Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа
Фрейд Зигмунд является венским профессором психиатрии. Это знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Врач по образованию, Фрейд некоторое время (1886 г.) работал у А. Шарко, наиболее авторитетного невропатолога второй половины прошлого века.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития психоанализа как одного из ведущих психологических направлений…………………………………………..…...5
1.1 Становление Зигмунда Фрейда как выдающегося ученого……………...5
1.2 Понятие бессознательного в психосексуальной теории………………….8
1.3 Инстинкты, внутреннее «оно», контроль «Я» и система «сверх – Я»…..11
Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда………………….....18
2.1 Роль культуры в развитии социальных отношений и роль личности в культуре …………………………………………………………………….….18
2.2 З.Фрейд и неофрейдизм……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24
Естественно, на основании
всего вышесказанного можно сделать
вывод о том, что мир движется
за счет противодействия "оно" и "Я"
со "сверх-Я" (это действительно
так), но тогда мы имеем все основания
утверждать, что нет ни одного здорового
человека, так как у каждого
индивида существуют противоречия, и
дальнейшее развитие культуры приведет
к социальному взрыву, ибо внутреннее
содержание, или "оно" прорвет
наружную оболочку. Это правильно, но
дело в том, что в человеке постоянно
происходит разрядка внутрипсихического
фактора. Эта разрядка имеет два
пути. Первый из них состоит в
нормальном половом общении, которое
дает выход инстинктам (но необходимо
заметить, что общество предопределило
норму сексуального общения, и через
эту узкую щель выходит лишь небольшое
количество психосексуальной энергии).
Второй фактор, который дополняет
первый, является следующим: по второму
закону диалектики, невыраженная сексуальная
энергия переходит в другое качество,
в частности в энергию
Естественно, мы описали
упрощенную схему действия психики.
Организм человека, в частности его
психика, являются автономной, саморегулирующейся
системой и, пожалуй, главным фактором
искажения психики является не конфликт
между бессознательным и
В соответствии со своей сексуальной теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной или сексуальной энергии.
Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.
Оральная стадия (0 - 1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Первая фаза этой стадии (до полугода) - фаза сосания. Сначала оно связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка - это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние - это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.
Внутриутробное
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия
(1 - 3 года). На этой стадии либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом
внимания ребенка, приучаемого к
опрятности. Теперь детская сексуальность
находит предмет своего удовлетворения
в овладении функциями
Особенности характера,
формирующиеся на анальной стадии,
по мнению психоаналитиков, - аккуратность,
опрятность, пунктуальность; упрямство,
скрытность, агрессивность; накопительство,
экономность, склонность к коллекционированию.
Все эти качества - следствие разного
отношения ребенка к
Фаллическая стадия (3 - 5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационноаффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.
Разрешение, или освобождение
от Эдипова комплекса совершается
в конце этой стадии под влиянием
страха кастрации, который, по мнению Фрейда,
вынуждает мальчика отказаться от сексуального
влечения к матери и идентифицировать
себя с отцом. Посредством вытеснения
этого комплекса полностью
Латентная стадия (5
- 12 лет) характеризуется снижением
полового интереса. Психическая инстанция
"Я" полностью контролирует потребности
"Оно"; будучи оторванной от сексуальной
цели, энергия либидо переносится
на освоение общечеловеческого опыта,
закрепленного в науке и
Генитальная стадия
(12 - I8 лет) - характеризуется возвращением
детских сексуальных
Когда ребенок становится
взрослым, его характер определяется
процессом развития его "Оно",
"Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями.
Нормальное развитие, по Фрейду, происходит
с помощью механизма
Описаны два наиболее
ярких типа характера, формирующихся
на этой стадии; психическая гомосексуальность
и нарциссизм. В психоанализе психическую
гомосексуальность не рассматривают
как грубое половое извращение. Это
могут быть такие формы поведения,
в которых любовь к другому
полу замещается товарищеской привязанностью,
дружбой, общественной деятельностью
в обществе лиц своего пола. Такие
люди строят свою жизнь и поступки
на основе предпочтения общества семье
и создают тесные социальные связи
в компаниях лиц своего пола. Второй
тип сексуального характера - нарциссизм.
Он характерен тем, что либидо личности
как бы отнимается от объекта и
направляется на самого себя. Нарциссическая
личность рассматривает себя как
объект своих сексуальных стремлений;
для нее внешние объекты
Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда
2.1
Роль культуры
в развитии социальных
отношений и роль личности
в культуре
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному ... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
Информация о работе Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности