Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:45, реферат
Целью исследования является необходимость более углубленное изучение теории и методики устранения заикания для более эффективной коррекционной работы средствами и методиками, разработанными современными учеными, врачами, логопедами.
Задачи исследования:
Изучение и анализ научно-методической литературы по теме.
Введение…………………………………………………………………………3
Общее понятие заикания………………………….………………………….4
Причины заикания……………………………………………………………6
Личностные особенности…………………………………………………….7
Из опыта работы……………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20
Особенно важно выявить скрытые механизмы заикания, как внутренние конфликты, возникающие в результате подавления, ущемления детской личности. Логопед должен разрешить эти конфликты, успокоить ребенка. Это можно достичь путем искренней беседы с ребенком для того, чтобы установить доверительные, интимные отношения; авторитетно внушается заикающему уверенность в полном успехе, указывается, что заикание не есть что-то непреодолимое.
В процессе работы с детьми старшего возраста нужно отметить, что заикание не является чем-то позорным, что и, заикаясь можно прекрасно учиться и счастливо жить, при этом разговор должен вестись на уровне умственного развития и интересов заикающегося.
Приемы работы с заикающимися должны соответствовать возрасту заикающихся – дошкольному, школьному и зрелому.
Разработаны и методики для более трудных и сравнительно легких случаев заикания.
Наилучшей формой организации занятий с заикающимися является коллективные занятия.
Индивидуальные занятия
проводятся по отдельным показаниям
формы дефекта или отсутствием
соответствующих условий. Групповые
занятия полезны для
В группе имеется большой
простор для применения всех форм
речи (диалог, монолог). Важным является
и общий приподнятый тонус
психики заикающихся –
Занимающиеся в группе испытывают радостные чувства освобождения от сознания своего одиночества, неполноценности.
Дисциплинирующая сила коллектива намного шире и глубже, чем влияние семьи или одного руководителя.
С заикающимися детьми младшего дошкольного возраста работа ведется через семью или воспитателя детского сада. С такими детьми надо проводить общеобразовательную работу, в особенности укрепление нервной системы, и поставить ребенка в условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми.
Заикающегося обязательно нужно изолировать от драчливых, шумных детей. Отношение к маленькому заикающему должно быть всегда спокойное, сочувственное, но без чрезмерной ласковости. Залогом успеха является умение воспитателя установить с ребенком близкие, искренние отношения.
В старшем дошкольном возрасте основным методом воспитания является подражание и игра.
Много места занимает диалог, декламации, рассказывание.
Устранение заикания начать с того, чтобы с первых же дней соблюдать режим молчания, затем разговор шепотом. Но если заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать систематический курс логопедии, закрепляя и восстанавливая здоровую речь исследующей профилактикой. При невропатической отягощенности заикающихся метод изоляции не дает заметного эффекта. Ведущим приемом здесь является выразительная, живыми интонациями речь в унисон. Медленная речь также эффективна ввиду ослабленного торможения: дать время для формулировки мысли. Заметив, что заикающийся ребенок хорошо повторяет речь, переходят к вопросам и ответам; далее предлагают ребенку произносить самостоятельно маленькие стишки, читать, рассказывать.
С детьми школьного возраста логопедические занятия по устранению заикания имеют свои особенности:
Для заикающихся детей очень важно воспитание нормальных социальных установок и отношений между людьми его окружающими.
Известно, что психический подъем, положительные эмоции благоприятно сказываются на течении патологических процессов. Поэтому в логопедических занятиях при устранении заикания необходимо уметь создавать и поддерживать соответствующее настроение. Даже нужные замечания надо делать в мягкой форме. Недопустимы всякого рода насмешки, передразнивание его речи. Вредно и явное выражение сострадания, слезливой жалости к нему. Члены семьи, товарищи должны обращаться с заикающимися, как с совершенно здоровым человеком, относясь к его речи спокойно и терпеливо.
Заласканные заикающиеся, иногда используют свой дефект, чтобы господствовать в семье, и превращаются в настоящих тиранов.
Педагоги на первых порах перевоспитания заикающихся не должны настаивать на устных ответах.
Когда же им усвоена замедленная плавная речь, должны требовать и следить, чтобы ученик пользовался именно такой речью.
Важно разъяснить заикающемуся, что для изжития заикания требуется большая работа над собой. Таких детей хорошо вовлечь в общественную жизнь, игры, спорт и труд. Заикающийся должен наблюдать речевое поведение других «здоровых» членов общества, и убеждаться, что их речь тоже далека от совершенства. Здесь руководителю нужно проявить максимум такта. Он не должен забывать о крайних тяжелых страданиях заикающегося, и его болезненных реакциях на все, что связано с недостатком.
Чем больше заикающийся занят своим делом и осознает свою общественную ценность, тем меньше он думает о своем заикании и меньше заикается. Необходимо воспитать у заикающего целеустремленность, самоорганизацию; все это создает активную и крепкую личность, в которой нет места неврозам. Следует воспитывать у него смелые, благородные поступки, уверенные движения, поддерживать бодрый жизненный тонус, чтение вслух, публичные выступления помогают в плане воспитания хорошей дикции и голоса и уверенности в своих силах, что содействует снижению заикания.
Разрядка эмоционально-волевого напряжения достигается внутренним психофизиологическим глубоким покоем. В последнее время для этой цели применяется сонная терапия в отношении подростков и взрослых. Особенно в семье к заикающему должны относиться внимательно, осторожно, щадя его нервы и самолюбие, без нервозности. Нужна ласковая, но твердая рука, без скидок на дефекты.
Нельзя придавать заиканию значение как большому горю, часто много говорить об этом и тем самым содействовать фиксации внимания на нем.
Очень важен хороший подбор друзей, спокойных и сочувственно, понимающее относящихся к заикающемуся.
Система изложенных воспитательных мероприятий с целью изжития недостатка обычно называется рациональной психотерапией.
Это систематические внушения, убеждения заикающегося со стороны логопеда. Логопед благожелательно и спокойно беседует с заикающимися. В этом плане полезны конкретные примеры: называются известные общественные и научные деятели- заикающиеся, уже избавившиеся от этого недостатка.
Законы педагогического внушения – законы повторения. Внушить можно лишь то, что так или иначе связывается с личностью внушаемого. Безрассудно внушать заикающемуся сразу, что он человек сильной воли, смелый. Внушение нужно проводить базируясь на здоровых элементах, развивая и укрепляя их, путем внушения вытеснить, заглушить нездоровые моменты и тем самым устранить заикание.
Доктор Герберштейн на
основании личной большой практики
лечения заикания гипнозом пришли к
отрицательным выводам: случаи устойчивых
положительных результатов
Работая над личностными качествами заикающегося надо воспитывать у него стремления, отношения, волевые усилия и научить связывать это с определенными конкретными и близкими для него целями и мотивами.
Примером подобной борьбы за здоровую речь являются народный артист И. П. Певцов, блестяще преодолевший тяжелый вид заикания. Певцов, страдавший тяжелым заиканием с 4 лет, добился успеха путем сильного волевого напряжения и самовнушения.
Очень важна работа с голосом, так как у заикающегося он часто нарушен. Очень полезны воспитание звучащей речи начинать с произнесения звуков нараспев. Эти упражнения полезны при голосовых и артикуляторных формах заикания. Основные требования к голосу - это непрерывность, ровность, звучность, которые достигаются системой дыхательных упражнений. Для развития голоса хорошо использовать пение без слов хорошо знакомой песенки.
Таким образом, вся воспитательная работа с заикающимися – это своеобразная жизненная тренировка, направленная на преодоление этого недуга.
Чем больше заикающийся занят своим делом и чем сильнее осознает свою общественную ценность, тем меньше он думает о своем заикании и о своей недостаточности, а следовательно, и меньше заикается.
Необходимо воспитать у заикающегося ясную и активную целеустремленность, воспитать упорядоченность в работе, самоорганизацию, точное распределение времени работу по плану, доведение начатого дела до конца, разумный отдых. Все это вместе выковывает целостную, активную и крепкую личность, в которой нет места неврозам, в частности заиканию.
Перевоспитание речи проводится в привычной, либо близкой к ней обстановке. Логопед использует в этой работе не только свои личные отношению с заикающимися, но и прочие жизненные стимулы, могущие благотворно повлиять на него (любовь к родителям, дружба с товарищем). После овладения речью в такой обстановке переходят к речевой практике в новых и разнообразных ситуациях. Вся воспитательная работа с заикающимися – это своеобразная жизненная тренировка, направленная на преодоление заикания.
Также надо стараться воспитывать у него смелые благородные поступки, смелую мужественную и уверенную позу и мимику, смелый жест и твердую походку, уверенные движения (игры, спорт), поддерживать бодрый жизненный тонус (здоровые развлечения), вовлекать во всякого рода коллективные мероприятия.
Чтение вслух, публичные выступления, игра в театре помогает в плане воспитания хорошей дикции и голоса и уверенности в своих силах, что содействует снижению заикания. Но непосредственного устранения заикания эти занятия не дают, но отвлекают от заикания.
Разрядка чрезмерного
эмоционально-волевого напряжения достигается
внутренним психофизиологическим глубоким
покоем. В острых случаях врачами
применяется соответствующее
Применяемый внешний покой
(расслабление гимнастикой тонуса всей
мускулатуры или только речевой)
дает негромкую и плавную речь
лишь в период такого покоя. Но так
как расслабляющая гимнастика постепенно
сглаживает ригидность мускулатуры
и иногда сводит ее к нулю, то в
нужных случаях такие упражнения
следует проводить
Изжитие у заикающихся идеи, что кто-то без его личных усилий может избавить его от заикания.
Надо говорить ему, что главное – это его личные усилия в преодолении недостатка, а руководитель только помогает ему в этой борьбе, являясь временным костылем, на который он может опереться; настойчиво развивать у него убеждение, что наличие постоянного и твердого намерения избавиться от заикания уже полностью обеспечивает успех.
Такую работу надо проводить не в форме специальных бесед, а в процессе проработки предыдущих разделов.
Любой момент этой работы нужно использовать для выработки здоровых социальных установок. Например, дольной заикнулся на трудном звуке.
Руководитель предлагает вдохнуть и спокойно, медленно, шепотом, и затем вслух произнести этот звук. Звук произносится правильно – это служит поводом для беседы что трудных звуков нет, что это лишь плод самовнушения, что в огромном большинстве случаев эти звуки у него выходят хорошо, что смешно создавать самому себе страхи и пугаться произнесения некоторых звуков. Так, пользуясь подходящим случаем, нужно воспитывать у заикающего новые, психически здоровые личностные установки и затормаживать старые, болезненные.
К заикающему должны
также хорошо и внимательно
относиться в семье. В семье
заикающих не должны
Назойливые требования – «говори медленно, не торопись» - не только не помогают, а часто даже вредят, оскорбляют заикающего, вызывая раздражение, обиду и еще сильнее фиксируя недостатки речи.
Надо в известной мере самим заикающим пренебречь заиканием и сконцентрировать внимание на других положительных сторонах ребенка, сосредоточив на них свое внимание, поощрять и развивать их.