Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа
При исследовании развития одним из центральных выступает вопрос о его детерминации. В совокупности понятий, отражающих разные стороны детерминации, таких, как причина и следствие, направляющие и управляющие факторы, источники, условия и предпосылки, важнейшее место занимает понятие противоречий как движущих сил развития. Несмотря на многочисленные исследования проблемы детерминации развития разными науками, философский анализ обнаруживает недостаточную ее разработанность.
Законы можно подразделять на эволюционные (законы развития), процессуальные (законы существования) и структурные (принципиальные).
Эволюционные законы:
- биогенетический, заключающийся в отражении взаимосвязи индивидуального и видового развития (онтогенез, развитие отдельной особи, повторяет филогенез – развитие всего вида). Он относится как формированию человеческого тела, организма, так и к психическому развитию, эволюции сознания;
- гетерохронности – разновременности созревания каждой функции человека и доминирования различных функций на разных этапах развития (в дошкольный период – физического развития, в младший и средний школьный – интеллектуального, в старший школьный – самосознания, мировоззрения и морального);
- культурно-исторический, отражающий взаимосвязь и взаимодополнение биологического и социального развития, искусственность их разделения и противопоставления.
Процессуальные законы:
- интериоризация – усвоение внешнего, переход внешнего во внутреннее (пищи, информации, моделей поведения и т.д.), интеграция индивида с реальностью через заполнение ею себя;
- экстериоризация – обратный процесс перевода внутреннего во внешнее, заполнение внешнего собой и создание самого себя;
- сохранение – накопление и закрепление опыта, его консервация, обеспечение стабильности существования;
- изменчивость – мутация, поиск и отработка новых форм существования на всех уровнях организма и психики, обеспечение самого процесса эволюции.
Структурные законы:
- целостность развития, неотделимость и взаимодополнение всех элементов;
- иерархичность устройства как структуры, так и процессов, законов и закономерностей;
- равновесие, баланс естественного существования человека как отдельно взятого, так и во взаимоотношениях со средой;
- ритмичность протекания всех процессов – как текущих, так и смены фаз развития;
- индивидуальность структурного устройства и жизни человека наряду с подчинением его общим законам устройства и функционирования;
- субъективность мира, в котором живет человек – даже объективно существующая часть реальности в каждом человеке дана в форме ее субъективного отражения;
- подобие устройства и функционирования человека всей реальности, всему миру (фрактальность).
Все законы взаимосвязаны между собой, вытекают друг из друга и переходят из одного в другой.
Развитие человека может протекать в различном темпе – эволюционно (последовательно, постепенно, через преобразование) или революционно (резко, через кризис, разрушения).
Развитие
человека может зависеть также от степени
естественности и искусственности – как
внешней, так и внутренней. Внешняя искусственность
зависит от степени интериоризации человеком
техники и других продуктов цивилизации,
а внутренняя – от степени самоактуализации
человека.
Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
Мотивы – движущие силы поведения человека, то, что направляет его активность, находится в начале деятельности. Мотивы основываются на потребностях и ценностями человека. Действует до достижения цели или изменения ситуации – внешней (условий) или внутренней (переоценки ценностей, изменение мнения или оценки ситуации, своих возможностей и т.д.).
Потребность,
прошедшая через систему
В
целях дифференцирования
Мотивация – побуждение к деятельности определенным мотивом, придание поведению энергетического импульса и направленности. Мотивация проявляется в различных формах: потребностях, интересах, склонностях, влечениях и т.д.
Потребности – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающие зависимость их от условий существования и развития. Это предпосылка и результат деятельности, основа для мотивации. Это то, что требуется, что нужно, что необходимо.
В основе поведения людей лежат потребности. Потребность - это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.).
Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.
Интересы – переживание потребностного отношения к миру, связей с миром.
Склонности – предпочтения человека, его предрасположенности, наклонности, связанные с системой ценностей влечения, тяготения, приверженности.
Влечения – первичные эмоциональные проявления потребностей человека, побуждения, еще не опосредованные сознательными целеполаганиями, смутные тяготения.
Цель – то, на что направлена активность человека, конечный результат деятельности. В зависимости от степени потребности в этом является ценностью (определенного знака и степени значимости). То, чего не хватает для того, чтобы быть цельным, целостным, завершенным.
Ценность – нечто, обладающее определенной степенью субъективной значимости, важности (вага – вес), весомости для человека, группы людей, общества.
Поведение человека с людьми разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невозможно понять его поведение».
Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.
Личностные
ценности представляют собой моральную
основу характера личности. Эти ценности
проявляются в отношении к людям, к деду,
к себе, к вещам. Общественные ценности
усваиваются в процессе социализации,
проявляются в отношении личности к принятым
в обществе моральным нормам, обычаям,
правопорядку, закону. Они формируют такие
черты характера человека, как ответственность,
требовательность к себе, бережливость
и т. п.
Материальные ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.
Ценности детерминируют характер поведении и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.
Идеал - это представление человека о том, каким он хочет себя видеть. Идеал часто выступает в виде совокупности норм повеления. Формируются идеалы под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.
Иерархия потребностей А.Маслоу – т.н. пирамида потребностей, состоящая и 5-ти уровней:
1.Физиологические потребности, обеспечивающие непосредственное выживание человека – в пище, питье, кислороде, физической активности, сне и отдыхе, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции, сексуальной активности.
2.Потребности в безопасности и защите, обеспечивающие долговременность выживания – в организации, в стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от угроз, в уверенности в будущем.
3.Социальные потребности (принадлежности и любви), обеспечивающие привязанность к другим в семье, группе – в социальных контактах, принадлежности, любви, нежности, доверии, понимании.
4.Потребности самоуважения – в признании, одобрении другими и самим собой, достижении, уверенности, независимости, престиже, репутации, статусе (социальном положении).
5.Потребность в самоактуализации, самореализации – в понимании и реализации своих возможностей, своего жизненного пути. На этом уровне в максимальной степени реализуется индивидуальность человека, его природа, естество, то есть обеспечивается максимально естественный путь жизни.
Внешние мотивы – то, что человеку надо сделать, что от него требуют другие люди, что соответствует общественным потребностям, объективные условия. В какой-то степени всегда дополняются внутренними мотивами.
Внутренние мотивы – то, что человеку интересно, хочется сделать, что соответствует его собственным потребностям, субъективные мотивы. В какой-то степени всегда дополняются внешними мотивами.
Д-мотивы (А.Маслоу) – дефицитарные, депривационные, направлены на уменьшение напряжения, возникающего при нехватке или избытке чего-либо (пищи, воздуха, общения и т.д.). При этом ценность объектов, обеспечивающих их удовлетворение, сиюминутна и исчезает сразу после достижения результата. Формируют текущую мотивацию человека, не способствуют его развитию. Поверхностные мотивы. Мотивы низшего Я, эгоистические.
Б-мотивы – бытийные, связаны с ценностью самих объектов, процесса взаимодействия с ними. Расширяют жизненный опыт и обогащают человека, развивают его, затрагивают его глубинные (духовные) структуры. Мотивы роста, самоактуализации. Метапотребности. Не иерархичны, то есть взаимозаменяемы. Мотивы высшего Я, самости.
Д-мотивы и Б-мотивы всегда дополняют друг друга.