Законы и факторы формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

При исследовании развития одним из центральных выступает вопрос о его детерминации. В совокупности понятий, отражающих разные стороны детерминации, таких, как причина и следствие, направляющие и управляющие факторы, источники, условия и предпосылки, важнейшее место занимает понятие противоречий как движущих сил развития. Несмотря на многочисленные исследования проблемы детерминации развития разными науками, философский анализ обнаруживает недостаточную ее разработанность.

Работа содержит 1 файл

самоорганизация к.р..doc

— 94.50 Кб (Скачать)

    Законы  можно подразделять на эволюционные (законы развития), процессуальные (законы существования) и структурные (принципиальные).

    Эволюционные  законы:

    - биогенетический, заключающийся в отражении взаимосвязи индивидуального и видового развития (онтогенез, развитие отдельной особи, повторяет филогенез – развитие всего вида). Он относится как формированию человеческого тела, организма, так и к психическому развитию, эволюции сознания;

    - гетерохронности – разновременности созревания каждой функции человека и доминирования различных функций на разных этапах развития (в дошкольный период – физического развития, в младший и средний школьный – интеллектуального, в старший школьный – самосознания, мировоззрения и морального);

    - культурно-исторический, отражающий взаимосвязь и взаимодополнение биологического и социального развития, искусственность их разделения и противопоставления.

    Процессуальные законы:

    - интериоризация – усвоение внешнего, переход внешнего во внутреннее (пищи, информации, моделей поведения и т.д.), интеграция индивида с реальностью через заполнение ею себя;

    - экстериоризация – обратный процесс перевода внутреннего во внешнее, заполнение внешнего собой и создание самого себя;

    - сохранение – накопление и закрепление опыта, его консервация, обеспечение стабильности существования;

    - изменчивость – мутация, поиск и отработка новых форм существования на всех уровнях организма и психики, обеспечение самого процесса эволюции.

    Структурные законы:

    - целостность развития, неотделимость и взаимодополнение всех элементов;

    - иерархичность устройства как структуры, так и процессов, законов и закономерностей;

    - равновесие, баланс естественного существования человека как отдельно взятого, так и во взаимоотношениях со средой;

    - ритмичность протекания всех процессов – как текущих, так и смены фаз развития;

    - индивидуальность структурного устройства и жизни человека наряду с подчинением его общим законам устройства и функционирования;

    - субъективность мира, в котором живет человек – даже объективно существующая часть реальности в каждом человеке дана в форме ее субъективного отражения;

    - подобие устройства и функционирования человека всей реальности, всему миру (фрактальность).

    Все законы взаимосвязаны между собой, вытекают друг из друга и переходят из одного в другой.

    Развитие  человека может протекать в различном  темпе – эволюционно (последовательно, постепенно, через преобразование) или революционно (резко, через кризис, разрушения).

    Развитие человека может зависеть также от степени естественности и искусственности – как внешней, так и внутренней. Внешняя искусственность зависит от степени интериоризации человеком техники и других продуктов цивилизации, а внутренняя – от степени самоактуализации человека. 

    
  1. Мотивация самоорганизации  личности

    Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения  дает ответы на вопросы: "Чего хочет  человек?», "К чему он стремится?»  и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.

    Мотивы – движущие силы поведения человека, то, что направляет его активность, находится в начале деятельности. Мотивы основываются на потребностях и ценностями человека. Действует до достижения цели или изменения ситуации – внешней (условий) или внутренней (переоценки ценностей, изменение мнения или оценки ситуации, своих возможностей и т.д.).

    Потребность, прошедшая через систему побудительных  факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив - это осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».

    В целях дифференцирования побудительных  сил человека следует выделять его  осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.

    Мотивация – побуждение к деятельности определенным мотивом, придание поведению энергетического импульса и направленности. Мотивация проявляется в различных формах: потребностях, интересах, склонностях, влечениях и т.д.

    Потребности – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающие зависимость их от условий существования и развития. Это предпосылка и результат деятельности, основа для мотивации. Это то, что требуется, что нужно, что необходимо.

    В основе поведения людей лежат потребности. Потребность - это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

    Потребности человека разнообразны. В настоящее  время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и  т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.).

    Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

    Интересы – переживание потребностного отношения к миру, связей с миром.

    Склонности – предпочтения человека, его предрасположенности, наклонности, связанные с системой ценностей влечения, тяготения, приверженности.

    Влеченияпервичные эмоциональные проявления потребностей человека, побуждения, еще не опосредованные сознательными целеполаганиями, смутные тяготения.

    Цель – то, на что направлена активность человека, конечный результат деятельности. В зависимости от степени потребности в этом является ценностью (определенного знака и степени значимости). То, чего не хватает для того, чтобы быть цельным, целостным, завершенным.

    Ценность – нечто, обладающее определенной степенью субъективной значимости, важности (вага – вес), весомости для человека, группы людей, общества.

    Поведение человека с людьми разных возрастов  соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невозможно понять его поведение».

    Выделяют  несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

    Личностные  ценности представляют собой моральную основу характера личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к деду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют такие черты характера человека, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п. 

    Материальные  ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.

    Ценности  детерминируют характер поведении  и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.

    Идеал - это представление человека о  том, каким он хочет себя видеть. Идеал часто выступает в виде совокупности норм повеления. Формируются  идеалы под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.

    Иерархия  потребностей А.Маслоу – т.н. пирамида потребностей, состоящая и 5-ти уровней:

    1.Физиологические потребности, обеспечивающие непосредственное выживание человека – в пище, питье, кислороде, физической активности, сне и отдыхе, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции, сексуальной активности.

    2.Потребности в безопасности и защите, обеспечивающие долговременность выживания – в организации, в стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от угроз, в уверенности в будущем.

    3.Социальные потребности (принадлежности и любви), обеспечивающие привязанность к другим в семье, группе – в социальных контактах, принадлежности, любви, нежности, доверии, понимании.

    4.Потребности самоуважения – в признании, одобрении другими и самим собой, достижении, уверенности, независимости, престиже, репутации, статусе (социальном положении).

    5.Потребность в самоактуализации, самореализации – в понимании и реализации своих возможностей, своего жизненного пути. На этом уровне в максимальной степени реализуется индивидуальность человека, его природа, естество, то есть обеспечивается максимально естественный путь жизни.

    Внешние мотивы – то, что человеку надо сделать, что от него требуют другие люди, что соответствует общественным потребностям, объективные условия. В какой-то степени всегда дополняются внутренними мотивами.

    Внутренние  мотивы – то, что человеку интересно, хочется сделать, что соответствует его собственным потребностям, субъективные мотивы. В какой-то степени всегда дополняются внешними мотивами.

    Д-мотивы (А.Маслоу) – дефицитарные, депривационные, направлены на уменьшение напряжения, возникающего при нехватке или избытке чего-либо (пищи, воздуха, общения и т.д.). При этом ценность объектов, обеспечивающих их удовлетворение, сиюминутна и исчезает сразу после достижения результата. Формируют текущую мотивацию человека, не способствуют его развитию. Поверхностные мотивы. Мотивы низшего Я, эгоистические.

    Б-мотивы – бытийные, связаны с ценностью самих объектов, процесса взаимодействия с ними. Расширяют жизненный опыт и обогащают человека, развивают его, затрагивают его глубинные (духовные) структуры. Мотивы роста, самоактуализации. Метапотребности. Не иерархичны, то есть взаимозаменяемы. Мотивы высшего Я, самости.

    Д-мотивы и Б-мотивы всегда дополняют друг друга.

Информация о работе Законы и факторы формирования личности