Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Фрейд Зигмунд является венским профессором психиатрии. Это знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Врач по образованию, Фрейд некоторое время (1886 г.) работал у А. Шарко, наиболее авторитетного невропатолога второй половины прошлого века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития психоанализа как одного из ведущих психологических направлений…………………………………………..…...5
1.1 Становление Зигмунда Фрейда как выдающегося ученого……………...5
1.2 Понятие бессознательного в психосексуальной теории………………….8
1.3 Инстинкты, внутреннее «оно», контроль «Я» и система «сверх – Я»…..11
Глава 2. Культурологическая концепция З. Фрейда………………….....18
2.1 Роль культуры в развитии социальных отношений и роль личности в культуре …………………………………………………………………….….18
2.2 З.Фрейд и неофрейдизм……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

         Изучение феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей  практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание  существования бессознательного послужило  основой создания теории познания, построенной на воспроизведении  того, что есть в недрах психики  человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул  оттуда некоторые представления  о бессознательном. Так, вряд ли в  поле его зрения не попали те размышления  Платона, которые были связаны с  проблемой неосознанного знания человека.

         Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение  и в философии Канта (1724-1804).  Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими  произведениями немецкого философа.  Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании  своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы бессознательного.

         Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место  во многих филосовских работак XIX в. В этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвящения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

         На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра  и Ницше. Многие идеи этих философов  в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские  представления о бессознательном. Разумеется, между психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра  и Ницше нет абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное  изначально онтологично: - «мировая воля»  – первопричина всего сущего. Ницше  в известной степени разделяет  эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто  психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие  от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным  фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.

         Известно, что главным  регулятором человеческого поведения  служит сознание. Фрейд открыл, что  за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

         Учение о бессознательном  является тем фундаментом, на котором  основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни

         Под бессознательным  не следует понимать нечто абстрактное  или же какую-нибудь гипотезу, созданную  для филосовской системы. Бессознательное  - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.

         В область бессознательного входят психические явления, возникающие  во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом  сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому  более неосознаваемые; некоторые  побуждения к деятельности, в которых  отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся  и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

         Быть сознательным – это, прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое  непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно  сознательным. Наоборот, характерным  для него является то, что сознание осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в  следующее мгновение перестает  быть таковым, однако вновь может  стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Представление  – или всякий другой психический  элемент в определенный момент может  быть в наличности в сознании человека, а в  последующий может оттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени  оно может совершенно неизменным снова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых  чувственных восприятий. Учитывая это  явление, можно сделать вывод, что  представление сохранялось в  душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь  скрытым от сознания относительно этого, неизвестно.

         Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное  — это совокупность психических  процессов, актов и состояний, обусловленных  воздействиями, во влиянии которых  человек не дает себе отчета. Являясь  психическим (поскольку понятие  психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения  действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени  и месте действия, нарушается речевое  регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

         Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования  таких актов, для объяснения которых  необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо  у данных сознания имеется множество  пробелов. Только в этом случае, как  считает он, не нарушается психическая  непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

         Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и  психически здорового человека и  исследовала феномен сознания, Фрейд  же как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне  поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего  мира "Я" и тех структур, которые  не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий  из различных компонентов, которые  по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

         В общем плане  психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного  и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое  мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается  единственный смысл термина «сознательный». Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или  не присоединяться к другим его качествам. 
 
 

         1.3 Инстинкты, внутреннее  «оно», контроль  «Я» и система  «сверх – Я» 

         Если считать, что  человек - такое же детище природы, как  и остальные известные нам  живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что  и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения  у них являются инстинкты. Как  правило, у человека выделяют два  основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных  факторов. Причем эти два инстинкта  взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень  важны, но в связи с развитием  разума человека (Я) эти факторы как  жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло  потому, что у человека появились  приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для  того, чтобы утолить голод, но и  для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала  доставаться ему все легче  и легче, и на ее добычу он стал тратить  все меньше и меньше времени. Человек  стал строить для себя жилища и  другие приспособлен я и по максимуму  обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел  инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, “либидо”. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание  выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли  в другое качество, то есть они перешли  к "либидо". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой  в жизни человека стал инстинкт размножения.

         Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изначальную  силу, но параллельно с этим развивалось  и "я". Человек отличается от своих  меньших собратьев разумом. В  нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жидкостью, то есть в строго концентрированном  состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс  превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" являются соответствующей  оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в  развитии и покой относителен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени, причем если "оно" уже  определилось, то "я" в ходе культурного  развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению  соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и человеческой психике присуще свое место и  время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно  сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а внутренним содержанием "оно" (в этом "оно" идут разнообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.

         Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".

         "Сверх-Я" является  неотъемлемой частью человеческой  психики. Так как человек живет  в обществе, то оно оказывает  на него влияние. Вернемся к  предложенным выше рассуждениям. Если человек представляет из  себя систему (отдельную), то есть  клетку, то клетка одна существовать  не может, она погибает (вычлените  из организма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,  та, в свою очередь, образует  орган, а последний - систему  органов, образующих большой,  единый организм. Так вот оболочки  этих клеток соединены между  собой. Именно эта совокупность  всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я"  представляет собой совокупность  всех общественных отношений  (контролирующих поведение человека).

         Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна  люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты генотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен (религией, законодательством). Эту запретную установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех сознательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону общества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное  влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей  степени, на мать, так как она ближе  всего к нему, то есть можно сказать, что вольно или невольно бессознательное "оно" создает инцестуальные  предпосылки, которые подавляются  общественной моралью. Вот тут-то и  проявляется противоречие, которое  или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной стадии ребенок  видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть  тоталитарный режим своего родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древности в определенной полигамной общине дети взбунтовались против неограниченной власти отца и, сговорившись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в своей новообразовавшейся семье установил (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обвиняли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда. Позже символ отца в племенах заменили различные животные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

Информация о работе Взгляды З.Фрейда на психическое развитие личности