Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Фрейд Зигмунд является венским профессором психиатрии. Это знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Врач по образованию, Фрейд некоторое время (1886 г.) работал у А. Шарко, наиболее авторитетного невропатолога второй половины прошлого века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития психоанализа как одного из ведущих психологических направлений…………………………………………..…...5
1.1 Становление Зигмунда Фрейда как выдающегося ученого……………...5
1.2 Понятие бессознательного в психосексуальной теории………………….8
1.3 Инстинкты, внутреннее «оно», контроль «Я» и система «сверх – Я»…..11
Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда………………….....18
2.1 Роль культуры в развитии социальных отношений и роль личности в культуре …………………………………………………………………….….18
2.2 З.Фрейд и неофрейдизм……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

         Естественно, на основании  всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что мир движется за счет противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действительно  так), но тогда мы имеем все основания  утверждать, что нет ни одного здорового  человека, так как у каждого  индивида существуют противоречия, и  дальнейшее развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо внутреннее содержание, или "оно" прорвет  наружную оболочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке постоянно  происходит разрядка внутрипсихического фактора. Эта разрядка имеет два  пути. Первый из них состоит в  нормальном половом общении, которое  дает выход инстинктам (но необходимо заметить, что общество предопределило норму сексуального общения, и через  эту узкую щель выходит лишь небольшое  количество психосексуальной энергии). Второй фактор, который дополняет  первый, является следующим: по второму  закону диалектики, невыраженная сексуальная  энергия переходит в другое качество, в частности в энергию социальную, то есть человек делается социально  активным. Если оба канала для выхода открыты, то индивид находится в  нормальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит  в социальную сферу. Если же не работает первый канал, то инстинкты, вытесненные  в бессознательное, могут привести к так называемому психическому взрыву или к неврозам, проявляемым  в самых различных формах: от фонтомных  болей до психических расстройств, как то: мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым  последствиям. Психоанализ помогает предотвратить их.

         Естественно, мы описали  упрощенную схему действия психики. Организм человека, в частности его  психика, являются автономной, саморегулирующейся системой и, пожалуй, главным фактором искажения психики является не конфликт между бессознательным и сознательным, а воздействия "сверх-Я".

         В соответствии со своей  сексуальной теорией психики  Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным  зонам либидонозной или сексуальной  энергии.

         Эрогенные зоны - это  области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет  свою либидонозную зону, возбуждение  которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает  последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

         Оральная стадия (0 - 1 год). Оральная стадия характеризуется  тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной  фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания  и первичного обследования предметов. Первая фаза этой стадии (до полугода) - фаза сосания. Сначала оно связано  с пищевым наслаждением, но после  некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок  иногда сосет в отсутствии пищи и  даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке  Фрейда совпадает с сексуальным  наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни ребенок еще  не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно  предположить, что мир ребенка - это  мир без объектов. Ребенок живет  в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования  других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние - это  сон, когда младенец ощущает тепло  и не имеет никакого интереса к  внешнему миру. Во второй фазе младенческого  возраста у ребенка начинает формироваться  представление о другом объекте (матери) как существе, независимом  от него. Можно заметить, что ребенок  испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

         Внутриутробное существование  человека, по Фрейду, в противоположность  большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее  подготовленным, чем они. Тем самым  усиливается влияние реального  внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно", повышаются опасности  со стороны внешнего мира и чрезмерно  вырастает значение объекта, который  один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект - мать. Биологическая  связь с матерью вызывает потребность  быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе неизбежны  ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни  различение между внутренним и внешним  достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого  человека. Во второй половине оральной стадии с появлением зубов, ребёнок  переходит в фазу укуса, который  придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность  ребенка. Мать не позволяет ребенку  кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта  психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". Инстанция "Я" - часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовлетворение - отсутствие удовлетворения". При отсутствии матери, ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как её отсутствие для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

         На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты  личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его  представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

         Анальная стадия (1 - 3 года). На этой стадии либидо концентрируется  вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к  опрятности. Теперь детская сексуальность  находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний  мир выступает перед ним как  барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь  конфликтный характер. По отношению  к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью  образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается  разрешать конфликты, находя компромиссы  между стремлением к наслаждению  и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть  его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и  взрослых людей, которые играют очень  важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка.

         Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного  отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения  к опрятности еще на доречевом  уровне развития.

         Фаллическая стадия (3 - 5 лет) характеризует высшую ступень  детской сексуальности. Ведущей  эрогенной зоной становятся генитальные  органы. До сих пор детская сексуальность  была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к  взрослым людям. Первые люди, которые  привлекают внимание ребенка, - это  родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационноаффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.

         Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается  в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому  преодоление Эдипова комплекса  играет важную роль в психическом  развитии ребенка. Таким образом, к  концу фаллической стадии все  три психические инстанции уже  сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную  роль играет инстанция "Я". Она  сохраняет память прошлого, действует  на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги  как сигнал для ребенка, предупреждающий  о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По Фрейду, самые важные периоды  в жизни ребенка завершаются  до пяти лет; именно в это время  формируются главные структуры  личности. Фаллической стадии соответствует  зарождение таких черт личности, как  самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование  мужского поведения с усиленной  агрессивностью.

         Латентная стадия (5 - 12 лет) характеризуется снижением  полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной  цели, энергия либидо переносится  на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских  отношений со сверстниками и взрослыми  за пределами семейного окружения.

         Генитальная стадия (12 - I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки  зрения Фрейда, стремится к одной  цели - нормальному сексуальному общению. Однако, его осуществление может  быть затруднено, и тогда можно  наблюдать в течение генитальной  стадии феномены фиксации или регрессии  к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о  себе знать. Так, например, на этом этапе  может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения  лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых  механизма защиты. Это аскетизм и  интеллектуализация. Аскетизм с помощью  внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его  к простому представлению в воображении  и таким путем позволяет подростку  освободиться от этих навязчивых желаний.

         Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством  механизмов вытеснения, регрессии или  фиксации, рождает патологии.

         Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся  на этой стадии; психическая гомосексуальность  и нарциссизм. В психоанализе психическую  гомосексуальность не рассматривают  как грубое половое извращение. Это  могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому  полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью  в обществе лиц своего пола. Такие  люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье  и создают тесные социальные связи  в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и  направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как  объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное  место занимают самоудовлетворенность  и самодовольство. Подобные характеры  направляют свое внимание преимущественно  на себя, свои действия, свои переживания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда

2.1 Роль культуры  в развитии социальных  отношений и роль личности в культуре 

         По своему замыслу  и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики  индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного  сознания в его настоящем и  прошлом. "Запреты", которые, как  считал Фрейд, вытесняют сексуальное  влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами  нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд  назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно  выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к  проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал  сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному ... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц  за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные  характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался  таким образом понять процесс  эволюции общества.

Информация о работе Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности