Взаимосвязь темперамента и стиля поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить взаимосвязи темперамента и поведения человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;
4) установить взаимосвязь темперамента и выбора стиля поведения в конфликте.

Содержание

Введение ..............................................................................................................3
Глава 1. Постановка вопроса исследования в научной литературе........6
1.1. Понятие конфликта и стили реагирования в конфликтных ситуациях..6
1.2. Психологические теории темперамента………………………………...18
Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение ….............................23
2.1 Программа и процедура исследования …………….……………………23
2.2. Методы и методики исследования ………………..……………………...24
2.3. Анализ полученных результатов……………………...………...……....26

Заключение........................................................................................................30
Список литературы........................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 157.00 Кб (Скачать)


 

Министерство образования и науки РФ

Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова

 

 

Кафедра психологии развития и образования

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Взаимосвязь темперамента и стиля поведения в конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

                                                Исполнитель: Лахе Наталья Эйнаровна

                                                                 Студентка 4 курса,

                                                                                  естественно-географического

                                                    факультета

                                                                                    ПГПУ им. С. М. Кирова.

 

                                                         Руководитель: Агатий И.И.

Кандидат психологических наук,

Старший преподаватель кафедры

Психологии развития и образования.

 

   

                                             Псков, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

              Введение ..............................................................................................................3

              Глава 1. Постановка вопроса исследования в научной литературе........6

1.1.           Понятие конфликта и стили реагирования в конфликтных ситуациях..6

1.2.           Психологические теории темперамента………………………………...18

              Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение ….............................23

2.1              Программа и процедура исследования …………….……………………23

              2.2.  Методы и методики исследования  ………………..……………………...24

              2.3.              Анализ  полученных результатов……………………...………...……....26

     

Заключение........................................................................................................30

     Список литературы........................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и поэтому проблематика социальных конфликтов представляет большой интерес.

Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено потребностями современного общества. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. К сожалению, некоторые личности стремятся добиться поставленной цели любыми способами, игнорируя потребности других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому интерес к  проблемам, возможностям и особенностям человеческой личности не ослабевает. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования. Проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

В связи с этим возникает вопрос: какие  особенности человека влияют на поведение в той или иной конфликтной ситуации?

В психологии особым образом выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Актуальность данного исследования состоит в том, что                                                                проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной                           ситуации до конца не изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это актуально в педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя,

как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.

Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темперамент, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи.

При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и  конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок,  так и в конфликтной ситуации,  каждый  человек ведет себя по-разному в конфликтной ситуации. Появляется вопрос, как индивидуальные особенности, в частности темперамент, влияют на поведение человека в той или иной конфликтной ситуации.

Гипотеза: Человеку с определенным темпераментом присущи определенные стили  поведения в конфликте.

Объектом исследования является индивидуально-психологические свойства и поведенческие особенности личности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стилей поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить взаимосвязи темперамента и поведения человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)              проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2)              подобрать методики для исследования;

3)              выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;

4)              установить взаимосвязь темперамента и  выбора стиля поведения в конфликте.

 

Методы и методики.

Для достижения поставленной цели будет использоваться метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

1.Личностный опросник Айзенка для определения основных типов темперамента и качеств личности, состоящий из 57 вопросов.

Вопросы направлены на выяснение обычного способа поведения и особенностей человека.

2.Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации.

К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:

а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях  они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

При анализе результатов исследования будет использоваться математический метод обработки данных – корреляционный анализ, с помощью которого будет выявлена значимая корреляционная связь.

 

Структура работы.

Работа состоит из:

введения, двух глав, заключения, списка литературы (15 наименований). Объем работы составляет 32 страницы, включает одну таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 1. Постановка вопроса исследования в научной литературе.

 

1.1. Понятие конфликта и стили реагирования в конфликтной ситуации.

 

   Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более легким. Существует множество определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому  конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами[3].

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно  не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит  когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этой ситуации люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. Позитивный смысл конфликта заключается в том, что в процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения.

Так как деление конфликтов на виды достаточно условно, и нет точной границы, можно выделить несколько видов конфликтов: организационные, межличностные,  открытые, межгрупповые и т.д[1].

Существует три разных стадии, этапа определяющие развитие отношений в конфликтной ситуации:

1. Определение, осознание участниками ситуации как конфликтной. Зачастую достаточно, чтобы осознание было совершенно одним из участников взаимодействия. Понимание, что назрела конфликтная ситуация, требует мобилизации имеющихся в распоряжении сил, чтобы либо добиться желаемой цели, если речь идет о человеке, выступающем как активное начало, либо обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что определение участником ситуации как конфликтной само по себе становится механизмом отсекающим все стратегии поведения, не соответствующие этому состоянию системы и «включающем» те альтернативы, которые могут нужным образом структурировать взаимодействие при данном состоянии.

2. Выбор стратегии, структурирующий ход взаимодействия в конфликтной ситуации. В этой фазе взаимодействия каждый из участников намечает определенную линию поведения, которая несколько позже оформляется как общая стратегия. Именно на этом этапе кто-то из участников может принять решение о выходе из системы отношений, и таким образом, конфликтная ситуация будет элиминирована за счет распада системы. Возможен и просто отказ от каких-то условий, их «снижения», чтобы избежать обострения, или наоборот, выбирается стратегия, направленная на получения максимума желаемого.

3. Выбор действий в рамках общей стратегии взаимодействия. Стратегия выбрана, есть негласные правила, направляющие взаимодействие по тому или иному руслу, на этой фазе начинается столкновение стратегий и тактик индивидуального поведения. Восприятие ситуации как конфликтной сопровождается рядом эмоциональных переживаний: повышенная тревожность, переходящая в страх, желание сопротивляться, враждебные чувства, предубежденность и т.д. Эти переживания неизбежно влияют на поведение человека, что не остается незамеченным другим участником взаимодействия, и тот начинает тоже воспринимать ситуацию как конфликтную. Происходит обоюдный выбор поведения в коллективе.

Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы психологических позициях. Какое-либо событие может стать предметом конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию. Если в результате этого события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью изменить свои психологические позиции на менее выгодное, т.е. если пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены их интересы.

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и стиля поведения в конфликтной ситуации