Заикание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Целью исследования является необходимость более углубленное изучение теории и методики устранения заикания для более эффективной коррекционной работы средствами и методиками, разработанными современными учеными, врачами, логопедами.
Задачи исследования:
Изучение и анализ научно-методической литературы по теме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Общее понятие заикания………………………….………………………….4
Причины заикания……………………………………………………………6
Личностные особенности…………………………………………………….7
Из опыта работы……………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Реферат Сунгуровой..docx

— 43.43 Кб (Скачать)

Особенно важно выявить  скрытые механизмы заикания, как  внутренние конфликты, возникающие  в результате подавления, ущемления  детской личности. Логопед должен разрешить эти конфликты, успокоить  ребенка. Это можно достичь путем искренней беседы с ребенком для того, чтобы установить доверительные, интимные отношения; авторитетно внушается заикающему уверенность в полном успехе, указывается, что заикание не есть что-то непреодолимое.

В процессе работы с детьми старшего возраста нужно отметить, что заикание не является чем-то позорным, что и, заикаясь можно прекрасно учиться и счастливо жить, при этом разговор должен вестись на уровне умственного развития и интересов заикающегося.

Приемы работы с заикающимися должны соответствовать  возрасту  заикающихся – дошкольному, школьному  и зрелому.

Разработаны и методики для  более трудных и сравнительно легких случаев заикания.

Наилучшей формой организации  занятий с заикающимися является коллективные занятия.

Индивидуальные занятия  проводятся по отдельным показаниям формы дефекта или отсутствием  соответствующих условий. Групповые  занятия полезны для заикающихся  потому, что находясь в кругу товарищей  по несчастью, они не стесняются своего дефекта, меньше волнуются в процессе речевого общения, откровеннее вскрывает свои переживания. В коллективе они спокойнее выслушивают критику своего речевого поведения, доверчивее относятся к ней, приобретают опыт публичной речи.

В группе имеется большой  простор для применения всех форм речи (диалог, монолог). Важным является и общий приподнятый тонус  психики заикающихся – уверенность  в успехе, поддерживаемая конкретными  удачами тех или иных товарищей.

Занимающиеся в группе испытывают радостные чувства освобождения от сознания своего одиночества, неполноценности.

Дисциплинирующая сила коллектива намного шире и глубже, чем влияние  семьи или одного руководителя.

С заикающимися детьми младшего дошкольного возраста работа ведется через семью или воспитателя детского сада. С такими детьми надо проводить общеобразовательную работу, в особенности укрепление нервной системы, и поставить ребенка в условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми.

Заикающегося обязательно  нужно изолировать от драчливых, шумных детей. Отношение к маленькому заикающему должно быть всегда спокойное, сочувственное, но без чрезмерной ласковости. Залогом успеха является умение воспитателя  установить с ребенком близкие, искренние  отношения.

В старшем дошкольном возрасте основным методом воспитания является подражание и игра.

Много места занимает диалог, декламации, рассказывание.

Устранение заикания начать с того, чтобы с первых же дней соблюдать режим молчания, затем  разговор шепотом. Но если заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать систематический курс логопедии, закрепляя и восстанавливая здоровую речь исследующей профилактикой. При невропатической отягощенности заикающихся метод изоляции не дает заметного эффекта. Ведущим приемом здесь является выразительная, живыми интонациями речь в унисон. Медленная речь также эффективна ввиду ослабленного торможения: дать время для формулировки мысли. Заметив, что заикающийся ребенок хорошо повторяет речь, переходят к вопросам и ответам; далее предлагают ребенку произносить самостоятельно маленькие стишки, читать, рассказывать.

С детьми школьного возраста логопедические занятия по устранению заикания имеют свои особенности:

  1. Вся работа ведется логопедом.
  2. Занятия происходят по строгому расписанию в специальном кабинете.
  3. Речевой материал и виды занятия сближаются со школьной практикой.
  4. Подражание остается основным методом.
  5. Психотерапия применяется чаще и в более развернутом виде.

Для заикающихся детей  очень важно воспитание нормальных социальных установок и отношений  между  людьми его окружающими.

Известно, что психический  подъем, положительные эмоции благоприятно сказываются на течении патологических процессов. Поэтому в логопедических занятиях при устранении заикания необходимо уметь создавать и поддерживать соответствующее настроение. Даже нужные замечания надо делать в мягкой форме. Недопустимы всякого рода насмешки, передразнивание его речи. Вредно и явное выражение сострадания, слезливой жалости к нему. Члены семьи, товарищи должны обращаться с заикающимися, как с совершенно здоровым человеком, относясь к его речи спокойно и терпеливо.

Заласканные заикающиеся, иногда используют свой дефект, чтобы господствовать в семье, и превращаются в настоящих  тиранов.

Педагоги на первых порах  перевоспитания заикающихся не должны настаивать на устных ответах.

Когда же им усвоена замедленная  плавная речь, должны требовать и  следить, чтобы ученик пользовался  именно такой речью.

Важно разъяснить заикающемуся, что для изжития заикания требуется большая работа над собой. Таких детей хорошо вовлечь в общественную жизнь, игры, спорт и труд. Заикающийся должен наблюдать речевое поведение других «здоровых» членов общества, и убеждаться, что их речь тоже далека от совершенства. Здесь руководителю нужно проявить максимум такта. Он не должен забывать о крайних тяжелых страданиях заикающегося, и его болезненных реакциях на все, что связано с недостатком.

Чем больше заикающийся занят  своим делом и осознает свою общественную ценность, тем меньше он думает о  своем заикании и меньше заикается. Необходимо воспитать у заикающего целеустремленность, самоорганизацию; все это создает активную и  крепкую личность, в которой нет  места неврозам. Следует воспитывать  у него смелые, благородные поступки, уверенные движения, поддерживать бодрый жизненный тонус, чтение вслух, публичные  выступления помогают в плане  воспитания хорошей дикции и голоса и уверенности в своих силах, что содействует снижению заикания.

Разрядка эмоционально-волевого напряжения достигается внутренним психофизиологическим глубоким покоем. В последнее время для этой цели применяется сонная терапия  в отношении подростков и взрослых. Особенно в семье к заикающему должны относиться внимательно, осторожно, щадя его нервы и самолюбие, без нервозности. Нужна ласковая, но твердая рука, без скидок на дефекты.

Нельзя придавать заиканию значение как большому горю, часто  много говорить об этом и тем самым  содействовать фиксации внимания на нем.

Очень важен хороший подбор друзей, спокойных и сочувственно, понимающее относящихся к заикающемуся.

Система изложенных воспитательных мероприятий с целью изжития недостатка обычно называется рациональной психотерапией.

Это систематические внушения, убеждения заикающегося со стороны  логопеда. Логопед благожелательно и спокойно беседует с заикающимися. В этом плане полезны конкретные примеры: называются известные общественные и научные деятели- заикающиеся, уже избавившиеся от этого недостатка.

Законы педагогического  внушения – законы повторения. Внушить  можно лишь то, что так или иначе  связывается с личностью внушаемого. Безрассудно внушать заикающемуся сразу, что он человек сильной воли, смелый. Внушение нужно проводить базируясь на здоровых элементах, развивая и укрепляя их, путем внушения вытеснить, заглушить нездоровые моменты и тем самым устранить заикание.

Доктор Герберштейн на основании личной большой практики лечения заикания гипнозом пришли к  отрицательным выводам: случаи устойчивых положительных результатов редки. Гипноз эффективен лишь в качестве подсобного средства к основной работе с заикающимися. Постепенность и настойчивость, тактичность и осторожность, терпеливость и чуткое наблюдение за заикающимся на основе полного доверия последнего к руководителю, бодрый так и оптимизм логопеда – главные условия успеха.

Работая над личностными  качествами заикающегося надо воспитывать  у него стремления, отношения, волевые  усилия и научить связывать это  с определенными конкретными  и близкими для него целями и мотивами.

Примером подобной борьбы за здоровую речь являются народный артист И. П. Певцов, блестяще преодолевший тяжелый  вид заикания. Певцов, страдавший тяжелым заиканием с 4 лет, добился успеха путем сильного волевого напряжения и самовнушения.

Очень важна работа с голосом, так как у заикающегося он часто  нарушен. Очень полезны воспитание звучащей речи начинать с произнесения звуков нараспев. Эти упражнения полезны  при голосовых и артикуляторных формах заикания. Основные требования к голосу -  это непрерывность, ровность, звучность, которые достигаются системой дыхательных упражнений. Для развития голоса хорошо использовать пение без слов хорошо знакомой песенки.

Таким образом, вся воспитательная работа с заикающимися – это своеобразная жизненная тренировка, направленная на преодоление этого недуга.

Чем больше заикающийся занят  своим делом и чем сильнее  осознает свою общественную ценность, тем меньше он думает о своем заикании и о своей недостаточности,  а следовательно, и меньше заикается.

Необходимо воспитать  у заикающегося ясную и активную целеустремленность, воспитать упорядоченность  в работе, самоорганизацию, точное распределение  времени работу по плану, доведение  начатого дела до конца, разумный отдых. Все это вместе выковывает целостную, активную и крепкую личность, в  которой нет места неврозам, в  частности заиканию.

Перевоспитание речи проводится в привычной, либо близкой к ней  обстановке. Логопед использует в  этой работе не только свои личные отношению  с заикающимися, но и прочие жизненные  стимулы, могущие благотворно повлиять на него (любовь к родителям, дружба с товарищем). После овладения  речью в такой обстановке переходят  к речевой практике в новых  и разнообразных ситуациях. Вся  воспитательная работа с заикающимися – это своеобразная жизненная  тренировка, направленная на преодоление  заикания.

Также надо стараться воспитывать  у него смелые благородные поступки, смелую мужественную и уверенную  позу и мимику, смелый жест и твердую походку, уверенные движения (игры, спорт), поддерживать бодрый жизненный тонус (здоровые развлечения), вовлекать во всякого рода коллективные мероприятия.

Чтение вслух, публичные  выступления, игра в театре помогает в плане воспитания хорошей дикции и голоса и уверенности в своих  силах, что содействует снижению заикания.  Но непосредственного  устранения заикания эти занятия  не дают, но отвлекают от заикания.

Разрядка чрезмерного  эмоционально-волевого напряжения достигается  внутренним психофизиологическим глубоким покоем. В острых случаях врачами  применяется соответствующее лекарственное  лечение, а в последнее время  в отношении подростков и взрослых – сонная терапия.

Применяемый внешний покой (расслабление гимнастикой тонуса всей мускулатуры или только речевой) дает негромкую и плавную речь лишь в период такого покоя. Но так  как расслабляющая гимнастика постепенно сглаживает ригидность мускулатуры  и иногда сводит ее к нулю, то в  нужных случаях такие упражнения следует проводить систематически.

Изжитие у заикающихся  идеи, что кто-то без его личных усилий может избавить его от заикания.

Надо говорить ему, что  главное – это его личные усилия в преодолении недостатка, а руководитель только помогает ему в этой борьбе, являясь временным костылем, на который  он может опереться; настойчиво  развивать у него убеждение, что  наличие постоянного и твердого намерения избавиться от заикания уже  полностью обеспечивает успех.

Такую работу надо проводить  не в форме специальных бесед, а в процессе проработки предыдущих разделов.

Любой момент этой работы нужно  использовать для выработки здоровых социальных установок. Например, дольной  заикнулся на трудном звуке.

Руководитель предлагает вдохнуть и спокойно, медленно, шепотом, и затем вслух произнести этот звук. Звук произносится правильно  – это служит поводом для беседы что трудных звуков нет, что это лишь плод самовнушения, что в огромном  большинстве случаев  эти звуки у него выходят хорошо, что смешно создавать самому себе страхи и пугаться произнесения некоторых звуков. Так, пользуясь подходящим случаем, нужно воспитывать у заикающего новые, психически здоровые личностные установки и затормаживать старые, болезненные.

 К заикающему должны  также хорошо и внимательно  относиться в семье. В семье  заикающих не должны нервировать,  грубить и также не нужна  чрезмерная заласканность, нельзя  делать скидок на дефект. Нельзя  придавать заиканию значения  как большому несчастью, часто  много говорить об этом и  тем самым еще более содействовать  фиксации внимания на нем.

Назойливые требования –  «говори медленно, не торопись» - не только не помогают, а часто даже вредят, оскорбляют заикающего, вызывая  раздражение, обиду и еще сильнее  фиксируя недостатки речи.

Надо в известной мере самим заикающим пренебречь заиканием  и сконцентрировать внимание на других положительных сторонах ребенка, сосредоточив на них свое внимание, поощрять и  развивать их.

Информация о работе Заикание