Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:08, реферат
Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.
Понятие возраста………………………………………………………………
Сложность периодизации возраста…………………………………………..
Границы возраста……………………………………………………………...
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости………………….
Теоретические подходы к пониманию взрослости………………………….
Специфика социальной ситуации развития в период зрелости… ………..
Ведущая деятельность в зрелом возрасте…………………………................
Феномен «акме»………………………………………………………. ………
Возрастные кризисы взрослости……………………………………………...
Пути выхода из кризисов………………………………………………………
Методы и методики используемые для изучения особенностейпсихического развития периода взрослости
Введение………………………………………………………… |
3 стр. |
Понятие
возраста………………………………………………………… |
4 стр. |
Сложность периодизации возраста………………………………………….. | 5 стр. |
Границы
возраста………………………………………………………… |
6 стр. |
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости…………………. | 7 стр. |
Теоретические
подходы к пониманию |
8 стр. |
Специфика социальной ситуации развития в период зрелости… ……….. | 11 стр. |
Ведущая
деятельность в зрелом возрасте…………………………............ |
13 стр. |
Феномен «акме»………………………………………………………. ……… | 14 стр. |
Возрастные
кризисы взрослости……………………………… |
15 стр. |
Пути выхода из кризисов……………………………………………………… | 17 стр. |
Методы и методики используемые для изучения особенностейпсихического развития периода взрослости | 18 стр. |
Заключение…………………………………………………… |
20 стр. |
Библиография……………………………………………… |
21 стр. |
Как-то
так повелось в возрастной психологии,
что ни взрослость, ни кризис взрослости
почти не изучаются специально, поскольку
считается, что данные других отраслей
психологии (психология познавательных
процессов, психология творчества, клиническая
психология, социальная психология, психология
труда и многие другие) в комплексе так
или иначе освещают разные аспекты этого
периода жизни. При построении общей теории
индивидуально-психического развития
человека в центре психологического познания
находятся преимущественно ранний и поздний
онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни,
которые, как подсказывает индивидуальный
опыт каждого взрослого человека, являются
центральными в жизни (наиболее творческими,
продуктивными и социально активными),
фактически оказываются на периферии
исследования.
Виной тому объективная логика онтогенетических
исследований: для определения нижнего
порога зрелости необходимы как знания
о генезисе тех структур, которые обеспечивают
оптимальные режимы их функционирования,
так и знания о возрастных синдромах отрочества
и юности, а для определения верхнего порога
зрелости необходимы знания о старении
и старости. Развитие и получает свои характеристики
из этих двух источников - процессов эволюции
и инволюции психических функций, - и взрослость
оказывается лишь неким итогом бурных
процессов развития и реализации механизмов,
свойств и структур поведения, заложенных
в детстве и отрочестве, за которым последует
жизненный спад и старческое угасание
психических функций.
Тем самым взрослость имплицитно рассматривается
как некое протяженное стационарное состояние,
характеризуемое более или менее полной
стабилизацией функций и свойств сложившейся
личности, образовавшегося интеллекта,
определившихся ценностных ориентаций
и картины мира. В свое время Э. Клапаред
характеризовал зрелость как состояние
психической "окаменелости", когда
процесс развития "прекращается",
а В. Джеймс писал, что после 25 лет взрослые
почти не могут приобрести новые идеи:
бескорыстная любознательность проходит,
умственные связи установлены, способность
к ассимиляции исчерпана.
Вполне понятно, что такие установки
долго не позволяли подойти к взрослости,
как к периоду продолжающегося поступательного
развития и появления возрастных новообразований.
Но благодаря почти вековому накоплению
знаний о детском возрасте и старости
обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство
- ускорение процессов созревания и замедление
процессов старения, особенно в сфере
интеллекта и личности современного человека,
следствием которого является значительное
расширение возрастного диапазона и потенциалов
периода взрослости (практически, от 25-30
до 55-65 лет). И значит, целостная картина
развития останется ущербно неполной
без понимания глубинных особенностей
этого периода.
Возраст – этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Понятие
возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический
возраст, определяется продолжительностью
жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность
биологических показателей, функционирование
организма в целом (кровеносная, дыхательная,
пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический
возраст - определенный уровень развития
психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста
детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера,
который включает вербальные и данные
в наглядной (образной) форме задания.
При его применении получают суммарный
«общий интеллектуальный показатель».
Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный
коэффициент:
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость - SQ - социальный
интеллект (человек должен быть адаптирован
к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность
эмоций, уравновешенность, личностную
зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие
возраста не всегда совпадают.
Основные характеристики возраста
Границы возраста варьируются в зависимости от генетических и средовых факторов взаимодействия.
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).
По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.
Одна из первых периодизаций принадлежит К. Бюллер, которая выделила 5 фаз развития взрослого человека на основании самоопрелеоения.
Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит взрослость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет.
Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин.
Видный отечественный психолог, специалист в области разработки к реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути,…».
И, наконец, ещё одна из специфических проблем — это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:
Хронологические рамки периода взрослости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.
Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет ( Д. Биррен), 21 год (Бромлей), 20 лет для женщин и 21 для мужчин (по международной классификации), 25 (Бунак) и т.д.
Некоторые ученые считают начало зрелости называют юностью, другие ранней зрелостью и молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, другие рассматривают ее как часть молодости.
Еще
большей неопределенностью
Верхняя граница еще больше варьирует в различных периодизациях в огромном диапазоне это 55 (Бунак, Бромлей, Векслер), 60 лет ( Гримм), 75 ( Биррен).
Понятие
взрослой (зрелой) личности - сравнительно
новое приобретение психологии, несмотря
на то, что реалия взрослости (зрелости)
- одна из старейших. Во многом оно обязано
своему содержательному наполнению философскому
анализу таких явлений как массовый человек
(Х. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы
(Э. Фромм), экзистенция (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс),
самоактуализация (А. Маслоу), самость
(К. Г. Юнг), социальный интерес (А. Адлер),
жизненный смысл (В. Франкл), Эго-интеграция
(Э. Эриксон) и др. Понятие взрослости (зрелости)
в первую очередь соотносят с исследованием
экзистенциального отношения человека
к собственной жизни: не столько к себе
самому, к своему "Я", сколько к более
широкому контексту своего осуществления
жизни, возможности повлиять на мир и изменить
его, вписывая себя в многомерный социокультурный
опыт, в универсум, в космос.
Э. Эриксон , анализируя зрелость как седьмую
стадию человеческой жизни, считал ее
центральной на всем жизненном пути человека.
Развитие личности в это время продолжается
во многом благодаря влиянию со стороны
детей, молодого поколения, которое подтверждает
необходимое субъективное ощущение своей
нужности другим. Производительность
(генеративность) и порождение (продолжение
рода), как главные характеристики личности
на этой стадии, реализуются в заботе о
воспитании нового поколения, в продуктивной
трудовой деятельности и в попытках индивидуального
творчества. Во все, что делает взрослый
человек, он вкладывает частицу своего
Я, своего индивидуального опыта и тем
самым становится участником культурно-социального
прогресса. Более того, для взрослого человека
становится личностно значимым экстраполировать
свой опыт - "остаться в памяти потомков",
закрепившись в бытии своими поступками,
событиями своей жизни, результатами творчества,
сделанными выводами, да и просто накопленными
жизненными наблюдениями. Взрослый возраст
начинает нуждаться в восприимчивом слушателе,
который готов учиться на чужих ошибках.
Думается, что пресловутый "конфликт
отцов и детей" - это конфликт не только
детей, желающих жить своим умом, но и отцов,
навязывающих ностальгический опыт своего
ума как достойный усвоения в новых, изменившихся
со дней их молодости, условиях жизни.
Стремление взрослых людей, уже вырастивших
детей, после развода к рождению детей
во втором браке может объясняться не
только гендерным зовом, но и необходимостью
в потомках, которые с сыновьей готовностью
будут принимать и ассимилировать родительский
личный опыт. В известном смысле, качество
и оригинальность личного опыта может
не беспокоить взрослого, ему просто важно
быть услышанным, принятым, оцененным
потомками.
Учитывая многомерность
в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:
с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.
В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.
Работа и забота- — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.