Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:08, реферат
Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.
Понятие возраста………………………………………………………………
Сложность периодизации возраста…………………………………………..
Границы возраста……………………………………………………………...
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости………………….
Теоретические подходы к пониманию взрослости………………………….
Специфика социальной ситуации развития в период зрелости… ………..
Ведущая деятельность в зрелом возрасте…………………………................
Феномен «акме»………………………………………………………. ………
Возрастные кризисы взрослости……………………………………………...
Пути выхода из кризисов………………………………………………………
Методы и методики используемые для изучения особенностейпсихического развития периода взрослости
По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой: — необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты; — в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности; — прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка); — быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям; — необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.
Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:
1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;
2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;
3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);
4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;
5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;
6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам. Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни3.
Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально - психического развития человека. С другой стороны, точены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала.
Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.
В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей
По
отношении к времени своей
жизни, по В. И. Ковалеву, выделяется
несколько типов поведения во взрослом
возрасте:
1) стихийно-обыденный тип: личность находится
в зависимости от событий и обстоятельств
жизни; она не успевает за временем, не
может организовать последовательность
событий, предвосхищать их наступление
или предотвращать осуществление; поведение
такого человека ситуативно, безынициативно,
фрагментарно;
2) функционально-действенный тип: личность
активно организует течение событий, направляет
их ход, своевременно включается в них,
добиваясь эффективности; но инициатива
охватывает только отдельные периоды
течения событий, а не их объективные или
субъективные последствия; у такого человека
отсутствует "жизненная линия";
3) созерцательно-пролонгированный тип:
личность пассивно относится к бегущему
времени своей жизни, у нее отсутствует
четкая организация времени жизни;
4) созидательно-преобразующий тип: личность
пролонгированно осуществляет организацию
времени, связывая его со смыслом жизни,
с решением общественных проблем, творчески
овладевает временем.
Взрослый человек уже хорошо понимает,
что от себя и своего прошлого не убежишь:
нельзя, да и не нужно, еще раз стать 20-летним,
нельзя избавиться от накопленного негативного
опыта ("забыть" о потерях, неудачах,
нерешенных проблемах, нереализованных
целях) и груза совершенных ошибок, ни
при каких условиях нельзя в один миг сменить
свои устоявшиеся ценности на другие,
вообще нельзя мгновенно стать другим.
Но взрослость дает возможность даже уже
привычное сделать по-другому, самому
вносить новые смыслы в то, что, кажется,
стабильно интересует в жизни, в то, что
уже умеешь и, главное, хочешь делать хорошо
(и в то, что надо делать именно тебе). Во
взрослом возрасте отчетливо видно, как
уже достигнутый уровень развития может
стать источником, своеобразным трамплином
для новых витков развития, новых самоизменений.
Социальная
ситуация развития в период зрелости
связана с активным включением человека
в сферу общественного
С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.
В период молодости (18—25—30) деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной производственной и личной сферах. Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости подчеркивает А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека.
К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и т.п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в сущности, стоит перед той же задачей — поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учётом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости.
Со
взрослостью принято связывать
такие новые личностные характеристики,
как: 1) умение брать на себя ответственность,
принимать решения; 2) стремление к власти
и организаторские способности; 3) способность
к эмоциональной и интеллектуальной поддержке
других; 4) уверенность в себе и целеустремленность;
5) склонность к философским обобщениям;
6) защита системы собственных принципов
и жизненных ценностей; способность сопротивляться
проблемам реальности с помощью развитой
воли; 7) формирование индивидуального
жизненного стиля; 8) стремление оказывать
влияние на мир и "отдавать" индивидуальный
опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм,
трезвость в оценках и чувство "сделанности"
жизни; 10) стабилизация системы социальных
ролей и др. За счет этих новоприобретений
большинство взрослых людей обретают
к середине периода - 40 годам - устойчивость
в жизни и уверенность в себе.
Но одновременно в этот, казалось бы, стабильный,
надежный и спланированный взрослый мир
прокрадывается сомнение, связанное с
оценкой пройденного жизненного пути,
с пониманием стабилизации, "сделанности"
жизни, переживаниями отсутствия ожиданий
новизны и свежести, спонтанности жизни
и возможности в ней что-то изменить (так
свойственным детству и юности), переживанием
краткости жизни для осуществления всего
желаемого и необходимости отказаться
от явно недостижимых целей. Взрослость,
несмотря на кажущуюся устойчивость, такой
же противоречивый период, как и другие.
Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.
В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим
достижениям человека в разных областях — физической, нравственной,
интеллектуальной, профессиональной
Основные сферы активности в молодости
Молодость
- возраст любви. Для нее характерно
оптимальное сочетание
Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается.
Направлена на развития творческих потенций человека, а его самореализация в свободной деятельности является важнейшим фактором сохранения психического здоровья и самопринятия.
Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств.
Н.А. Рыбников в 1920-х гг. предлагал назвать «акмеологией» специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дисциплины а к м е о л о г и и , исследующей феноменологию, закономерности
и механизмы развития человека на ступени его зрелости.
Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга.