Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, реферат
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
1.Введение 3
2. Детско-родительские отношения в психологии 4
3.Дружба между родителями и детьми. 6
4. Классификация стилей воспитания в психологии 8
5.Что мешает общению с ребенком 11
6.Основные проблемы взаимоотношений родителей и
детей. 16
7.Личностные особенности родителей в воспитании ребенка 18
8. Семья как фактор развития ребенка 22
9.Заключение 26
10.Литература 28
Проблема первая: Реализация
Все
в детстве мечтают о будущем:
кто-то хочет полететь в космос, кто-то
стать знаменитым музыкантом, кто-то
создать идеальную семью. Но мечты
они на то и мечты, что не всем
из них суждено воплотиться в
реальность. Порой родители, не добившись
в жизни реализации своих целей
и мечтаний, видят в детях средство
их реализации. Поэтому они отдают
детей в различные секции и
кружки, вмешиваются в их личную
жизнь, даже когда дети уже давно
перестали быть детьми. Родители думают:
«У меня не получилось, может быть получится
у моего ребёнка», но они забывают,
что их ребёнок – это отдельная
личность, со своими интересами и своим
жизненным путём.
Родителям в таком случае нужно попытаться
понять, чего хочет их ребёнок, кем он хочет
быть в будущей жизни и прикладывать все
усилия, чтобы ребёнок самостоятельно
выбирал свой путь. По мнению МирСоветов,
ошибочно думать так – ребёнок ещё маленький,
откуда ему знать, что для него лучше, мы
то уже жизнь прожили, мы лучше знаем –
в этих словах многие родители узнают
себя. А ведь всё-таки нельзя не согласиться,
что свои ошибки лучше усваиваются. И к
тому же никто из родителей не хотел бы,
чтобы в будущем их дети осознали, что
ненавидят то дело, которое выбрали за
них родители. Все взрослые люди прекрасно
знают, как тяжело заниматься нелюбимым
делом и просто изо дня в день «тянуть
свою лямку».
Родители, у которых не сложилась личная
жизнь, часто слишком пекутся, чтобы хоть
у их чада всё в личном плане было хорошо.
Не забывайте, что вы можете только посоветовать,
а ваш ребёнок должен решать сам, что для
него лучше. Тем более, если у вас «не сложилось»,
где гарантия, что вашими стараниями ваши
дети не повторят ваших же ошибок? Помните,
что все люди индивидуальны и ваши дети
ни в коем случае не являются вашей точной
копией.
Дети по наступлении сознательного возраста
должны научиться самостоятельно управлять
своей будущей жизнью. Если вы хотите не
того, что пытаются навязать вам ваши родители,
попробуйте доказать им, что ваш выбор
тоже имеет право на существование. Не
надо говорить, что вы делаете так, потому
что вы так хотите, попробуйте обосновать,
почему вы этого хотите, и что вас ждёт
в будущей жизни при этом выборе. Собирайте
информацию, предоставляйте родителям
факты, доказывайте свою точку зрения,
не забывайте что вам, а не вашим родителям
жить с этим выбором всю жизнь.
Проблема вторая: Гиперопека
В
принципе эта проблема граничит с
первой проблемой. Здесь опять появляется
любимая фраза родителей: «Мы
жизнь прожили, нам лучше знать».
Родителям надо подумать о том, что прошло
время, мир изменился, и в этом новом мире,
чтобы выжить и чего-то добиться, нужно
действовать не так как 10, а то и 20 лет назад.
Так же родители стараются ограждать своих
чад от проблем этого жестокого мира, не
понимая, что в дальнейшей жизни им всё
равно придётся столкнуться с этими проблемами
и намного хуже, если дети выйдут в этот
мир не подготовленными. Люди, в детстве
подвергшиеся такого рода «заботе», придя
в реальный мир, как правило, не выдерживают
и ломаются. Такие люди часто становятся
алкоголиками и наркоманами, пытаясь убежать
от той реальности, к которой они совсем
не приспособлены. Детям нужно дать максимум
свободы. Как ни странно, чем больше свободы
даётся не только детям, но и людям в целом,
тем меньше у них желания этой свободой
воспользоваться. Детям нужно чаще показывать
родителям, что они обладают какой-либо
самостоятельностью. Доказать, что они
самостоятельно могут учиться, ведь им
это самим нужно, учиться самим делать
правильный выбор в любой ситуации.
Во
многих описаниях отношения и
поведения родителей, скрыто или
явно присутствует указание на особенности
личности родителя как на источник
основного информационно-
Разнообразие
родительского поведения
То, что за определенным родительским отношением стоит определенная черта личности родителя утверждает и И.С.Шефер (1959). Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила "Я", и факторами родительского отношения "любовь - ненависть", "автономия - контроль". Так, фактор "экстраверсия-интроверсия" представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор "любовь - ненависть" - это образующая родительского отношения. Эти структурные пары представляют собой варианты социального поведения человека, и обозначают точки на круговой модели социального поведения.
Ловинджер
Л. (1960) считает, основой того или
иного родительского отношения
показатель API (авторитарная семейная
идеология). Этот показатель отражает
когнитивный аспект "Я" - осознание
своей внутренней жизни и внутренней
жизни ребенка; он как бы определяет
уровень когнитивного развития "Я".
API отражает тревогу по поводу проявления
инстинктивных импульсов и
Деструктивный стиль отношения к ребенку зачастую приводит к его невротизации (Захаров А.И., 1998)3. Он зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность (подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность: впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу") и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов).
Помимо
этого, деструктивность в отношении
к ребенку обусловлена также,
отсутствием у родителя открытости,
непосредственности и непринужденности
в общении, что чаще всего имеет
в своей основе имевшийся ранее
поихотравмирующий опыт межличностных
отношений. Также было выявлено, что
"деструктивные" матери обладают
следующими чертами личности: они
сензитивны, склонны к подозрительности,
недоверчивости. У них обнаружены
проблемы самоконтроля, трудности во
взаимоотношениях с окружающими; наличие
хронических межличностных
На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как: стремление наиболее полно проявить свои задатки и способности; созидательность; умеренная тревожность; способность брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии.
Большинство
исследователей проблемы неврозов считают,
что деструктивный стиль
Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М.Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка.
Жестокое воспитание (по мнению Сикорского И.А.) способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.
В
работах зарубежных авторов можно
найти подтверждение того, какую
огромную роль играют детско-родительские
отношения в возникновении
Личностные
особенности родителей
Таким образом, существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.
Многочисленные
психологические исследования показывают,
что на восприятие ребенка и отношение
к нему влияют множество факторов,
среди которых только некоторые
непосредственно связаны с
1)
Детский опыт самих родителей.
Люди, став взрослыми, зачастую
в своей собственной семье
неосознанно формируют
2)
Нереализованные потребности
Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда Родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.
Обычно
не принимаются во внимание возможности,
интересы, способности ребенка, которые
отличны от тех, что связанны с
запрограммированными целями. Ребенок
становится перед выбором. Он может
втиснуть себя в рамки чуждых ему
родительских идеалов только ради того,
чтобы обеспечить любовь и чувство
удовлетворенности родителей. В
этом случае он пойдет ложным путем, не
соответствующим его личности и
способностям, который часто заканчивается
полным фиаско. Но ребенок может
и восстать против чуждых ему требований,
вызывая тем самым