Жизненные кризисы в период взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20-55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
В молодости человек стремится к достижению социальной зрелости – к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки, и можно сказать, что задача молодости – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира.
В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. Здесь и возникает ряд кризисов, называемых кризисами взрослости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………….….5.
1.1 Сущность и классификация кризисов………………………………..5.
1.2 Стадии психологического кризиса………………………………….11.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………...….15.
Возрастная периодизация взрослости……………………………....15.
Характеристика жизненных кризисов взрослости………………...18.
2.3 Психологическая помощь при кризисах взрослости……………....21.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….27.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ 20534+++.docx

— 54.50 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………….….5.

1.1 Сущность и классификация кризисов………………………………..5.

1.2 Стадии психологического кризиса………………………………….11.

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………...….15.

    1. Возрастная периодизация взрослости……………………………....15.
    2. Характеристика жизненных кризисов взрослости………………...18.

2.3 Психологическая помощь при кризисах взрослости……………....21.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Взрослость  – это период онтогенеза, условно  определяющийся возрастными границами 20-55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.

В молодости человек стремится  к достижению социальной зрелости –  к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную  жизнь, свои решения и поступки, и  можно сказать, что задача молодости  – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили  ли они ранее поставленные перед  собой задачи. Здесь и возникает  ряд кризисов, называемых кризисами  взрослости.

Большинство взрослых людей обретают к середине периода – 40 годам – устойчивость в жизни и уверенность в себе. Однако большинство взрослых людей переживают сомнения, связанные с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить, переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Взрослый  человек одновременно переживает и  чувство стабильности и душевное смятение по поводу того, действительно  ли он верно понял и реализовал настоящее предназначение своей  жизни. Особенно острым становится это  противоречие в случае негативных оценок, данных самой личностью своей  предшествующей жизни и необходимости  выработать новую жизненную стратегию.

Все вышесказанное  в полной мере обусловило актуальность данной курсовой работы, целью которой является анализ жизненных кризисов в период взрослости и характеристика методов психологической помощи для их преодоления.

Объект исследования – период взрослости.

Предмет исследования – жизненные кризисы в период взрослости.

Поставленная  цель обусловила решение следующих задач:

1) Дать определение понятию «кризис», изучить его классификацию и стадии развития;

  1. Привести возрастную периодизацию взрослости;
  2. Охарактеризовать важнейшие кризисы периода взрослости;
  3. Проанализировать основные методы психологической помощи при кризисах взрослости.

При написании  работы использовались следующие методы: анализ и синтез, диалектический и монографический методы.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

1.1 Сущность и классификация кризисов

 

 

Кризис (от греч. kreses – «решение», «поворотный пункт», «исход») в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. По другому определению, психологический кризис – состояние, при котором «невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека» [9, с.23].

Р. А. Ахмеров ввел в психологию такое понятие, как биографические кризисы личности. Под биографическим кризисом он понимает такую «особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути» [3, с.10]. В своем исследовании он обнаружил, что источником возникновения подобного кризиса является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в таких явлениях, как излишняя категоричность в оценке вероятности событий, отсутствие конфликтности. Риск кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен, чем больше он уверен в вероятности высокозначимых событий. Исследователь доказал, что при биографических кризисах снижается оценка человеком продуктивности своей жизни, существенно усиливается переживание своей исчерпанности, опустошенности, бесперспективности, снижается переживание своей реализованности. Как правило, такие кризисы сопровождаются ухудшением здоровья, занижается ожидаемая продолжительность жизни. Оказалось, что женщины в целом более продуктивно оценивают своей жизненный путь, чем мужчины, и менее категоричны в оценке жизненных событий. Источником биографического кризиса является неоптимальная жизненная программа личности, автором которой личность сама и является.

Основными чертами психологического кризиса являются [18, с.96-101]:

1) Специфическое, эмоционально значимое событие для человека. Одно из самых распространенных событий, вызывающих психологический кризис – утраты. Их нужно понимать в более широком смысле – это может быть не только смерть близкого человека, но и развод, потеря работы, утрата материального благополучия, социального статуса. Это случаи, когда человек утрачивает то, что для него лично представляет эмоциональную и ценностную значимость.

2) Состояние психического дискомфорта, во время которого человек переживает очень сильные напряжение, тревогу, растерянность, бессилие, безнадежность, страх, вину и другие чувства, не позволяющие ему нормально функционировать, и которые продолжаются дольше тех, которые приходилось переживать ранее при преодолении возникающих серьезных жизненных проблем.

3) Человек не знает, что делать в этой новой жизненной ситуации. Каждый человек во время тяжелых переживаний всегда располагает конкретным жизненным опытом, который помогает ему преодолеть возникающие трудности, связанные с ними тяжелые и болезненные состояния. Но в случае психологического кризиса, ранее приобретенный опыт преодоления проблем не помогает. Имеющихся, известных способов решения проблем недостаточно. Такая ситуация усугубляет общее состояние растерянности и бессилия, подрывает веру с собственные силы.

4) Возможность помощи. Во время психологического кризиса очень важно, имеется ли возможность получения помощи. Помощь могут оказывать близкие люди (члены семьи, друзья), специалисты преодоления кризисов – профессионалы в области психического здоровья и добровольцы. При отсутствии помощи психологический кризис может усугубляться и остаться непреодоленным.

5) Длительность психологического кризиса. Кризисные переживания длятся до 2-х месяцев. Если в течение, примерно, двух месяцев не проходят тяжелые чувства и переживания, сопутствующие психологическому кризису, человеку не удается вернуться в привычный каждодневный ритм и качество жизни, то такое состояние уже не называется кризисным. На этом этапе определяются и диагнозируются возможные в таких случаях нарушения (которые квалифицируются по доминирующим симптомам или нарушениям – эмоциональным, поведенческим и т.п.), поэтому и кризисная терапия/интервенция обычно применяется только во время переживания психологического кризиса.

Р. А. Ахмеров выделяет три типа биографических кризисов: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности [3, с.27-31].

1) Кризис нереализованности возникает, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет связи событий своей жизни. Человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи, в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего. Одной из причин такого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека забросило, с которой он считается, но в которой его прежний опыт не является ценностью.

2) Кризис опустошенности возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее. Одной из причин такого состояния может служить некоторая усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, штурма высоты в жизни и профессии. В этом случае оправданы передышка, отдых от утомившего образа жизни и бурной деятельности. Другой вариант наблюдается при резкой смене социальной или жизненной ситуации, когда у человека возникает ощущение неопределенности, непредсказуемости будущего.

3) Кризис бесперспективности возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем. У человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях. Реальным показателем наличия такого кризиса является то, что затянувшееся переживание закономерно вызывает отклонения в телесном здоровье.

Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния. Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины: это  кризисы развития, травматические кризисы  и кризисы утраты.

Отечественный психолог, известный  своими работами по психологии переживания, Ф. Е. Василюк, описывая критическую ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации: это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса [4, с.93]. Несмотря на большое количество литературы по проблемам стресса и кризиса, многие авторы вкладывают различное содержание в эти понятия.

Под стрессом (от англ. stress – «напряжение») автор этого термина, Г. Селье, понимал «неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям» [15, с.9]. Эти условия могут быть внутренними – болезнь, усталость, или внешними – резкое изменение происходящего вокруг человека. Любая жизненная ситуация, по Селье, вызывает стресс, но не каждая бывает критической. Критическое состояние вызывает дистресс, который переживается как горе, истощение, сопровождается нарушением адаптации и контроля личности.

Под фрустрацией (от лат. frustracio – «обман», «тщетные ожидания», «расстройства») понимают такое состояние, при котором характерны наличие сильной мотивированности достичь цель и преграды, препятствующие достижению этой цели. Такими преградами, барьерами, которые останавливают человека на пути к цели, могут быть физические барьеры (например, стена тюрьмы), биологические – старость, болезнь, психологические – страх интеллектуальной недостаточности, или культуральные – запреты, правила, нормы, принятые в том или ином обществе.

Задача определения психологического понятия «конфликт» довольно сложна. Конфликты могут быть внутри человека, например, между желанием иметь какую-то вещь и страхом (желанием купить автомобиль и страхом попасть в аварию). Конфликт всегда предполагает столкновение интересов и высокую значимость этих интересов. Внутренние конфликты возможны у человека только при наличии сложного внутреннего мира и осознании человеком этой сложности.

Различают два типа кризисных ситуаций в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни.

Кризис первого типа – это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

Ситуация второго типа перечеркивает  имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения  изменение самой личности и смысла ее жизни.

Столкновение человека с непреодолимой  преградой – утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис. Процесс преодоления этого кризиса Ф. Е. Василюк назвал переживаниями, рассматривая их как внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации. Психолог выделяет следующие четыре типа переживаний [5, с.107-109].

1. Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его – «ничего страшного не случилось», «ну уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.

2. Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.

3. Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.

4. Творческое переживание характерно для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

Информация о работе Жизненные кризисы в период взрослости