Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:45, реферат
Целью исследования является необходимость более углубленное изучение теории и методики устранения заикания для более эффективной коррекционной работы средствами и методиками, разработанными современными учеными, врачами, логопедами.
Задачи исследования:
Изучение и анализ научно-методической литературы по теме.
Введение…………………………………………………………………………3
Общее понятие заикания………………………….………………………….4
Причины заикания……………………………………………………………6
Личностные особенности…………………………………………………….7
Из опыта работы……………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20
Содержание
Введение………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
Целью исследования является
необходимость более
Задачи исследования:
Заикание – это нарушение
темно-ритмической организации
Разные исследователи в разное время связывали заикание с нарушениями функционирования речевых органов, также с отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата.
Большинство исследователей в России рассматривают заикание как функциональное расстройство в речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский, 1889 г., И. К. Хлилевский, 1897 г.)
Определяя заикание как своеобразный невроз, проявляющийся в процессе речи судорогами, М. Е. Хватцев подчеркивал наличие этом болезненных изменений в психической сфере.
До настоящего времени единой точки зрения на роль органической патологии центральной нервной системы в возникновении и развития заикания не существует.
Современные исследователи расценивают заикание не как симптом, а как сложный синдром, включающий неврологическую, психологическую, речевую симптоматику.
Хватцев М. Е. утверждает, что
у маленьких детей нет
Следует отметить, что в настоящее время причины и механизм заикания в полной мере не раскрыты.
Активно изучая патогенез заикания, исследователи 70-80-е годы XX века выделили две основные формы заикания: невротическое и неврозоподобное заикание. При неврозоподобном заикании всегда имеет место органическое нарушение центральной нервной системы.
Неврозы преимущественно развиваются у людей слабого нервного типа, которые имеют психогенный характер, возникая под влиянием острого или длительного хронического перенапряжения высших нервных процессов.
Профессор Гиляровский трактует
неврозы как «болезненно
В момент психической травмы (испуг, гнев, обида и т.п.) ребенок может находиться в состоянии глубокой общей заторможенности – двигательной и интеллектуальной (бессознательное состояние, ступор, шок).
В заикании часто налицо все эти моменты: испуг, особо чувствительная психика.
2. Причины заикания
В настоящее время можно выделить две группы причин:
К неблагоприятным условиям относятся:
3. Личностные особенности заикающихся детей.
У заикающихся детей психика детей психика дезорганизована. Такие дети все время находятся настороже по отношению к внешнему оформлению своей речи. Заикающийся постоянно находится в состоянии тревоги и беспокойства за свою речь, всегда думает об эффекте, который она производит на окружающих.
В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, слова, фразы, каким темпом речи пользуется. Надо уделить внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых. Надо выявить у родителей, когда появились первые признаки заикания? Как внешне оно выражалось? Какие причины могли его вызвать? Как говорит ребенок один? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (переживает, безразличен, стыдится, скрывает, боится говорить и т.д.).
Большинство заикающихся детей подсознательно стремиться подчиниться чужому авторитету. Иногда на почве самовнушения возможно временное исчезновение заикания. Многие симптомы нервных детей свойственны и заикающимся. Это повышенная впечатлительность и мнительность, страх перед воображаемыми особенностями, неуклюжесть движений на людях.
Значительно реже среди заикающихся
детей встречаются
Психические отклонения
заик от нормальных детей
В отношении содержания речи следует отметить у некоторых заикающихся крайнюю бедность речи; часто у них нарушается логическое течение мысли. Торопливость, нервность, путаница в мыслях, примитивность стиля языка – характерные черты речи многих заикающихся, возникающие из-за стремления избегнуть «опасных» слов, из-за стеснительности.
Заикание проявляется разнообразно: одни лучше говорят, но плохо читают, другие – наоборот; одни заикаются сильнее в домашней обстановке, другие же – вне дома; одни боятся губных звуков, другие – язычных. Чаще всего речь певучая, медленная, размеренная, менее заиклива. В условиях сильного шума, когда заикающийся почти не слышит своей речи, заикание уменьшается или совсем прекращается. Это связано с усилением торможения ее процессов и непривычностью ее формы, отвлекающей внимание от заикания. Заикание усиливается в обществе малознакомых людей.
Некоторые отрицательные стороны заикающихся – не причина заикания, а результат его (например, отчужденность, робость, застенчивость и т.д.).
Не все заикающие одинаково тяжело переносят свой дефект; среди них встречаются и такие, которые не очень сильно переживают свой дефект.
Заикание не мешает им полноценно жить и работать. Очень большую роль на заикающегося оказывает тот коллектив, где осуществляется его речевая практика.
Соматическое здоровье, покой, достаточный сон и отдых всегда снижает заикание, а болезнь, возбуждение, усталость усиливает его.
В коллективе люди не должны реагировать насмешливо, недопустимо издевательство сверстников, неправильное поведение родителей по отношению к заикающемуся ребенку.
По типологии питерского дефектолога А. Ф. Шельтинг все заикающиеся делятся на 4 типа:
Методы устранения заикания разнообразны. Их можно условно разбить на две системы:
Дидактический метод фиксирует внимание заикающегося на звукопроизносительной сторонеречи, четком артикулировании.
Психологический метод акцентирует внимание на содержание произносимого, отвлекая его от акта звукопроизношения.
Речевые упражнения, практика речи как педагогический процесс должны комплексно сочетаться с другими методами воздействия на заикающихся. Сюда относятся воспитательная работа, лечебные процедуры и оздоровительные средства.
Работа с заикающимися должна вестись в условиях коллектива. Самым важным в этой работе является выработка здоровых установок заикающегося на среду, на свой дефект и на свою роль в борьбе с ним.
Необходимо успокоить ребенка, отвлечь от тяжелых переживаний, устранить неправильные представления о пагубности и непреодолимости дефекта.
Важно установить и разъяснить
заикающему причины заикания, указать
на возможность и необходимость
устранения факторов, питающих дефект,
снять психическую
Надо убедить заикающего в том, что освобождение от заикания является делом его личной и упорной работы над собой. Уделить много внимания укреплению воли заикающегося к свободному проявлению личности в социальной среде.
Для того, чтобы правильно построить работу с заикающим надо знать и учитывать возрастные особенности, своеобразное развитие, характер самого дефекта, также индивидуальные особенности личности заикающегося.
Нужно анализировать его внутренние переживания путем бесед, отмечать здоровые проявления – и в форме убеждения воздействовать на психику заикающегося следует воедино связывать при работе с такими детьми, с одной стороны, - жест, мимику и звук, с другой – дыхание, голос и артикуляцию.
Нормальные процессы в речи ритмичны, поэтому все воспитываемые движения (речевые, неречевые) у заикающегося должны быть подчеркнуто ритмичны. Для него полезно все, что связано с четким ритмом: музыка, гимнастика, некоторые виды спорта (плавание, гребля).
Очень важно в основе логопедической
работы сочетать организацию сознательного,
правильного отношения
Одновременно с воспитательной
работой проводится и физическое
лечение, укрепляющее нервную систему
заикающихся, воздействующих на другие
нервно-психические
В наше время существует
комплексная система в
Для детей пред- и дошкольного возраста ставится задача полной ликвидации заикания. Для старших же возрастов заикающихся приходится удовлетворяться смягчением дефекта при одновременном оздоровительном личности заикающегося.
Ребенок должен почувствовать с первого же занятия, что он действительно может говорить без заикания.
Для этого при подкреплении речевыми раздражителями его актов произношения (произношение гласных, слов, фраз) надо одновременно подбадривать, внушать уверенность в успехе и т.п.
На базе первых физиологических удач строится уже и психологическая работа.
Занятия с заикающими дошкольниками строится иначе, чем со взрослыми.