Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать взаимосвязь индивидуально- типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.
Объект исследования: Индивидуально - типологические особенности личности старшеклассников.
Предмет исследования: Взаимосвязь индивидуально - типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................................................3
1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ И АДАПТИРОВАННОСТЬ К СИСТЕМЕ
ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Индивидуально-типологические особенности личности
старшеклассников………………………………………………..………7
1.2 Адаптированность старшеклассников к системе значимых
отношений……………………………………………………………..13
2. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Объект исследования, организация и ход
эксперимента…………………………………………….……………….22
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи индивидуально-
типологических особенностей и адаптированности старшеклассников
к системе значимых отношений…………………………………...….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Введени1.docкурсовая эмма1.doc1111111.docновая (3).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Ключ к индидуально-типологическому опроснику 
(значимые ответы по шкалам)

  1. Экстраверсия: Да-10, 37,39, 43; Нет-12, 54.
  2. Спонтанность: Да -3,17, 25,29; Нет - 15, 44.
  3. Агрессивность: Да-5, 18,45, 47; Нет-31,32.
  4. Ригидность: Да-7, 20, 22, 34; Нет-36, 50.
  5. Интроверсия: Да-2, 28, 30, 42. Нет-4, 16.
  6. Сензитивность: Да - 13, 24, 38; Нет - 9, 11, 26.
  7. Тревожность: Да - 6, 19, 33; Нет - 46, 48, 53.
  8. Лабильность: Да-8, 21, 35, 49, 52; Нет-23.
  9. Ложь: Да-14, 27, 40, 41, 51, 55.

Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.

3-4 балла. Показатели  в пределах нормы - гармоничная  личность.  
5 баллов. Заостренные - акцентуированные черты. 
5 баллов. Выраженные избыточно - дезадаптирующие свойства. 
Сильно выраженные тенденции (если показатели выше 4 баллов), компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то это говорит о сбалансированности разнонаправленных свойств. Если большинство показателей от 0 до 2 баллов, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании. 
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность, зависимость, конфликтность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более 3 баллов, то данные недостоверны.

  1. ЭКСТРАВЕРСИЯ - высокие показатели по этой шкале говорят о направленности на внешние события, высокой социальной активности. Избыточная общительность и отвлекаемость при этом мешают целенаправленности действия. Заостренная форма проявления этого качества: неразборчивое, поверхностное общение, в котором нет глубоких привязанностей, неконструктивная активность.
  2. СПОНТАННОСТЬ - высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженным самоутверждением, стремящихся к независимости и лидированию. Любые рамки вызывают противодействие. При заострении этого качества характерна импульсивность поведения, хулиганские наклонности.
  3. АГРЕССИВНОСТЬ - повышенные показатели по этой шкале соответствуют выраженной тенденции к самоутверждению, активной самореализации, самостоятельности. Заострение этого направления развития проявляется в эгоцентризме, склонности к агрессивной манере самоутверждения.
  4. РИГИДНОСТЬ - высокие показатели по этой шкале характерны для ребят, склонных к «застреванию» и трудной раскачке, независимо от того, находятся ли они в состоянии покоя или активности. Это может проявляться в выраженном упорстве при достижении цели, или упрямстве при отстаивании своей точки зрения. Они могут быть агрессивны в отстаивании своих прав. Для них важен собственный статус. При заострении этой тенденции развития, человека трудно сдвинуть с места в спокойном состоянии, в активном - трудно остановить.
  5. ИНТРОВЕРСИЯ - ребята с высокими показателями по этой шкале отличаются замкнутостью, сосредоточенностью на себе, отгороженностью, пассивностью Они очень избирательны в выборе друзей, но в своих привязанностях постоянны. Заострение этой тенденции проявляется неумением общаться со сверстниками, уходом от реальности.
  6. СЕНЗИТИВНОСТЬ - высокие показатели по этой шкале говорят о выраженной впечатлительности, ранимости, склонности преувеличивать свою вину в случившемся, зависимости, ориентации на авторитет сильной личности. Заострение этого качества выглядит как выраженная пассивность, склонность к грусти, неуверенность при принятии решений, большая вероятность депрессивных реакций при неудачах.
  7. ТРЕВОЖНОСТЬ - повышенные показатели по данной шкале свидетельствуют об обостренном чувстве ответственности, внутренней потребности соответствовать требованиям преподавателей, родителей, класса, компромиссностью в поведении. Заострение данной тенденции проявляется неуверенностью в себе, мнительностью, склонностью к необоснованным страхам.
  8. ЛАБИЛЬНОСТЬ - высокие показатели по этой шкале отражают выраженную эмоциональную неустойчивость с бурными проявлениями как радости, так и огорчений. При этом постоянна потребность быть в центре внимания, нравиться окружающим. Воображение богато, склонность к фантазированию ярко выражена. Акцентуация этого качества проявляется истерическими эксцессами, значительно затрудняющими процесс обучения.

Для определения  уровня адаптированности данных испытумых  был проведен личностный опросник Роджерса- Даймонда. Предназначен для изучения особенностей социально – психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице, без использования каких-либо местоимений.

Для выявления  характеристик социально-психологической  адаптации наиболее часто применяют  опросник социально-психологической  адаптированности (шкала СПА), разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом.

Русифицированный  вариант этого опросника опробован  на разных выборках учащихся в отечественных  школах и студентах вузов. Использовался  он неоднократно при обследовании учащихся средних школ и старших классов, учащихся СПТУ, гимназий, колледжей и т.п. "Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей.

Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-дезадаптированности  в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Как показывает практика, причины трудностей подростка  и юноши, которые, по мнению авторов  можно связать с трудностями  освоения новых отношений, нового периода  в жизни человека, множественны и могут быть представлены комплексами в самых различных сочетаниях. Многие исследователи, в первую очередь, выделяют трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, трудно осваиваемый процесс учения в школе, который трудно отдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками, родителями и учителями, трудности, обусловленные развитием самосознания. Переживаемые трудности и проблемы подростка связаны с наиболее важными изменениями и психологическими новоприобретениями этого возраста. В то же время обнаруживаемые у подростка трудности не отражают целиком и полностью позиций и поступков юноши, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности. Психологическое новообразование ранней юности - личностное самоопределение - связано в первую очередь с трудностями формирования жизненных планов и личностных позиций.

 

2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей старшеклассников и адаптированности к системе значимых отношений.

Для обработки  результатов по опроснику индивидуально-типологических особенностей Собчик Л.Н. были применены 3 показателя:

От 5 и более  баллов - выраженный экстраверт

От 5 и более  баллов - выраженный интроверт

3-4 балла - сбалансированность разнонаправленных свойств.

Как оказалось, у большей части испытуемых были выявлены те или иные особенности  сбалансировано, т.е без ярких  выраженностей определенного свойства по предложенному к опроснику  ключу (19 человек); в 6 случаях были выявлены заостренные черты экстраверта; в 5 случаях- ярко выраженная интровертность. Данные предоставлены в диаграмме № 1.

Диаграмма 1.

Для определения  уровня адаптированности по личностному  опроснику Роджерса- Даймонда выделяются следующие 6 интегральных показателей:

  1. Адаптация
  2. Принятие других
  3. Интернальность
  4. Самовосприятие
  5. Эмоциональная комфортность
  6. Стремление к доминированию

Каждый из них  рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной эмпирическим путем. Интерпретация  осуществляется в соответствии с нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборке.

Для обработки  данных были взяты 2 интересующих нас  показателя: адаптивность и дезадаптивность. Было выявлено следующее – дезадаптированными оказались 8 (27 %) испытуемых из 30 (100%), из них: 5 интровертов и 3 экстраверта. Данные представлены в диаграмме № 2

Диаграмма 2.

В соответствии с выдвинутой гипотезой о существовании взаимосвязи  между индивидуально-типологическими особенностями старшеклассников и адаптированности к системе значимых отношений было установлено, что подростки с сбалансированными разнонаправленными свойствами личности более адаптированы в школьной среде среди сверстников, в учебной деятельности, имеют адекватную самооценку, положительно вопринимают окружающих, мотивированы на успех, принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, спортивных состязаниях, имеют свою точку зрения, обладают способностью принимать решения. 5 из 5 интровертов попали в группу «дезадаптированных», вместе с ними в эту категорию попали 3 экстраверта из 6. Это те учащиеся, которые оказались с заниженной самооценкой, плохой успеваемостью, трудностями в межличностном общении и отсутствием мотивации на успешную учебную деятельность. Здесь же стоит заметить, что экстравертность менее «опасна» как индивидуальная особенность личности, чем интровертность в системе значимых отношений. Результаты также представлены в таблице № 1.

 

 

19(гармоничные Личности)

Адаптированность

22(общее количество)

3(экстраверты)

Дезадаптированность

8(общее количество)

3(экстраверты)

5(интроверты)


Таблица 1.

 

 

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что определенные особенности личности имеют прямое воздействие на систему значимых отношений. Индивидуально-типологические особенности личности старшеклассников, такие как экстравертность и интровертность оказывают прямое воздействие на уровень адаптированности к системе межличностных отношений. Неуверенность в себе, своих способностях, замкнутость, тревожность и страхи мешают интровертам  в межличностном общении, учебной деятельности, проявлении своего «я». В этих же сферах нарушается постоянство и определенность экстраверта, порой столь открытого, чрезмерно возбужденного и несосредоточенного на одном деле. Т. е лишь сбалансированные разнонаправленные свойства личности могут привести подростка к успеху в учебной деятельности, межличностном общении, мотивации, ориентированности, решительности и самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Юношеский возраст- это очень важный, ценный этап жизненного пути. От атмосферы, царящей в школе, от отношений с учителями, зависит будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника, как замеченные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой. Юношеская рефлексия есть с одной стороны, осознание собственного «Я», а с другой стороны – осознание своего положения в мире.  Хорошая адаптированность старшеклассника в школе приведет в дальнейшем к улучшению восприятия предметов, а так же при поступлении в ВУЗ- его дальнейшее становление личности, гармонично развивающуюся как в семье, так и в обществе.

 
Главный момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте заключается  в том, что юноша находится  на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового возраста к юношескому, связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности, особенно актуальной становится проблема выбора профессии, планирования дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности.

В этот возрастной период происходит смена некоторого "объективистского" взгляда на себя "извне" на субъективную, динамическую позицию "изнутри".

Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином "самоопределение". Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному "Я". Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.

Теоретический анализ литературы и проведенное исследование позволяют  сделать следующие выводы:

  • Существует взаимосвязь между индивидуальными свойствами личности и адаптированностью к системе значимых отношений
  • Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно, заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли.
  • Социальная адаптация учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. Собственное участие в поисках стратегии самоутверждения и адаптации подростка как индивида не слишком значительно, так как большое влияние на него оказывают сверстники, климат малых групп и особенно микроклимат в семье.

Таким образом, основная гипотеза о том, что существует взаимосвязь  между индивидуально - типологическими особенностями личности старшеклассника и адаптированностью к системе значимых отношений подтвердилась.

Реализуемый подход к практическому изучению адаптации и личности в юности через показатели осмысленности жизни личности представляется достаточно перспективным для дальнейших разработок программ исследований по этой проблеме, поэтому они могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи в старших классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Информация о работе Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений