Задержка психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и т. д.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Содержание

1. Введение.
2. Задержка психического развития
( причины и виды) .
3. Особенности психических познавательных процесов.
Память .
Внимание.
Восприятие .
Мышление .
4. Особенности речевой деятельности детей с ЗПР.
Особенности лексики .
Особенности граматического строя речи.
Особенности синтаксической структуры предложения .
Особенности формирования речового высказывания у детей с ЗПР.
5. Заключение .
6. Литература .

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

По сравнению с нормой дети с ЗПР делают гораздо
больше ошибок при воспроизведении меньшего речевого высказывания. Эти дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простых трехчленных конструкций (простые распространенные предложения с дополнением или обстоятельством места) При этом прямое дополнение употребляется чаще, чем косвенное, Обстоятельство места используется чаще, чем другие виды обстоятельств.

Частыми ошибками были нарушения порядка слов в
предложении: постановка сказуемого в конец предложения
(девочка книгу убрала), постановка прилагательного в коней
предложения (девочка платье надевает красное).

Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим количеством аграмматизмов морфологического характера

 

4.4Особенности формирования речевого высказывания

                                                                                 у детей с ЗПР.

 

Как показывают исследования Л.С.Выготского,
,А,Р.Лурия, А.К.Марковой и других авторов, возможности связного высказывания, объединенного одной мыс-
лью, обусловлены возникновением регулирующей, планирую-
щей функции речи в старшем дошкольном возрасте. У нор-
мально развивающихся детей к началу школьного обучения
происходит отделение речи от непосредственного практиче-
ского опыта, она приобретает новые функции. Однако все дети
этого возраста одинаково легко овладевают новым видом рече
вой деятельности. По данным клинических, психологических и
педагогических исследований (Т,А.Власова, М.С.Певзнер. К.С.Лебединская. Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер и другие) дети - с
ЗПР. составляющие 50% неуспевающих учеников младших
классов с большим трудом усваивают школьную программу.
Значительные трудности у них возникают в процессе обучения
языку, что в свою очередь связано с несформирован-
ностью речевой готовности к школьному обучению.

В связи с этим изучение особенностей формирования
монологической речи у старших дошкольников с ЗПР и их
возможностей в построении развернутых речевых высказываний представляет большую возможность и актуальность. Про-
веденное экспериментальное исследование показало отставание дошкольников с ЗПР в овладении монологической речью,
что связано с низким уровнем речевой активности, замедленным, темпом становления планирующей функции речи, не-
сформированностью основных этапов порождения разверну-
того речевого высказывания: замысла, внутреннего программирования и грамматического структурирования.

Значительное количество ошибок в грамматическом
оформлении речевых сообщений у детей с ЗПР позволяет говорить о несформированности у них синтаксических связей и
парадигматических отношений слов. Пропуск предиката свидетельствует о несформированности у детей с ЗПР предикативности речи.

Трудности в построении высказываний у детей с ЗПР во
многом обусловлены недоразвитием у них познавательной деятельности, незрелостью мыслительных операций, низким
уровнем саморегуляции умственной деятельности, а также не-
сформированностью произвольных процессов.

Также у них наблюдается отставание в формировании
функции речи, основных этапах порождения высказывания. Об
этом свидетельствует наличие трудностей в кодировании и де-
кодировании речевых сообщений.

В заключении хочется отметить, что старшие дошкольники с ЗПР имеют определенные возможности в плане по-
строения своих высказываний. В условиях специальной коррекционной работы они могут приблизиться к уровню владения монологической речью, который характерен для их нормально развивающихся сверстников.

 

Успешность продвижения зависит от индивидуально- типических особенностей.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Физиологическую основу речи составляет деятельностью второй сигнальной системы, раздражителем которой
выступают слова. Функционирование второй сигнальной
системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с
первой.

2. Становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием формирования уст-
ной речи, является развитие ребенка мотивационной стороны
речевой деятельности. У детей с ЗПР в ходе специального
обучения надо формировать потребность в речевом общении.

3, Развитие речи - это развитие способа общения. У
детей с ЗПР отмечается ситуативный характер общения, низ-
кий уровень владения познавательности, личностными кон-
тактами с взрослыми. Для таких детей наиболее предпочти-
тельной оказывается ситуация совместной с взрослыми игры
-,это говорит о преобладании игровой мотивации, о не-
сформированности устойчивых мотивов общения с взрослы-
ми.

4. Речь-инструмент развития высших отделов психики
ражего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована
впоследствии

5.Методика обучения детей с ЗПР базируется на понимании процесса овладения языком как взаимодействия
трёх взаимосвязанных явлений: языковой способности, речевой деятельности, языковой программы.

6. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родно-
го языка, определенными для каждого возрастного этапа и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что
индивидуальные различия речевого уровня у детей одного
возраста могут быть исключительно велики)

7. Речевые задачи для детей дошкольного возраста
включают: воспитание звуковой культуры речи, словарную
работу. Формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

8. Особенности речи у детей с ЗПР характеризуются
нарушениями речи, как системы; у них отмечается нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи,
наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Своеобразие речи отражает недоразвитие
как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

 

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

 

 

   Ранняя  диагностика  отклонений  в  развитии .

 

              Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.

              Диагностика носит комплексный характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической медицины (педиатрии, детской психоневролгии), а также медицинской генетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования и данными, полученными при психологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.

                  Важной задачей диагностики является установление структуры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов нарушений центральной нервной системы.

                   Методология психолого-педагогического обследования основывается на целостности и конкретности педагогической диагностики. На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем – определяется зона ближайшего развития.

              Во всех случаях педагогу и психологу важно оценить обучаемость ребенка, то есть возможность усвоения знаний и способов действий.

              Методика обследования включает наблюдение за игрой и поведением ребенка, оценку коммуникативного поведения, контактности ребенка, адекватность его реакций на одобрение и неудачи в работе и замечания педагога.              

              Важное значение имеют методы диагностики развития в обучении (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева, 1992).

                       Для оценки уровня умственного развития, наряду с качественным психолого-педагогическим анализом, используются различные адаптированные традиционные психометрические тесты.

                 Особенно большое значение придается индивидуальному диагностическому эксперименту, который представляет собой реализацию экспериментально-генетического метода Л.С.Выготского, а также методу «педагогической оценки».

              Коммуникативное поведение с самого начала своего формирования является интегративным процессом. Поэтому у детей с самыми различными отклонениями в развитии этот процесс может нарушаться.

              Оценка коммуникативного поведения у детей с различными отклонениями в развитии имеет важное диагностическое значение. Развитие речи – это, по существу, овладение разными способами общения на основе усвоения грамматических закономерностей родного языка. Таким образом, развитие речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь эта очень сложная и неоднозначная, что определяет необходимость специальной оценки коммуникативного поведения у различных категорий детей с отклонениями в развитии.

 

 

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

 

Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать  в план занятий физкультминутки.

Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

 

     В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-

педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в

развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа

способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в

развитии этих детей.

     Следовательно, адресная и своевременная диагностика и коррекционно-

педагогическая помощь являются базовой потребностью каждого проблемного

ребенка.

     Так как ЗПР имеет разную степень выраженности, не все дети, имеющие это

нарушение, нуждаются в специально организованных условиях воспитания и

обучения.

 

 

   

 

 

          

                          ЛИТЕРАТУРА :

 

1.      Астахов, «Введение в дефектологию с основами нейропатопсихологии» М. 1994

2.      Вайзман М.П.,«Психотерапия в дефектологии.» М.,«Просвещение» 1992 г.

3.      ВласовТ.А. «Обучение детей с задержкой психического развития.» М., «Просвещение» 1991 г.

4.      Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997

5.      Исаев Д.Н.,« Психическое недоразвитие у детей.» –Л.: Медицина, 1982.-224с.,ил.

6.      Ковалев В.В,« Психиатрия детского возраста(руководство для врачей).»-М.: Медицина, 1979, 608с.

7.      Сухарева Г.Е. «Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). .-М.: Медицина, 1965. -337с.

8.      Бородиг А.М. Методика развития речи детей.

9.      Борякова Н.Ю.,«Особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР».- М. 1983

10. Волгодский Л.С. «Избранные психологические исследования. Мышления и речь.»- Издательство А.Н. РСФСР 1956

11. ВалитоваИ.Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста.» Минск 1997

12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии "Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы.»- М 1997

13. Гербова В.В. «Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада.» Москва 1984.

14. «Дети с задержкой психического развития» (под ред. Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной Н. А.) М. Педагогика 1984

15. Жинкин Н.Н. «Мышление и речь.» -М., Изд. АПН РСФСР 1963

16. Кварцев «Логопедия»-  М. 1956

17. Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различных звуков»- Спб. 1995

18. Лалаева П.И. «Нарушение речи у детей с ЗПР»- Спб.,1992

19. Логинова Е.А. «Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления.»- Спб., 1992

20. Левина Р.Е. «Общее недоразвитие речи»- М.1961

21. Леонтьев А.Н. « Язык, речь, речевая деятельность.»- М.,1961

22. Лисина М.И. «Проблема онтогенеза общения»- М. 1984

23. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольника с ЗПР»

24. «Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР»- М. Наука-пресс 1998

25. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребёнка Союз» -Спб. 1997

26. Соколов А.Н. «Внутренняя речь и мышление»- М. 1969

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Задержка психического развития