Задержка психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и т. д.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Содержание

1. Введение.
2. Задержка психического развития
( причины и виды) .
3. Особенности психических познавательных процесов.
Память .
Внимание.
Восприятие .
Мышление .
4. Особенности речевой деятельности детей с ЗПР.
Особенности лексики .
Особенности граматического строя речи.
Особенности синтаксической структуры предложения .
Особенности формирования речового высказывания у детей с ЗПР.
5. Заключение .
6. Литература .

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В настоящее время психология располагает некоторыми
данными о речевой деятельности детей с ЗПР дошкольного
возраста. Исследования В.И.Лубовского (1978), Р.Д.Тригер
(1972, 1981), Л.В.Ясаман (1976) и другие показали, что дети этой категории испытывают трудности в вербализации своих
действий. У них отмечается неточность словарного запаса, речевая инактивность, трудности в понимании и оперирования рядом сложных логико-грамматических структур, затруднения упот-реблении некоторых частей речи, динамические нарушения.

Поскольку познавательная деятельность старших дошко-
льников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, не-
сформированностью операции анализа и синтеза, абстрагиро-
вании обобщения, неразвитостью словесно-логического мыш-
ления, несформированностью саморегуляции, то это отставание не может не оказывать тор-
мозящего воздействия на речевое развитие ребенка.

 

4.1.Особенности лексики у детей с ЗПР.

 

Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов,
в процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру.

Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием ребенка об окружающем мире и
во многом определяется его познавательной деятельности.

Характерной основной чертой словаря детей с ЗПР является его бедность и неточность .

Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представления
об окружающей действительности. В связи с этим, особенности
словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познава-
тельной деятельности этих детей, ограниченность их представ-
лений об окружающем мире, деятельности этих детей, ограни-
ченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей  действительности.

Исследование знаний и представлений об окружающем
мире дошкольников с ЗПР, вы-
являет бедность и значительное их своеобразие.

Так, большинство детей с ЗПР имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родите-
лей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает мама или па-
па?» дети с ЗПР прежде, чем дать верные ответы, вспоминают
несущественные второстепенные сведения («Она пишет. Рядом с ней строят дом, а она заказывает рамы или плиты... На
работе работает инженер»)

Большое количество детей с ЗПР дают неправильные
ответы. Хотя их ответы многословны, все же в них наблюдаются несущественные, не имеющие отношения к данному вопросу подробности (Где раньше магазин строили. Где
трамваи ходили)

Лишь немногие дети с ЗПР точно знают свою фамилию,  имя и отчество своих родителей, различают понятие «полное имя» и «отчество», осознают их связи.

У большинства же детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность конкретных заданий по этой теме.

Так, многие дети с ЗПР плохо дифференциренцируют имя и отчество, воспри-нимают их как единое целое, не знают своего полного имени и отчества, не могут от полного имени образовать
краткое имя и наоборот.

Дети с ЗПР затрудняются перечислить и определить последовательность времен года, назвать их наиболее характерные признаки. Они смешивают понятия время года и месяц.

Так,  например если  ребенку  с  ЗПР  предложить  назвать  месяцы, то  отвечая  на эту  просьбу  ребенок  на-
звать как месяцы, так и времена года: «Октябрь, ноябрь, сентябрь, лето..». Часто смешиваются детьми понятия весна и
осень. ( Осенью листочки распускаются, а весной - падают)

В связи с ограниченностью представлений и знаний об  окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие  обозначения хорошо известных детям предметов, действий и
качеств. Часто наблюдается неточность употребления слов, и за-
мены по семантическим признакам (вместо рамы - окно, конверт-письмо, клевать-есть, платье-одежда, платье-воротник,
поливает-выливает, вышивает - шьет)

В словаре детей с ЗПР преобладают существительные
и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые
свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения да-
же при определении цвета, а также формы предмета.

Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими
понятиями. Л.С.Выготский рассматривал этот вопрос как «
сложный внутренний, психологический процесс, включающий
в себя постепенно развивающиеся из смутного представления
понимания нового слова. Собственное применение его ребенком и только в качестве заключительного звена действительное освоение его».

Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обращать на основе выделения сущест-венных признаков
предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями харак-теризует процесс формирования семантических полей, лексической системности,

Следует отметить, что обобщающие слова уже имеются в
импрессивной речи детей, однако они еще не перешли в активный словарь. В активном словаре преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения.

Так же существуют и трудности актуализации  словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена
связь между образом предмета и его названием. Так, в зада-
нии назвать насекомых, ребенок  с  ЗПР может  сказать : «Еще такая, тоже ле-тают... и крылышки тоненькие... Я ее знаю, только забыл, как называется"

Во многих случаях наблюдалось противоположное явление, когда дети упот-ребляют то или иное слово, но не соотносят его с определенным значением. Так, дети могут  называть журавля аистом или цаплей, грача-вороной, галкой, сорокой, соловья - скворцом. Вероятно, дети слышали название этих птиц, но не усвоили, чем же отличаются эти птицы друг от друга.

Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. По данным Е.В. Мальцевой, детей с ЗПР в
большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов.
 

Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым
словам: большой - маленький, холодный — горячий. Большие
трудности выявляются при подборе антонимов к малознакомым редко употребляемым прилагательным, глаголам. В
этих случаях дети допускают большое количество ошибок: ис-
пользование неправильного слова, либо исходного слова с частицей НЕ (сторожить - не сторожить). Употребляют слова другой части речи  (горе - печальный). Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса,
своеобразие лексики, проявляющихся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

 

4.2. Особенности грамматического строя речи у детей
ЗПР.

 

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей.
В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотношение их с лексическим или
грамматическим значением. На основании этого и возникают
языковые обобщения: морфологические и синтаксические.

Только овладев определенными языковыми закономерностями,ребенок правиль-но моделирует собственные речевые высказывания. Не усвоение же закономер-ностей языка приводит к
нарушениям морфологической структуры слова и синтак-сической структуры предложения.

Исследование грамматического строя речи детей с ЗПР
(Н.Ю.Борякова, Г,Н.Рахмакова, Е.Ф.Соботович, А.И. Симонова,
Л.В,Яссман) выявило у большого количества старших дошко-
льников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

 

           а) . Особенности словоизменения у детей с ЗПР.

 

У многих детей с ЗПР младшего школьного возраста и
особенно дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм .Так, например, дети часто смешивают окончание винительного, родительного и предложного падежей. Не-
- правильные падежные окончания во многих случаях обусловлены не усвоением категории одушевленности  и неодушев-ленности имен существительных, вследствие чего дети смеши-
вают окончания именительного и винительного падежей
(«видел Стола» по аналогии «видел зайца») Наблюдаются не-
правильные падежные окончания имен существительных в
косвенных падежах множественного числа.

Значение и формы различных падежей усваиваются
неравномерно. Длительное время наблюдаются ошибки в
употреблении творительного падежа в различных значениях
(замена именительным падежом), родительного падежа со
значением материала, из которого сделан предмет (тетрадь
сделана из бумаги).

Кроме смешанных надежных окончаний, отмечаются
и атипичнме грамматические формы (Стулы. Пальты. В ле-
се).

Особенно большое количество ошибок отмечается в
уподоблении предложно- падежных конструкций. По данным  Е.В. Мальцевой. правильное использование предлогов детьми с
ЗПР наблюдается в 49.3% предложений Дети не употребляют
сложные предлоги. При необходимости простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски. В предложно-падежных конструкциях часто обнаруживаются неправильные окончания существительного ( У белки пушистый хвост),

В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два белки, красная кресла, открыл
свою пасть), падеже (Первое сентября дети идут в школу). Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, в парадигмах спряжения глаголов. Выявляются на-
рушения вида - временных форм глаголов в структуре одного предложений (Они слушали, мама слушает, и видела, как  они слушают)

 

                   б). Особенности словообразований у детей с ЗПР.

 

Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с
функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение
синтаксиса, Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы.

В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в
том числе процессов общения, сравнения дифференциации у
детей с ЗПР обнаруживаются особенности процессов словообразования.

Исследование словообразования (Е.В.Мальцева, Е.С.
Слепович, Е.Ф.Соботович,) показывают, что у детей с ЗПР
процесс словообразования задерживается и затягивается во
времени.

Одним из характерных признаков уровня сформироанности словообра-зования является детское  "словотворчество" Оно возникает в тот период, когда ребенок начинает
выделяться словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка.

По мнению А.М. Шахнаровича детское словотворчество
возникает лишь на определенном этапе развития познавательной деятельности ребенка. В связи с этими фактами становится понятным более позднее начало детского словотворчества у
детей с ЗПР. У этих детей отмечается и большая продолжительность этого периода. По данным Р.Д.Тригер неологизмы
, наблюдаются даже в речи учеников 4 класса с ЗПР.

Исследование словообразования прилагательных от существительных, проведенное Е.С.Слепович на контингенте
дошкольников с ЗПР, показало следующее: если нормально
развивающиеся дети довольно часто образовывали прилагательные от существительных, то дети с ЗПР делали это гораздо
реже, в единичных случаях. Это дети чаще всего образовывали от существительных не прилагательные, а другие существительные или другую форму того же слова. Таким образом, дети дошкольники с ЗПР заменяют словообразование
словоизменением. У младших школьников с ЗПР появляется большое количество прилагательных - «неологизмов»: они часто воспроизводят неправильные словообразовательные варианты (лиса звериная, шапка шкурная).

Е.С.Слепович отмечает ряд особенностей в употреблении
«неологизмов» детьми с ЗПР. Одной из таких характерных
особенностей является то, что в речи детей с ЗПР наблюдался, как правило, несколько словообразовательных вари-
антов (сад - садашный, садиный, садовый). В большинстве
случаев дети с ЗПР не дифференцируют и в импрессивной речи
правильный и неправильный словообразовательный вариант,
т.е, неправильные формы определяют как правильные, По-
следний факт свидетельствует о несформированности
«чувства языка» у детей с ЗПР.

Нарушение словообразования у детей с ЗПР проявляются,
ярко на материале глаголов и прилагательных, с ис-
пользованием приставок и суффиксов (медведевая. Медведи-
ная берлога).

 

4.3Особенности синтаксической структуры предложения.

 

Исследования Н.Ю.Боряковой, Е.В.Мальцевой,
Г.Н.Рахмаковой, Е.С.Слепович, Е.Ф.Соботович обнаружили у
детей с ЗПР и нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения грамматического оформления предложений,
которые проявляются как на уровне словосочетания (изменения согласования и управления), так и на  уравне  предложений.

Информация о работе Задержка психического развития