Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:53, контрольная работа
Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:
1) проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
2) изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
3) провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5
1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5
1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8
1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10
1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15
1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18
1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение
Маслоу описал
человека как «желающее существо»,
которое редко достигает
Маслоу считал, что все потребности человека врожденные, т.е. порождены наследственными инстинктами. Общность генотипа людей порождает общность структуры потребностей.
Маслоу предложил схему, которую он назвал иерархией потребностей (Приложение 4)
Иерархия потребностей
в порядке доминирования
1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);
3) потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
4) потребность в уважении (самоуважение, признание);
5) потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Главным принципом этой схемы является следующее: для того, чтобы высшие потребности могли осознаться и мотивировать поведение, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены.
Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет для человека актуальной, т.е. действующей, мотивирующей поведение. Таким образом, последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Расположение потребностей не является догмой, а скорее общим принципом. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные социальные и бытовые проблемы.
Кроме того, ни одна группа потребностей не бывает полностью удовлетворена. Потребности не имеют четких границ и частично накладываются, тогда человек может быть одновременно мотивирован на двух и даже трех уровнях. При этом человек не может просто продвинуться наверх и просто там остаться. Если низкие потребности перестанут удовлетворяться, то человек вновь вернется на этот уровень.
Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.
Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых он описал самоактуализирующихся людей (Приложение 5). Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение) [14].
Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – «цвет» человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость: потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности); сопротивление окультуриванию.
1.6. Альберт
Бандура – Социально-
Бандура описывает
психологическое
Основная теоретическая
концепция Бандуры –
Социально-когнитивная теория личности отражает:
Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточное количество фактов в ее поддержку.
Социально-когнитивная теория Бандуры дала толчок большому количеству исследований, подвергающих проверке ее основные концепции и принципы. Эти исследования значительно расширили наши знания о том, как моделирование поведения родителей влияет на социальное развитие детей, как приобретают языковые и мыслительные навыки, как можно использовать самоподкрепление в терапии разнообразных психологических проблем. Сам Бандура провел многочисленные исследования, подтверждающие важность научения через наблюдение в приобретении и модификации агрессивного поведения. Эти исследования наряду с бесчисленными эмпирическими находками в смежных сферах личностного функционирования (например, полоролевое развитие, помогающее поведение, навыки общения, самоэффективность) уже являются составной частью современной психологии.
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров
Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социо-культурных факторов, а стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность через отказ от свободы, Фромм назвал механизмы бегства:
1. Авторитаризм – тенденция соединить себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Эго». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистских формах авторитаризма люди проявляют в отношениях с обществом чрезмерную зависимость, подчиненность и подавленность. Садистская форма проявляется в эксплуатации других, подчинении их и контроле.
Типичным примером авторитарной структуры является армия, где у каждого человека присутствуют обе тенденции: человек подчиняется вышестоящим офицерам и сам контролирует нижестоящих.
2. Деструктивность – человек пытается преодолеть комплекс неполноценности, уничтожая и подавляя других. Причем деструктивные тенденции могут быть направлены в позитивное русло: долг, патриотизм и любовь.
3. Подчинение – люди полностью растворяются в окружении, чтобы преодолеть пропасть между свободой и личной безопасностью. Некоторые люди используют данную стратегию и становятся абсолютно такими же, как окружение: они полностью жертвуют своей свободой ради личной безопасности. Такое поведение Фромм назвал «конформность автомата». В результате подобного поведения появляется «человек-хамелеон» [14].
Альтернативу описанным выше стратегиям Фромм назвал позитивной свободой – т.е. человек чувствует себя частью мира и в то же время осознает свою свободу и независимость. Для достижения позитивной свободы человек должен проявлять так называемую «спонтанную активность», которую мы можем наблюдать у детей, которые руководствуются не социальными нормами и правилами, а внутренними побуждениями. Главными проявлениями спонтанной активности Фромм считал любовь и труд, через которые человек добивается чувства свободы, не теряя своей связи с обществом.
Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность.
1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо постоянно о ком-то заботиться, проявлять участие и нести ответственность, чтобы преодолеть изоляцию от природы и отчужденность. В норме эта потребность осуществляется посредством «продуктивной любви» помогающей индивидам сохранять свою индивидуальность, трудясь вместе. В патологии, если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссами: они отстаивают свои личные эгоистические интересы и не способны доверять другим.
2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Процесс созидания в разных своих формах (воспитание детей, искусство, создание материальных ценностей) позволяет человеку достичь чувства свободы и полноценности. Неудовлетворение этой потребности является причиной деструктивного поведения.
3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя частью человечества. В детстве человек имеет все основания чувствовать себя в безопасности – он защищен родительской опекой. Позже эта связь ослабевает либо теряется вовсе и человек, чувствуя неизбежность смерти, ощущает потребность в поддержке, стабильности и прочности. В том случае, если человек не смог отделиться от родителей, он не сможет ощутить свою личностную ценность и свободу.
4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди используют потребность тождества с самим собой, т.е. в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть и «отдельность» от других людей. Если человек достаточно четко самоидентифицирован он чувствует себя хозяином своей жизни. Если идентификация не достигнута, то человек становится пассивным, постоянно ждущим каких-то указаний.
5. Потребность в смысле жизни и идеологии. Фромм считал, что людям необходима стабильная и постоянная опора для понимания окружающего мира. Особое место занимает представление человека о природе и обществе. Главное, чтобы человек к объяснению окружающей действительности относился рационально, в этом залог здоровья, в т.ч. психического. Люди нуждаются в объекте преданности или смысле жизни – высшие цели или Бог.
Удовлетворение потребностей и, соответственно, формирование индивидуальности каждого человека, зависит от конкретных социально-экономических условий его жизни.
Таким образом, определяющим фактором развития личности, по Фромму является общество.
Фромм выделял в современном обществе пять социальных типов характера: эти типы представляют собой результат взаимодействия экзистенциональных потребностей с социально-экономическими условиями данного общества.
Среди всех типов Фромм определяет два больших типа: нормальные (продуктивные) и девиантные (непродуктивные). Ни один из этих типов не существует в чистом виде: продуктивные и непродуктивные качества сочетаются в каждом человеке в разных пропорциях. Следовательно, психическое и социальное здоровье индивида зависит от сочетания нормальных и девиантных черт человека.
Непродуктивные типы характера:
Продуктивный характер только один. Согласно Фромму, он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности
Рассмотрение современных теорий личности показывает, что важность представлений о человеке как желающем, ищущем, целенаправленном существе сегодня не настолько находится в центре внимания, как три-четыре десятилетия назад. Но, не смотря на это, большинство психологов рассматривают данный вопрос.
Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями [2].
За всеми
современными теориями личности явно
или неявно стоит философское
представление о природе