Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:49, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста (25 человек).
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………4
1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7
1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12
Вывод по первой главе……………………………………………………………17
Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19
2.1. Организация исследования……………………………………………19
2.2. Методы исследования…………………………………………………20
Вывод по второй главе………..…………………………………………………..24
Глава III. Результаты исследования……………………………………………...25
3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25
3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26
3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29
Вывод по третьей главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………
Нормой агрессивности по тесту Басса - Дарки является величина ее индекса равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.
Методика Басса-Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения.
«Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей)[15]
Методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в самовыражении (самоактуализации).
Методика допускает индивидуальное и групповое использование. В случае группового обследования число участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Длительность заполнения не более 20-25 минут. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.
Инструкция: Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 столбца. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…» (см. Приложение 2).
Обработка и интерпретация результатов
Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные другим цветом. Эти операции дают Вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:
I шкала Материальное положение. Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13
II шкала Потребность в безопасности. Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10
III шкала Потребность в межличностных связях. Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15
IV шкала Потребности в уважении со стороны. Подсчитывается сумма по позициям 1, 9, 12
V шкала Потребность в самореализации. Подсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14
Завершающей
процедурой будет построение собственного
профиля удовлетворенности
Полная удовлетворенность – 0-13 баллов
Частичная удовлетворенность – 13-26 баллов
Полная неудовлетворенность – 26-39 баллов
Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.
«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)
опросник А.А. Реана [23]
Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным (см. Приложение 3).
Обработка результатов и критерии оценки
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Вывод по второй главе
Для проверки гипотезы были подобраны следующие методики:
1)
методика состояния
2) «Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей);
3) методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана.
Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. С подростками была проведена беседа, в которой рассматривались понятия «агрессия», «агрессивное поведение», формы и особенности проявления агрессии, конструктивные способы выражения агрессии в обществе и др. Беседа с подростками проводилась с целью их мотивации к участию исследовании.
На
исследовательском этапе было проведено
тестирование, во время которого, каждому
испытуемому был предложен
Глава III. Результат исследования
3.1. Результат исследования агрессии у подростков
Обследование проводилось фронтально (см. Приложение 1). Для сравнения полученных результатов используем сводную таблицу и график.
Таблица 1
Сводная таблица диагностики состояния агрессии у подростков
(по средним показателям)
№ | Состояние агрессии | Средний балл по выборке | Уровень |
1 | Физическая агрессия | 5,4 | Средний |
2 | Косвенная агрессия | 4,0 | Средний |
3 | Раздражение | 4,2 | Средний |
4 | Негативизм | 3,1 | Средний |
5 | Обида | 3,0 | Низкий |
6 | Подозрительность | 4,9 | Средний |
7 | Вербальная агрессия | 5,8 | Средний |
8 | Чувство вины | 5,3 | Средний |
9 | Враждебность | 8,0 | Средний |
10 | Агрессивность | 15,5 | Низкий |
График 1
Результаты диагностики состояния агрессии у подростков
При детальном рассмотрении сводной таблицы и графика, мы можем отметить следующее: для подростков данной выборки характерно низкое состояние агрессии.
Наибольшее количество подростков имеет высокий уровень негативизма (40%) – это указывает на оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных правил, что является характерным для данного возраста.
Наиболее
высокие показатели имеют такие
состояния агрессии как враждебность,
вербальная агрессия, физическая агрессия
и чувство вины.
3.2. Результат исследования мотивации у подростков
Результаты исследования по методике «Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей)
Обследование проводилось по гуппам из 12-13 человек (см. Приложение 2). Для сравнения полученных результатов используем сводную таблицу и гистограмму.
Таблица 2
Сводная таблица диагностики иерархии потребностей у подростков
№ | Уровень удовлетворенности | Материальное положение | Потребность в безопасности | Потребность в межличностных связях | Потребности в уважении со стороны | Потребность в самореализации |
1 | Полная удовлетворенность | 20% | 16% | 12% | 4% | 20% |
2 | Частичная удовлетворенность | 52% | 64% | 56% | 76% | 72% |
3 | Полная неудовлетворенность | 28% | 20% | 32% | 20% | 8% |
Гистограмма 1
Результаты диагностики иерархию потребностей у подростков
Анализ и сопоставление
Большинство подростков частично удовлетворены базовыми потребностями.
Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков