Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа
Фрейд Зигмунд является венским профессором психиатрии. Это знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Врач по образованию, Фрейд некоторое время (1886 г.) работал у А. Шарко, наиболее авторитетного невропатолога второй половины прошлого века.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития психоанализа как одного из ведущих психологических направлений…………………………………………..…...5
1.1 Становление Зигмунда Фрейда как выдающегося ученого……………...5
1.2 Понятие бессознательного в психосексуальной теории………………….8
1.3 Инстинкты, внутреннее «оно», контроль «Я» и система «сверх – Я»…..11
Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда………………….....18
2.1 Роль культуры в развитии социальных отношений и роль личности в культуре …………………………………………………………………….….18
2.2 З.Фрейд и неофрейдизм……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24
Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть,
что фрейдовский термин "культура"
в большинстве случаев
Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: "В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.
Как нельзя обойтись
без принуждения к культурной
работе, так же нельзя обойтись и
без господства меньшинства (элиты)
над массами, потому что массы
костны и недальновидны, они не любят
отказываться от влечений, не хотят
прислушиваться к аргументам в пользу
такого отказа, а индивидуальные представители
масс поощряют друг в друге вседозволенность
и распущенность. Лишь благодаря
влиянию образцовых индивидов, признаваемых
ими в качестве вождей, они позволяют
склонить себя к напряженной внутренней
работе самоотречения, от чего зависит
развитие культуры. Все это хорошо,
если вождями становятся личности с
незаурядным пониманием этой жизненной
необходимости, сумевшие добиться господства
над собственными влечениями. Но для
них существует опасность, что, не желая
утрачивать своего влияния, они начнут
уступать массе больше, чем та им,
и потому нам представляется необходимым,
чтобы они были независимы от власти
как распорядители средств
Короче говоря, люди
обладают двумя распространенными
свойствами, ответственными за то, что
институт культуры может поддерживаться
лишь в известной мере насилием,
а именно, люди, во-первых, не имеют
спонтанной любви к труду и, во-вторых,
доводы разума бессильны против их
страстей.
2.2
З.Фрейд и неофрейдизм
Если мы рассматриваем
психоанализ как систему
Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",
существует
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни.
На творчество одного
из лидеров неофрейдизма К. Хорни
оказала серьезное влияние
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:
к людям, как потребность в любви
от людей, как потребность в независимости
против людей, как потребность во власти.
При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:
услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
пытающаяся отрешиться от общества
агрессивная, жаждущая престижа и власти.
Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Идеи нефрейдизма,
несмотря на свои психологические концепции,
имели огромное влияние на общественную
жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов
получили особенно широкую известность
в середине 60-х годов во времена
выступлений "новых левых", которые
с энтузиазмом восприняли идеи Райха
о "сексуальной революции", Маркузе
об "одномерном" человеке и необходимости
"великого отказа" как от капитализма,
так и социализма, искаженного
тоталитарной системой власти.
Заключение
В целом, на взгляд некоторых обывателей, теории Фрейда нуждаются во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы З. Фрейда в своих исследованиях. В своей работе мы попытались раскрыть основные элементы психоанализа и культурологической теории Фрейда.
Вот мнения некоторых специалистов, высоко оценивших деятельность Фрейда:
Освальд Бюмке (современник Фрейда): "Необычайное развитие учения Фрейда… стало возможным только потому, что официальная наука… так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба".
Д. Уотсон и Г. Лидгрен (американские психологи): "Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения".
Л. Выготский, оценивая
историю психоанализа, писал: "Был
с несомненностью установлен факт подсознательной
определяемости ряда психических явлений
и факт скрытой сексуальности... Постепенно
это частное открытие, подтвержденное
успехом терапевтического воздействия...
было перенесено на ряд соседних областей
- на психопатологию обыденной жизни,
на детскую психологию... Эта идея
подчинила себе самые отдаленные
ветви психологии... психологию искусства,
этническую психологию... Сексуальность
превратилась в метафизический принцип...
Коммунизм и тотем, церковь и
творчество Достоевского... - все это
переодетый и замаскированный пол,
секс и ничего больше".
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. З.Фрейд. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов/ З. Фрейд.- М., 1990.- С.94.
2. З.Фрейд. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.
3. З.Фрейд. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.
Информация о работе Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности