Зарубежные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:
1) проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
2) изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
3) провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5
1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5
1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8
1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10
1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15
1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18
1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Теории личности.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Ключевой фактор в различении различных теорий личности – относительная важность бессознательных детерминант поведения в противоположность важности сознательных детерминант. Хотя это остается центральным вопросом, в последние годы, как представляется, сменились сами основания для разногласий. Изначально дискуссии разворачивались относительно реальности существования бессознательной мотивации, теперь же вопрос стоит не о том, существуют ли такие факторы, а в каких условиях и с какой силой они действуют. Разумеется, бессознательные факторы особенно подчеркиваются в теории Фрейда и во многих теориях, на которые повлиял ортодоксальный психоанализ, таких как теории Мюррея и Юнга, придающих этим факторам большое значение. На другом полюсе мы обнаруживаем теории Олпорта, Левина, Гольдштейна, Скиннера, Роджерса и экзистенциалистов, где бессознательная мотивация не занимает такого места или же обретает важную роль у аномального индивида. Правда, теоретики личности проявляют тенденцию ко все большему принятию роли бессознательных мотивов, но тем не менее, между теоретиками остаются существенные различия в том, насколько подчеркивается эта роль.

Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано  на примере.

Эрих Фромм  считал, что содержание человеческой природы выражается через потребность в установлении связей (контакте с людьми и физическим окружением), потребность в преодолении (отделении от других людей и мира), потребность в корнях (ощущении принадлежности), потребности в идентичности (знании, кто ты и каков ты) и потребности в системе взглядов (способе восприятия и понимания мира).

Карл Роджерс  определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших  переживаний.

Гордон Олпорт определял личность как то, что  индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

Джордж Келли  рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека [6].

Зигмунд Фрейд  полагал, что формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития и человек уже рождается с определенным количеством сексуальной энергии.

По мнению Альфреда Адлера, люди стремятся выработать специальный стиль жизни впервые 4 – 5 лет, а силой развития личности является стремление к сотрудничеству (социальный интерес).

Согласно Скиннеру, поведение человека управляется  окружающей средой, а не внутренними силами. Иную теорию предложил А. Бандура. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность, самоподкрепление позволяют человеку регулировать, предвидеть и направлять свои действия, своё поведение.

Таким образом, мы видим, что существует огромное количество теорий личности, каждая из которых  имеет свою изюминку. Конечно, ни одна теория не может адекватно объяснить все, что мы знаем о личности. Поведение человека настолько сложно и неоднозначно, что трудно объяснить его в терминах отдельной теории или направления. Поэтому нельзя утверждать, что кто-то может понять личность с помощью только одной теории. Наоборот, разные теории могут быть полезны для рассмотрения разных проблем или аспектов. Такая позиция, известная как эклектизм, означает, что следует оставаться открытым для различных точек зрения.

 

 

 

Заключение

Целью данной контрольной работы являлось изучение зарубежных теорий личности.

Были реализованы  следующие задачи:

    1. проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
    2. изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
    3. провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

И в заключение необходимо отметить, что проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

В настоящее  время нет общепринятого мнения о том, какая теория личности наиболее эффективна для объяснения основных факторов поведения человека. Любая теория личности имеет свое право на существование, и никто не знает, какая из них единственно правильна, а какая близка к правде. Неясно, по каким законам личность развивается.

Из нашего исследования видно, что фактически нет предела разнообразию теоретических моделей человечества, которые могут изобрести ученые. Сколько умов, столько и альтернативных концепций человека. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека. Но все теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии.

Следует принять  во внимание,  что в будущем, вероятно, возникнут новые концепции и направления. Однако, хотя теории личности, подобно кратковременным капризам моды, могут приходить и уходить, проблемы, которые стояли перед теоретиками, будут постоянно привлекать серьезное внимание в последующие годы. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое у разных исследователей, внушает определенный оптимизм в отношении этой сложной психологической проблемы – проблемы личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

    1. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г.Асмолов. –М.: Салют, 2000. –231с.
    2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций/ Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2002. –336с.
    3. Егорова, И.А.  Психология личности: учебно-методическое пособие/ И.А.Егорова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2007. –56с.
    4. 3eигapник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии/ Б.В.Зеигарник.–М.:«Издательство Московского университета», 2001. –133с.
    5. Костенко, А.Л. Психология личности: курс лекций/ А.Л. Костенко.–М.: Наука, 2003. –135с.
    6. Мадди, С. Теории личности: Сравнительный анализ/ С. Мадди. – СПб.: Издательство "Речь", 2002. –485с.
    7. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования/               Л. Первин, Джон О. – перевод с английского М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. –601с.
    8. Робертсон, Р. Введение в психологию Юнга/ Р.Робертсон. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. –320с.
    9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л.Рубинштейн.    – СПб: Питер, 2002. –720с.
    10. Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С.В. Талайко. – Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2006.   –198с.
    11. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции/ З.Фрейд.–М.: Наука, 1997. –456с.
    12. Фрейд, З. Психология бессознательного/ З.Фрейд.–СПб: Питер, 2007. – 400с.
    13. Холл, К.С. Теории личности/ К.С.Холл, Г.Линдсей; пер. с англ. И.Б.Гриншпун.–М.: "КСП+", 1997. –720с.
    14. Хьелл, Л. Теории личности/Л.Хьелл, Д.Зиглер. –СПб.: Питер, 1997. –608с.
    15. Швецов, Д.Ф. Современные теории личности/ Д.Ф.Швецов.–М.: Наука, 2003. –219с.
    16. Юнг, К.Г. Психологические типы/ К.Г.Юнг.–М.:Прогресс-Юниверс, 1995. –716с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Зарубежные теории личности