Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:02, реферат
Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношение между родителями и детьми всегда тесно связано с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь.
Введение
Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Идея сводится к тому, что разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития [9].
Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношение между родителями и детьми всегда тесно связано с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь. Она величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Материнская любовь безусловна: мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь неподвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская наоборот, обусловлена: отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться [7].
Главная характеристика детско-родительских отношений – любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление его защищать и обезопасить, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему.
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.
«Проблемные»,
«трудные», «непослушные», «невозможные»
дети, также как дети с «комплексами»,
«забитые», «несчастные», - всегда результат
неправильно сложившихся
Встречаются семьи, где цели воспитания отодвигаются от своего ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немалое время и сил. Познакомившись с какой либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее реализации. Несомненно, у каждого воспитательного подхода есть свои ценные находки, немало полезного и важного, но некоторые следуют к тем или иным идеям и методам воспитания без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Суть воспитательных отношений сводится в конечном итоге к тому, какое воздействие они оказывают на формирование личности ребенка, как сказывается на системе его отношений с людьми и на общении с ними [9].
Выделяется несколько видов неправильного воспитания, которые складываются в ходе педагогически неверных взаимоотношений между родителями и детьми.
–
Отвергающие (неприятие). Суть его заключается
либо в чрезмерной требовательности,
жесткой регламентации и
– Гиперсоциализирующие. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка, и особенно – его успехов в учебе.
– Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я – большой».
–
Гипопротекция. Она проявляется
в недостатке внимания к детям
со стороны родителей. Крайняя форма
гипопротекции – полная безнадзорность
детей. Скрытая гипопротекция
– Доминирующая гиперпротекция. Проступает в мелочной опеке, контроль за каждым шагом ребенка, постыдной слежки за его действиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведет, особенно в подростковом возрасте к протесту, желанию скрыться от родительского контроля. Потворствующая гиперпротекция сводится к вседозволенности, стремлению освободить ребенка от обязанностей, постоянному восхищению его мнимыми талантами и способностями, что ведет к конфликту с окружающими.
– Эмоциональное отвержение – воспитание по типу «золушки» - создает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка в семье.
– Противоречивое воспитание. Этот тип возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой – по типу эмоционального отвержения [6].
Такие
типы взаимоотношений между
Как правило, неустроенность отношений между родителями тоже ведет к утрате гармоничности и эмоциональной полноценности общения с детьми. Исходя из этого, выделяют несколько типов семей.
Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов. Выделяют четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).
Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Они более энергичны и уверенны в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками [9].
А. С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях.
Самым распространенным видом Макаренко считает ложный авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, угождения создает в семье эгоиста, который, подрастая ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Дети командуют родителями, капризничают, требуют недозволенного. В результате в семье вырастит баловня, не признающего запретов.
Ложный авторитет подавления, является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходя главным образом от отца. Они требуют подчинения себя не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают развернуться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении, отец или бабушка раздражаются, кричат. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот.
Авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации. Обычно, с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек, с неуживчивым характером.
Ложный авторитет чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности, в которой семейная жизнь занимает далеко не первое место.
Ложный авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний «Будешь хорошо вести себя, тогда куплю…». В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя [4].
Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
Авторитарный
стиль в отношениях родителей
и детей характеризуется
Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
В таких семьях родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудиться, не требуя от них ответственности и самоконтроля. В результате вырастает неустойчивый, некритичный ребенок.
Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).
Родители
с таким типом воспитания разрешают
детям делать все. У детей же чаще всего
нелады с дисциплиной, нередко их поведение
становится просто неуправляемым. Тогда
родители обычно приходят в отчаяние и
реагируют очень остро – грубо и резко
высмеивают ребенка, а в порывах гнева
могут применить физическое наказание.
Они лишают детей родительской любви,
внимания и сочувствия [6].