Зарубежные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:
1) проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
2) изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
3) провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5
1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5
1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8
1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10
1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15
1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18
1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Теории личности.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5

1.1. Зигмунд Фрейд  – Классический психоанализ……………………………5

1.2. Альфред Адлер  – Индивидуальная теория личности……………………8

1.3. Карл Густав  Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10

1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15

1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18

1.6. Альберт Бандура  – Социально-когнитивная теория личности…………20

1.7. Эрих Фромм  – Типологические модели социальных характеров………22

2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы………………………………………………………………31

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На вопрос, что  такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность –  это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие  человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий  спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов, решающих эту задачу.

Проблема личности является центральной в психологии. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово «личность» концептуальное определение. Вопросам теорий личности посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом к зарубежным и отечественным теория личности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объектом данного  исследования являются зарубежные теории личности.

При этом предметом  исследования является анализ современных зарубежных теорий личности.

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:

    1. проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
    2. изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
    3. провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Для достижения цели и  задач нами будут использованы  следующие методы:

  • метод теоретического анализа научно-психологических источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теории  личности, выдвинутые зарубежными  психологами

1.1. Зигмунд  Фрейд – Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд  выдвинул теорию о том, что люди находятся  в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере  неосознаваемых побуждений.

В психической  жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное [11].

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания, чтобы в данный момент времени не переживалось в сознании человека.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Самая глубокая и значительная область человеческого  разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены  в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Позже Фрейд  выделяет в структуре личности: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид [12].

Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные  и врождённые аспекты личности. Оно  целиком  функционирует в бессознательном  и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто тёмно, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно  сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Эго – это  компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является «исполнительным» органом личности  и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго –  это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Психоаналитическая  теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами [14].

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование  двух основных групп: инстинктов жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные  инстинкты. Энергия сексуальных  инстинктов – это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жесткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, под давлением чрезмерной тревоги человек иногда, дабы снизить ее, вынужден принимать чрезвычайные меры. Эти меры называются защитными механизмами.

Все механизмы зашиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или  искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.

Отрицание – когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы.

Подавление  – в отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз.  Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. 

Рационализация  – этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения.  Наиболее типичные приемы рационализации:

а) оправдание своей  неспособности что-либо сделать;

б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

Формирование  реакции – иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция –  все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.  Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация  – это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение –  выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме – в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений [12].

В развитии личности Зигмунд Фрейд считал, что человек  рождается с определенным количеством  сексуальной энергии – либидо, и выделял 5 стадий психосексуального развития личности (Приложение 1).

 

1.2. Альфред  Адлер – Индивидуальная теория личности

Индивидуальная  психология Альфреда Адлера имеет несколько  ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

1)  человек является единым, самосогласующимся и целостным;

2)  человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3)  индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

4)  социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный финализм» - идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего [15].

Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни:

 – управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);

 – берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);

– избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);

– социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся  благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок [5].

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию человека к участию  в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

Таким образом, теория Адлера восполняет главный пробел психоанализа – отсутствие социальной ориентации. Адлер особо подчеркивал  значение социального влияния, волевых  и творческих аспектов личности.

Информация о работе Зарубежные теории личности