по другим причинам: человек сдаётся, чувствует себя побеждённым, становится пассивным.

4. Завершающая стадия (отступления) – человек чувствует сильное физическое и психическое истощение. Если кризис преодолён, человек постепенно возвращается в обычное ему состояние и образ жизни. Если кризис не преодолён, ослабевает внутренняя интеграция личности. Продолжаются возможные варианты хронизации.

В целом любой кризис можно описать по следующей схеме:

- источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;

- симптомы, т. е. особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;

- возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;

- обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;

- пути выхода из кризиса;

влияние кризиса на успешность деятельности человека;

- формы «расплаты» за невыход из кризиса;

- особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.

Каждая конкретная критическая  ситуация не является каким-то застывшим  образованием, она имеет сложную  внутреннюю динамику, в которой различные  типы ситуаций влияют друг на друга  через внутреннее состояние, внешнее  поведение человека и его последствия.

Психологами, исследующими психологический  кризис, было показано, что большинство  психологических кризисов такого типа наблюдается у практически здоровых психически и физически людей. Однако существуют различные личностные реакции  на кризисное состояние. Известный  отечественный исследователь состояния  психологического кризиса А. Г. Абрумова выделяет шесть типов ситуационных реакций на стресс [1, с.108-111].

1. Реакция эмоционального дисбаланса, для которой характерно доминирование  отрицательных эмоций. У человека  снижается общий фон настроения, присутствует чувство дискомфорта  в той или иной степени, повышается  тревожность, сокращается круг  общения, общение становится более  поверхностным и формальным. Длительность  такого рода реакций — до  двух месяцев. Именно в этот момент человек наиболее открыт для психологического воздействия и психологическая помощь при такой реакции наиболее эффективна.

2. Пессимистическая ситуационная  реакция. Выражается изменением  мироощущения, установлением мрачной  окраски мировоззрений, суждений, оценок, изменением и переструктурированием  системы ценностей. Стойко снижается  уровень оптимизма, соответственно  снижается продуктивность планирования  деятельности в будущем. На первое место выходят мрачные прогнозы, события и их динамика окрашены в черные тона. Эмоциональные нагрузки воспринимаются как удары судьбы, которые можно только принимать, но им нельзя противодействовать. Психологическая помощь при такой форме реакции крайне затруднена и сложна.

3. Реакция отрицательного баланса.  Это реакция, для которой характерным  является рациональное подведение  жизненных итогов, оценка пройденного  пути, определение реальных перспектив  существования, сравнение положительных  и отрицательных моментов продолжения  жизни. При наличии преимущественно  внутренних конфликтов в личности  выводится отрицательный жизненный  баланс. Подобные механизмы наблюдаются  у лиц с тяжелыми заболеваниями  (рак, лейкоз), знающих о неизбежности  углубления страданий и печального  исхода, у одиноких лиц старшего  возраста, критически оценивающих  свое прогрессирующее физическое  одряхление. Реакция отрицательного  баланса длится в среднем до  месяца.

4. Ситуационная реакция демобилизаций  отличается наиболее резкими  изменениями в сфере контактов  (отказ от привычных контактов  или их значительное ограничение), что вызывает устойчивое переживание  одиночества, беспомощности, безнадежности.  Также наблюдается частичный  отказ от деятельности. Практически  человек избегает какой-либо деятельности, кроме самых необходимых, жизненно  важных сфер деятельности. Продолжительность  этого типа реакции в среднем  составляет один месяц. Если человеку созданы условия для отдыха, он освобождается от тяжелых забот и ответственности, эта ситуация разрешается.

5. Ситуационная реакция оппозиции.  Для нее характерна внешнеобвинительная  позиция, человек становится агрессивным,  резко отрицательно оценивает  окружающих, их деятельность. Эта  реакция обычно постепенно угасает  сама по себе. Но в случае  глубокой и высокой интенсивности  требует принятия защитных мер,  иначе резко нарушается адаптация  человека.

6. Реакция дезорганизации. Здесь  наблюдаются наиболее выраженные  изменения на уровне организма  – гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна. Продолжительность этого типа реакции обычно не превышает в среднем двух недель. Эта реакция не несет защитной функции, тогда как предыдущие типы в известном смысле могут быть признаны реакциями психологической защиты, поскольку они как бы экономят психическую энергию, тем или иным способом ограничивая реально практическую деятельность человека без нарушения системы адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ХАРАКТЕРИСТИКА  ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

2.1 Возрастная периодизация взрослости

 

 

Границы возрастной периодизации взрослого человека весьма условны и относительны: наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социально-экономических условий индивидуального его развития.

Период взрослости – это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии, или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше) [17, с.38]. Есть и такие обозначения границ: от 17-18 до 55 лет для женщин, до 60 лет для мужчин. Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте. Поэтому очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов. Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст.

Возрастные часы – внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.

Социальный возраст – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста [9, с.43].

Психологический возраст – характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр. [9, с.44].

Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают  взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов –  обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.

Основное новообразование этого  периода – достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия  используется в психологии часто, но понимается несколько по-разному. Х. Линдсей, характеризуя зрелого человека, выделял следующие его характеристики: широкие границы «Я», способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии [10, с.94]. Б. Ливехуд рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание [9, с.52].

По Э. Эриксону, начало зрелости (период от конца юности до начала среднего возраста) является шестой стадией жизненного цикла [19, с.104]. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе осознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двоих  людей, но и способность одного человека заботиться о другом и делиться с  ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью  дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно  человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать  или затруднять достижение близости.

Седьмая стадия, по Эриксону, – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а  родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью  на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом. Общечеловечностью Эриксон  называет «способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира» [19, с.106]. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей – он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе, и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика жизненных кризисов взрослости

 

 

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28-34), 40-45, 55-60 лет и, наконец, в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового  крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. [2, с.44-47].

Первый кризис, приходящийся на 20-22 года – переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Около 30 лет происходит переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет – это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений.

Информация о работе Жизненные кризисы в период взрослости