Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:49, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста и его взаимосвязь с мотивацией учения.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения и мотивация детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста (25 человек).
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………………...4
1.1. Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………4
1.2. Особенности агрессивности у подростков……………………………7
1.3. Проблема мотивации в подростковом возрасте……………………..12
Вывод по первой главе……………………………………………………………17
Глава II. Организация и методы исследования………………………………….19
2.1. Организация исследования……………………………………………19
2.2. Методы исследования…………………………………………………20
Вывод по второй главе………..…………………………………………………..24
Глава III. Результаты исследования……………………………………………...25
3.1. Результат исследования агрессивности у подростков………………25
3.2. Результат исследования мотивации у подростков…………………..26
3.3. Взаимосвязь агрессивности и мотивации у подростков…………….29
Вывод по третьей главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Мотив
- это направленность школьника на
отдельные стороны учебной
Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка[2].
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов.
Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, к него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.
Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика.
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их оценок, в помощи товарищам.
Мотивы
даже самые положительные и
Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ работы и результат, найти несколько способов решения и др.). Уровни целей связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели.
Проявления
целей: доведение работы до конца
или постоянное ее откладывание, стремление
к завершенности учебных
Эмоции
тесно связаны с мотивами учащихся
и выражают возможность реализации
учащимися имеющихся у них
мотивов и поставленных целей. Виды
эмоций: положительные (радость, удовлетворенность,
уверенность, гордость) и отрицательные
(страх, обида, досада, скука, унижение).
Проявление эмоций в учении: общее поведение,
особенности речи, мимика, пантомимика,
моторика.
Вывод по первой главе
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.
Основными
факторами, определяющими формирование
детской агрессивности являются: семья,
сверстники, та среда, в которой они находятся,
средства массовой информации и пр. Дети
учатся агрессивному поведению посредством
прямых подкреплений так же, как и путем
наблюдения агрессивных действий. Общество,
больное агрессией и нетерпимостью, заражает
и свое молодое поколение. Опасность состоит
в том, что у нового поколения болезнь
может стать врожденной и массовой, превратиться
из социальной патологии в социальную
норму, поэтому необходимо продолжать
более детальное и глубокое рассмотрение
данной темы, как на уровне психологической
и педагогической наук, так и на уровне
практической работы с подростками.
Глава II. Организация и методы исследования.
2.1. Организация исследования
Экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи агрессивности и мотивации проводилось на базе МОУ Икшинская СОШ Дмитровского района Московской области. Общий объем выборки составил 25 подростков.
Исследование
проводилось в несколько
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап - исследование агрессивности и мотивации у подростков;
-
аналитический этап
Гипотеза исследования: агрессивность влияет на мотивацию подростков.
Для проверки гипотезы были использованы следующие методики:
1)
методика состояния
2) «Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей);
3) «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана.
Методы: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности детей.
Использованы следующие методы математической статистики:
1.
Коэффициент ранговой
Критерий предназначен для определения силы и направления корреляционной связи между двумя признаками.
Эмпирическое значение высчитывается по формуле:
где d – разность между рангами по двум переменным;
N – количество испытуемых.
Если
, то первый признак коррелирует со
вторым признаком для данной группы испытуемых,
если
, то корреляция не значима, если
, то корреляция значима на 5 % уровне.
2.2. Методы исследования
Методика состояния агрессивности Басса-Дарки[12]
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физический силы против другого лица.
2.
Косвенная - агрессия, окольным путем
направленная на другое лицо
или ни на кого не
3.
Раздражение - готовность к проявлению
негативных чувств при
4.
Негативизм - оппозиционная манера
в поведении от пассивного
сопротивления до активной
5.
Обида - зависть и ненависть
к окружающим за
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8.
Чувство вины - выражает возможное
убеждение субъекта в том, что
он является плохим человеком,
что поступает зло, а также
ощущаемые им угрызения
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (см. приложение 1).
Индекс враждебности включает в себя шкалы обиды и подозрительности, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы физической агрессии, раздражения, вербальную агрессию.
Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и мотивации подросков