Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:08, реферат
Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.
Понятие возраста………………………………………………………………
Сложность периодизации возраста…………………………………………..
Границы возраста……………………………………………………………...
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости………………….
Теоретические подходы к пониманию взрослости………………………….
Специфика социальной ситуации развития в период зрелости… ………..
Ведущая деятельность в зрелом возрасте…………………………................
Феномен «акме»………………………………………………………. ………
Возрастные кризисы взрослости……………………………………………...
Пути выхода из кризисов………………………………………………………
Методы и методики используемые для изучения особенностейпсихического развития периода взрослости
Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой «ступени» (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрастов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего макроакме человека.
Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр По уровню, по «калибру»
акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие характеристики феномена акме — время достижения его человеком и продолжительность реализации.
Личностное
акме как одна из важнейших составляющих
вершины зрелости имеет в основе духовно-нравственные
ценности, ставшие глубоко значимыми собственными
ценностями человека, которые он готов
действенно отстаивать. Цельность человека
как личности определяется гармоничностью
ансамбля отношений к разным сторонам
действительности, к прошлому и будущему,
к близким и далеким людям и доминированием
тех или иных ценностей.
Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению акме человеком:
По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека предполагает следующие новообразования:
1) изменения мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей;
2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями;
3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера;
4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — неравномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием запуска развития других или достижения ими более высокого уровня.
Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28—34), 40—45, 55—60 лет и, наконец, в позднем возрасте.Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д.
Кризисы
Кризис 3 0 - л е т и я связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса. кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.
Период после 30 лет — «корни и расширение» — связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.
Для этого периода характерны:
Кризис
40-летия осмысливается как
Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:
В Психологии есть три принципиальные стратегии разрешения кризисной ситуации:
Реальность понимается как данность требующая разрешения.
Третий подход единственно верный.
Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям.
Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реалистичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются горизонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за профессиональным и личностным становлением которых приносит радость.
Название методик | Источник откуда взята методика | |
Восприятие | Тест « Включенные
фигуры»
Опросник Д. Маркса( оценка яркости, четкости представлений) |
«Практикум по общей, экспериментально и прикладной психологии» под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева |
Внимание | Методика «корректурные
пробы»( Бурдона, тест Тулуз Пьерона)
Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте Проба Крепелина |
Т.И.Пашукова, А.И.Допира,
Г.В.Дьяконов « Практикум по общей психологии Платонов К.К. Психологический практикум: |
Память | Методика Джекобсона(объем
кратковременной памяти)
Пиктограмма(оценка опосредованной памяти и наглядно образного мышления) |
«Практикум по общей, экспериментально и прикладной психологии» под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева |
Мышление | « Исключение лишнего»(исследование
понятийного мышления
«Сложные анологии» Прямой ассоциативный тест Цепной ассоциативный тест Прогрессивные матрицы Равена |
«Практикум по общей, экспериментально и прикладной психологии» под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева |
Интеллект | Тест Амтхауэра
Тест Векслера (WAIS) |
«Практикум
по возрастной психологии» под редакцией
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко http://azps.ru |
Диагностика личностного развития, межличностного отношения | Методика Рене
Жиля
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений( социометрия) Дж. Морено |
Рейгородский Д.Я. « Практическая психодиагностика методики и тесты» |
Диагностика эмоционально–волевой сферы | Методика диагностики
уровня субъективного контроля Дж. Роттера
Методика личностного дифференциала Методика наблюдения для оценки волевых качеств А.И. Высоцкого Методика диагностики уровня эмоционального выгорания( В.В. Бойко) Методика изменения уровня тревожности Тейлор , в адаптации Т.А. Немчина Методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера |
Т,А. Барабанщикова., А.Н. Рыжкова « Психологические методики изучения личности» |
Проблемами
психологического развития периода
взрослости занимались такие психологи
как А.А. Бодалев,
Н.А. Рыбников, В.И. Слободчиков,
Б.Г. Ананьев, К. Бюллер,Э.
Эриксон.
Общая
характеристика периода
Взрослость : молодость
и зрелость
Возрастной
период |
Хронологические рамки | Социальная
ситуация развития |
Ведущая
деятельность |
Взрослость:
молодость и зрелость |
Ранняя
взрослость (молодость, « вхождение в зрелость») — 2 0 - 3 0 лет. Средняя взрослость (зрелость) — 3 0 - 6 0 лет |
Принятие на
себя
полноты ответственности |
Труд.
Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных дея- тельностей — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение |
Нормативные
кризисы зрелости |
Кризис 30-летия
— коррекция плана жизни, создание
более
кризис 40-летия (кризис середины жизни) — осознание утраты ма возраста; кризис 50 лет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов |
В
заключение отметим, что взрослый человек
часто в не меньшей, а то и в
большей степени, чем ребенок
и подросток, нуждается в психологической
поддержке и понимании, а переживания
взрослости являются интереснейшим предметом
консультирования