Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:49, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста (25 человек).
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………4
1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7
1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12
Вывод по первой главе……………………………………………………………17
Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19
2.1. Организация исследования……………………………………………19
2.2. Методы исследования…………………………………………………20
Вывод по второй главе………..…………………………………………………..24
Глава III. Результаты исследования……………………………………………...25
3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25
3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26
3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29
Вывод по третьей главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4
1.1. Проблема агрессивности
в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………
1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7
1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12
Вывод по первой главе……………………………………………………………17
Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19
2.1. Организация
исследования……………………………………………
2.2. Методы исследования………………………………………………
Вывод по второй
главе………..………………………………………………….
Глава III. Результаты
исследования…………………………………………….
3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25
3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26
3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29
Вывод по третьей
главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И. А) и за рубежом (Бандура А., Уолтерс Р) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста (25 человек).
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1.
Изучить состояние проблемы по
психолого-педагогической
2.
Определить уровень
3. Выявить взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков.
Методы исследования:
В ходе изучения данной проблемы использовали различные методы - наблюдение, беседа, тестирование.
Базой
экспериментального
исследования являются подростки - учащиеся
Икшинской средней общеобразовательной
школы Московской области.
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования.
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
В психологии термин "агрессия" трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Bender L)
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.(Delgado H)
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A)
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) [13]
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. [7]
Имеющиеся
определения можно условно
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или "было необходимо действовать". В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба [1].
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).Р. Бэрон и Д. Ричардсон [5,20] дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
агрессия
обязательно подразумевает
в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой.
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [21].
В 1939 г. Дж. Доллардом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что [5,20]:
фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
агрессия всегда является результатом фрустрации.
В
свете теории социального научения,
предложенной Бандурой, агрессия рассматривается
как некое специфическое
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, можно принять за рабочее следующее обобщающее определение этого явления: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Необходимо разграничивать понятия "агрессия" и "агрессивность". Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба[4]. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения[8].
Индивидуальные
детерминанты агрессии имеют постоянный
характер, они устойчивы. Человек
склонен "тиражировать" удачные
модели поведения, что в последствии
закрепляется в довольно устойчивые
черты личности, поэтому склонных
к насилию лиц редко удается
переделать с помощью широко используемых
средств: усиления мер, увеличение срока
наказания и т.д. Агрессия для них является
средством достижения целей, а потому
вполне приемлема. Она глубоко укоренилась
в их личностной структуре и как модель
поведения чрезвычайно устраивает, поэтому
вряд ли они с готовностью откажутся отвечать
ударом на удар. Ключом к решению этой
проблемы может быть психотерапия, направленная
на повышение уровня уверенности в себе,
формирование более зрелого взгляда на
жизнь и отношения с другими людьми.[4]
1.2. Особенности агрессивности у подростков
Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность[17]. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.
Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом.
Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков