Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать взаимосвязь индивидуально- типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.
Объект исследования: Индивидуально - типологические особенности личности старшеклассников.
Предмет исследования: Взаимосвязь индивидуально - типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................................................3
1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ И АДАПТИРОВАННОСТЬ К СИСТЕМЕ
ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Индивидуально-типологические особенности личности
старшеклассников………………………………………………..………7
1.2 Адаптированность старшеклассников к системе значимых
отношений……………………………………………………………..13
2. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Объект исследования, организация и ход
эксперимента…………………………………………….……………….22
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи индивидуально-
типологических особенностей и адаптированности старшеклассников
к системе значимых отношений…………………………………...….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Введени1.docкурсовая эмма1.doc1111111.docновая (3).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

 

1.2. Адаптированность  старшеклассников к системе значимых  отношений.

 
Адаптация — это процесс активного  приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.

Адаптация включает в  себя следующие подвиды:

  • физиологический,
  • психологический (внутренний мир),
  • социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

Адаптация человека к  условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.

Адаптация может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды (биологическом, психофизиологическом, социальном и  др.). Социальная адаптация – процесс  эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается удовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающего ролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутверждения и свободы выражения творческих способностей.

Социальная адаптация  учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. По нашему мнению, эта проблема наиболее актуальна в старших классах в связи с целым комплексом причин:

  • Резкое изменение состава классного коллектива и скачкообразное повышение требований со стороны педагогов при переходе в 10-й класс.
  • Необходимость профессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своего жизненного пути, определение планов и перспектив.
  • Расширение значимых социальных связей вне школы, что может вступать в противоречие с требованиями школы.
  • Возрастание роли эмоционально нагруженного интимно-личностного общения и связанные с этим переживания.

По сравнению с другими  периодами развития адаптация юноши  к новым условиям жизни имеет  свои специфические черты, при этом общие признаки нормальности и адаптивности не изменяются. Нормальность зависит от уровня энергии, степени контроля, способности к интеграции опыта и готовности встречать проблемы и трудности. Основными концептами адаптации являются

- открытость опыту,  уверенность, стабильность, контроль и коммуникабельность.

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется  социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в  нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав. Собственное участие в поисках стратегии самоутверждения и адаптации юноши как индивида не слишком значительно, так как большое влияние на него оказывают сверстники, климат малых групп и особенно микроклимат в семье. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка (Кулагина И.Ю.1999).

Как отмечается в психологических  работах, посвященных данному вопросу (Налчаджян А. А., 1988), проблема адаптации  по-разному предстает в различных  теоретических ориентациях.

Так, с точки зрения бихевиоризма, социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением. Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации выступает как многоуровневый, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В силу того что "проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит", выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации. Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологической адаптации характерно ее рассмотрение как успешного выполнения личностью нормативного ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты. Заметим, что, несмотря на различия в теоретических интерпретациях адаптационных процессов, в целом постулируется наличие двух основных направлении, или путей, адаптации, выделение обшей логики которых принадлежит еще 3. Фрейду, а именно — так называемой аллопластической (изменение мира "под себя") и аую-пластической (изменение себя "под мир") адаптации.

Как уже было описано  выше, Эриксон основным кризисом юношеского возраста считал кризис идентичности. Идентичность понималась им как тождественность  человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Юность Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности, который "происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие". (Эриксон Э., 1996, с. 33-34).

Канадский психолог Джеймс Марш в 1966 г. выделил 4 этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения  молодого человека:

1. Неопределенная размытая  идентичность – индивид не  выработал четких убеждений

2. Досрочная преждевременная  идентификация, если индивид включился  в систему отношений несамостоятельно.

3. Этап "моратория"  – индивид находится в процессе  нормативного кризиса самоопределения.

4. Достигнутая зрелая  идентичность – определяется  тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической реализации.

Таким образом, можно  заключить, что кризис идентичности связан с проблемой самооценки, самоотношения  и меняющимися представлениями  об окружающих людях и ценностях. Появляющиеся новообразования в виде нечетких размытых представлений о себе самом, людях, межличностных и других отношениях и своем месте в этих отношениях вносят черты дезадаптивности в поведение юношей и девушек и порождают кризис идентичности.

По мнению В.М. Бехтерева  на становление личности и характера  оказывают влияние следующие  факторы: природа организма, антропологические  особенности, климат, метеорологические  и географические условия, биологический  фактор, связанный с условиями  зачатия, экономические условия, характер общественной деятельности или ее отсутствие, воспитание, обучение, правильное направление умственного развития. "Типологические свойства нервной системы и темперамент, равно как и задатки, считаются так называемой природной основой личности. Все эти свойства человека как индивида, генотипически обусловленные, первоначально существуют независимо от того, какая личность, с каким набором социальных характеристик будет ими обладать. На основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же тип характера, равно как контрастные характеристические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходе формирования человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются".

По мнению Леонтьева  А.Н., "личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как  через совокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к  миру. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования  и, соответственно, развития действий субъекта".

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития личности и самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самооценки, самоанализа, рефлексии вопросы у юноши чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностногосамоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование ранней юности. Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности.

Итоговый продукт самопознания Я – образ или Я–концепция, т.е. совокупность представлений индивида о себе самом, сопряжённая с их оценкой. Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного представления о себе или образа самого себя, то есть совокупности мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках; поскольку она основана на собственном мнении, она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п. Так И.С.Кон говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.

В психологическом словаре  говорится: "Самооценка развитого  индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения  индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности".

Анализ самооценки как  самооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапе  деятельности), корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами.

По мнению Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения. Например, Хекхаузен Х. утверждает, что "мотив достижения выступает как система самооценки".

По данным Е.А.Серебряковой, представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко  падают после неудачи.

Стремление к повышению  самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЪЕКТ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

2.1. Объект исследования, организация и ход эксперимента.

 

Исходя из поставленных целей и задач, были подобраны следующие методики:

Опросник Собчик Л. Н;

Опросник К.Роджерса- Р.Даймонда.

Для определения индивидуальных свойств испытуемых был использован  ндивидуально-типологический опросник СобчикЛ.Н.

В ходе проведенного опроса исследовались адаптационные индивидуальные особенности старшеклассников к определенным жизненным ситуациям.

В исследовании принимали  участие учащиеся 9 класса школы  №63 города Краснодара, в возрасте от 15-17 лет, численностью 30 человек(12 юношей и 18 девушек). Были розданы бланки ответа с датой и именем ученика,  была дана четкая инструкция:  «Перед тобой имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон твоей жизни, твоего характера, привычек. Прочти первое утверждение и реши, верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, напиши слово «Да». Если оно неверно, то напиши «Нет». Если ты затрудняешься с ответом, то постарайся выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует твоему мнению. 
Будь внимателен: если звучит отрицание, к примеру «Я не люблю ходить в гости ...» и т.д., то ответ «согласен, не люблю» обозначается как «Да». Или «Мне не бывает стыдно, когда я ...» ответ «Нет», означает, что тебе «бывает стыдно,когда...» 
Затем таким же образом отвечай на все пункты опросника. Если ошибешься, то зачеркни ошибочный ответ и поставь тот, который считаешь нужным. Помни, что ты высказываешь собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов,«правильных» или «неправильных». ( Утверждения в Приложении № 1)Данные обрабатывались с помощью приложенного к опроснику ключа.

Информация о работе Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей старшеклассников и адаптированность к системе значимых отношений