Зарубежные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:
1) проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
2) изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
3) провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5
1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5
1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8
1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10
1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15
1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18
1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Теории личности.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния  полного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, если оно и существует, может быть очень недолговечным. Здесь действует принцип, если одна потребность удовлетворена, она становится фоном, а фигурой становится новая потребность, которая направляет внимание и усилие человека. Таким образом, люди всегда чего-то желают.

Маслоу считал, что все потребности человека врожденные, т.е. порождены наследственными  инстинктами. Общность генотипа людей  порождает общность структуры потребностей.

 Маслоу предложил схему, которую он назвал иерархией потребностей (Приложение 4)

Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая:

1) физиологические  потребности (пища, вода, сон и  т.п.);

2) потребность  в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребности  в любви и принадлежности (семья, дружба);

4) потребность  в уважении (самоуважение, признание);

5) потребность  в самоактуализации (развитие способностей).

Главным принципом  этой схемы является следующее: для того, чтобы высшие потребности могли осознаться и мотивировать поведение, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность  проявится и станет для человека актуальной, т.е. действующей, мотивирующей поведение. Таким образом, последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Расположение потребностей не является догмой, а скорее общим принципом. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные социальные и бытовые проблемы.

Кроме того, ни одна группа потребностей не бывает полностью  удовлетворена. Потребности не имеют  четких границ и частично накладываются, тогда человек может быть одновременно мотивирован на двух и даже трех уровнях. При этом человек не может просто  продвинуться наверх и просто там остаться. Если низкие потребности перестанут удовлетворяться, то человек вновь вернется на этот уровень.

Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых он описал самоактуализирующихся  людей (Приложение 5). Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение) [14].

Эмпирические  исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся  люди – «цвет» человечества, люди, живущие  полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития. Их характеристики следующие: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость: потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности); сопротивление окультуриванию.

 

1.6. Альберт  Бандура – Социально-когнитивная  теория личности

Бандура описывает  психологическое функционирование человека  в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В его концепции люди не зависят целиком от внешних сил и не являются свободными существами. Большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов окружения: динамическому процессу с когнитивной составляющей регулирования деятельности. Отличительной чертой социально-когнитивной теории является постулат о том, что поведение человека формируется в основном через наблюдения и примеры.

Основная теоретическая  концепция Бандуры – моделирование. Ключевое положение – моделирование  генерирует обучение посредством своей информационной функции. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами: процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения, мотивации [7].

Социально-когнитивная  теория личности отражает:

  • Строгую приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и познаваемости;
  • Умеренную приверженность элементализму;
  • Среднюю позицию по положениям свобода – детерминизм, субъективность – объективность, проактивность – реактивность.

Теория Бандуры  хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточное количество фактов в ее поддержку.

Социально-когнитивная  теория Бандуры дала толчок большому количеству исследований, подвергающих проверке ее основные концепции и  принципы. Эти исследования значительно расширили наши знания о том, как моделирование поведения родителей влияет на социальное развитие детей, как приобретают языковые и мыслительные навыки, как можно использовать самоподкрепление в терапии разнообразных психологических проблем. Сам Бандура провел многочисленные исследования, подтверждающие важность научения через наблюдение в приобретении и модификации агрессивного поведения. Эти исследования наряду с бесчисленными эмпирическими находками в смежных сферах личностного функционирования (например, полоролевое развитие, помогающее поведение, навыки общения, самоэффективность) уже являются составной частью современной психологии.

 

1.7. Эрих  Фромм – Типологические модели  социальных характеров

Эрих Фромм  продолжил постфрейдистскую тенденцию  в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социо-культурных факторов, а стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность через отказ от свободы, Фромм назвал механизмы бегства:

1. Авторитаризм – тенденция соединить себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Эго». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистских формах авторитаризма люди проявляют в отношениях с обществом чрезмерную зависимость, подчиненность и подавленность. Садистская форма проявляется в эксплуатации других, подчинении их и контроле.

Типичным примером авторитарной структуры является армия, где у каждого человека присутствуют обе тенденции: человек подчиняется  вышестоящим офицерам и сам контролирует нижестоящих.

2. Деструктивность – человек пытается преодолеть комплекс неполноценности, уничтожая и подавляя других. Причем деструктивные тенденции могут быть направлены в позитивное русло: долг, патриотизм и любовь.

3. Подчинение – люди полностью растворяются в окружении, чтобы преодолеть пропасть между свободой и личной безопасностью. Некоторые люди используют данную стратегию и становятся абсолютно такими же, как окружение: они полностью жертвуют своей свободой ради личной безопасности. Такое поведение Фромм назвал «конформность автомата». В результате подобного поведения появляется «человек-хамелеон» [14].

Альтернативу  описанным выше стратегиям Фромм назвал позитивной свободой – т.е. человек чувствует себя частью мира и в то же время осознает свою свободу и независимость. Для достижения позитивной свободы человек должен проявлять так называемую «спонтанную активность», которую мы можем наблюдать у детей, которые руководствуются не социальными нормами и правилами, а внутренними побуждениями. Главными проявлениями спонтанной активности Фромм считал любовь и труд, через которые человек добивается чувства свободы, не теряя своей связи с обществом.

Кроме отделения  от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность.

1. Потребность  в коммуникации. Людям необходимо постоянно о ком-то заботиться, проявлять участие и нести ответственность, чтобы преодолеть изоляцию от природы и отчужденность. В норме эта потребность осуществляется посредством «продуктивной любви» помогающей индивидам сохранять свою индивидуальность, трудясь вместе. В патологии, если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссами: они отстаивают свои личные эгоистические интересы и не способны доверять другим.

2. Потребность  в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Процесс созидания в разных своих формах (воспитание детей, искусство, создание материальных ценностей) позволяет человеку достичь чувства свободы и полноценности. Неудовлетворение этой потребности является причиной деструктивного поведения.

3. Потребность  в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя частью человечества. В детстве человек имеет все основания чувствовать себя в безопасности – он защищен родительской опекой. Позже эта связь ослабевает либо теряется вовсе и человек, чувствуя неизбежность смерти, ощущает потребность в поддержке, стабильности и прочности. В том случае, если человек не смог отделиться от родителей, он не сможет ощутить свою личностную ценность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди используют потребность тождества с самим собой, т.е. в идентичности,  благодаря которой они чувствуют свою непохожесть и «отдельность» от других людей. Если человек достаточно четко самоидентифицирован он чувствует себя хозяином своей жизни. Если идентификация не достигнута, то человек становится пассивным, постоянно ждущим каких-то указаний.

5. Потребность в смысле жизни и идеологии.  Фромм считал, что людям необходима стабильная и постоянная опора для понимания окружающего мира. Особое место занимает представление человека о природе и обществе. Главное, чтобы человек к объяснению окружающей действительности относился рационально, в этом залог здоровья, в т.ч. психического. Люди нуждаются в объекте преданности или смысле жизни – высшие цели или Бог.

Удовлетворение  потребностей и, соответственно, формирование индивидуальности каждого человека, зависит от конкретных социально-экономических  условий его жизни.

Таким образом, определяющим фактором развития личности, по Фромму является общество.

Фромм выделял  в современном обществе пять социальных типов характера: эти типы представляют собой результат взаимодействия экзистенциональных потребностей с  социально-экономическими условиями  данного общества.

 Среди всех типов Фромм определяет два больших типа: нормальные (продуктивные) и девиантные (непродуктивные). Ни один из этих типов не существует в чистом виде: продуктивные и непродуктивные качества сочетаются в каждом человеке в разных пропорциях. Следовательно, психическое и социальное здоровье индивида зависит от сочетания нормальных и девиантных черт человека.

Непродуктивные  типы характера:

  • рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить);
  • эксплуатирующий (человек, который добивается от других желаемого силой и обманом);
  • накапливающий (скупой, упрямый и ориентированный на прошлое);
  • рыночный (человек, определяющий себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; предельно отчуждённый от других).

Продуктивный характер только один. Согласно Фромму, он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

 

 

 

 

 

2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности

Рассмотрение  современных теорий личности показывает, что важность представлений о  человеке как желающем, ищущем, целенаправленном существе сегодня не настолько находится  в центре внимания, как три-четыре десятилетия назад. Но, не смотря на это, большинство психологов рассматривают данный вопрос.

Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также  различаются по способу концептуального  осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями [2].

За всеми  современными теориями личности явно или неявно стоит философское  представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает  человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру (компьютерное представление).

Информация о работе Зарубежные теории личности