Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:02, реферат
Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношение между родителями и детьми всегда тесно связано с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская).
Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей [6].
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.
К наиболее типичным относятся четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби».
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему.
«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя супружеские конфликты [6].
Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой.
Одна из важнейших проблем, впрямую связанная с воспитанием, - главенство в семье. Глава семьи – это член семьи, чье лидерство признается остальными членами. Каким бы ни было главенство в семье, воспитанием детей в российской семье преимущественно занимается женщина. Образованность женщины, ее профессиональные достижения, материальная независимость подрывают авторитет мужчины в семье.
Не удивительно, что современные девочки растут в пренебрежении к мужчине. Девочки раньше осваивают нравственные и социальные нормы, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на взрослого.
По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью в несколько раз чаще, чем родители девочек. Для этого есть и психологические, и биологические основания. Нервная система мальчиков более уязвима, мальчики больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Для мальчиков особенно опасна изоляция отцов от воспитания. Если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически бесполым, нерешительным, боящимся жизни. Девочки, наоборот, становятся более агрессивными и драчливыми. У них развиваются мужские черты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руководить другими детьми. Иногда у них появляются мужские привычки, они курят, ругаются [9].
После многолетних и внимательных исследований поведения женщин в роли матерей ученые выделили пять типов матери.
«Супермама»
– стремится развивать
«Мама деспот» – ее ребенок с утра до вечера занят исполнением маминых приказов и распоряжений. Она вечно недовольна успехами своего чада, желает видеть в нем вундеркинда.
«Почти мама» – любит свое дитя и принимает его таким, какое оно есть. Но ее поведение бессистемно и хаотично, и она не в состоянии удовлетворить потребностям своего ребенка. Ей не хватает способностей влиять на умственное развитие своего сына/дочери. Такой тип матерей обычно пассивно ждет проявления инициативы со стороны ребенка, но когда так происходит, не понимает ее мотивов.
«Замученная мама» – считает свои повседневные обязанности столь тягостными, что не выделяет времени для детей, которыми обычно занимаются старшие братья и сестры, или они «занимаются» сами собой в запущенном донельзя доме. Бывает, что это многодетные матери, не имеющие достаточных средств на содержание семьи.
«Мама
педант» – дом прекрасно
Существует три типа отцов: «традиционный отец», «отец-кормилец», «современный отец».
«Традиционный отец» – глава семьи, представляет ее интересы во всех «внешних» отношениях, является последней инстанцией в решении всех вопросов, связанных с воспитанием ребенка. Он несколько суров, придает слишком большое внимание дисциплине, выполнению детьми своих обязанностей. По мере взросления ребенка начинает принимать большое участие в воспитании, особенно сыновей. С детьми сдержан, поэтому особо теплых отношений с ними нет.
«Отец-кормилец» предоставляет жене полную свободу в воспитании детей. Даже в свободное время не горит желанием заняться детьми. Неудивительно, что дети со временем перестают относиться к нему серьезно. Такие отцы ограничиваются только функцией материального обеспечения семьи, не вникая в другие ее проблемы.
«Современный
отец». Для такого отца все дела, связанные
с ребенком, привычны и очевидны. Хотя
у него не так много свободного времени,
как ему хотелось бы, вечера он проводит
с детьми. Он любит их, часто говорит им
об этом, умеет не только играть со старшими
детьми, но и пеленать грудных. Дети его
обожают. Со своими проблемами они в равной
степени обращаются и к нему, и к матери
[1].
На значимость и масштабы распространения насилия в семье указывается в пояснительной записке по обоснованию необходимости принятия Государственной Думой проекта федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», где приводятся следующие статистические данные: «В России насилие в семье в различных его формах приобрело значительные масштабы, а борьба с ним ведется неудовлетворительно. 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. По предварительным подсчетам, насилие встречается в каждой четвертой семье» [3].
Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день нет единого определения понятия семейного насилия над детьми и вообще насилия. Так, С. И. Ожегов дает следующее понимание насилия: это применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности; притеснение, беззаконие. Далее С. И. Ожегов дает определение физическому насилию: это нанесение побоев, телесных повреждений; психологическое насилие – насилие, направленное на устрашение, подавление воли [5].
В Большой Российской энциклопедии дается определение насилия в праве: физическое насилие – вред здоровью, побои; психологическое – угроза, психическое воздействие одного человека на другого [2].
В. И. Шахов определяет насилие в семье как противоправное, общественно опасное физическое, психическое или сексуальное воздействие на человека, обладающее устойчивой тенденцией к эскалации и большой вероятностью повторения, одного члена семьи на другого, совершенное против или помимо воли потерпевшего, независимо от физических последствий такого воздействия.
Сотрудники кризисных центров выделяют следующие часто встречающиеся на практике виды проявления насилия в семье: прямое физическое насилие (избиения, изнасилования, пытки, удары, пощечины и др.), изоляция и лишение свободы передвижения (запрет посещать определенные места, встречаться с друзьями и родственниками и др.), эмоциональное насилие (создание в семье тяжелого психологического климата, грубость и неуважение во взаимоотношениях); сексуальное насилие; манипулирование детьми; угрозы и запугивания; экономическое насилие (ограничение материальной самостоятельности, контроль финансовых средств и др.).
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Среди причин применения физического насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и желание снять раздражение.
Сексуальное насилие или развращение – осознаваемое или неосознаваемое в силу возрастной незрелости или других причин вовлечение ребенка, с его согласия или без сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или достижения корыстных целей.
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее трех четырех лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Исследования показывают, что отчимы чаще вовлечены в сексуальное насилие по отношению к детям супруги.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей, опекунов или других взрослых ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие или постоянная критика ребенка; оскорбления и унижения достоинства ребенка; предъявление к ребенку требований, несоответствующих его возрасту и возможностям и др [8].
Среди мотивов жесткого обращения к детям преобладают «стремление воспитать» (отмечают 50% родителей).
Основной причиной недовольства родителей своими детьми является неудовлетворенность результатами учебной деятельности ребенка.
К факторам риска, существенно связаны с физическим насилием над детьми относят низкий уровень образования матери, ее юность, серьезная болезнь, зависимость от социального обеспечения, недостаток заботы со стороны родителей, физическое и психическое нездоровье ребенка.
К медицинским проблемам, возникающим вследствие присутствия в семье различного вида насилия над детьми, исследователь относит проблемы здоровья, задержка физического развития, имеет запущенные хронические заболевания.