Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, реферат
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
1.Введение 3
2. Детско-родительские отношения в психологии 4
3.Дружба между родителями и детьми. 6
4. Классификация стилей воспитания в психологии 8
5.Что мешает общению с ребенком 11
6.Основные проблемы взаимоотношений родителей и
детей. 16
7.Личностные особенности родителей в воспитании ребенка 18
8. Семья как фактор развития ребенка 22
9.Заключение 26
10.Литература 28
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в
семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в
5.Что
мешает общению с ребенком
1) Приказы, команды:
"Сейчас же перестань!", "Чтобы больше я этого не слышал!", "Замолчи!".
В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности "в беде". В ответ дети сопротивляются, обижаются, упрямятся.
Мама: Вова, одевайся скорее(команда), в детский сад опаздываем!
Вова: Я не могу, помоги мне.
Мама: Не выдумывай! (приказ). Сколько раз уже одевался сам.
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Новые фокусы! Ну-ка, сейчас же одевайся! (Приказ).
Вова: А у меня не застегивается.
Мама: Не застегивается - так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.
Вова: Ты плохая...
А разговор мог бы пойти другим путем:
Мама: Вова, одевайся скорее, в детский сад опаздываем!
Вова: Я не могу, помоги мне.
Мама: Не можешь сам справиться.
Вова: Рубашка противная, не хочу ее.
Мама: Тебе не нравится рубашка.
Вова: Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.
Мама: Тебе было очень неприятно. Понимаю... Давай оденем вот эту!
Вова: Давай! (Быстро одевается.)
В
этом разговоре мама настроена на
то, чтобы услышать ребенка, а не
только свои приказания. Сын делится
своей проблемой, мать готова ее принять.
2) Угрозы, предупреждения:
"Если
ты не прекратишь плакать, я
уйду", "Еще раз это повторится,
и я возьму ремень". Угрозы
бессмысленны, если у ребенка
сейчас неприятное переживание.
3) Критика, обвинения:
"На
что это похоже!", "Опять все
сделал не так!", "Все из-за
тебя!", "Зря я на тебя понадеялась!",
"Вечно ты!.." Никакой воспитательной
роли такие фразы играть не
могут. Они вызывают у детей
либо активную защиту (ответное
нападение, отрицание,
Вера
некоторых родителей в
4) Высмеивание, обзывание:
"Плакса
- вакса", "Не будь лапшой",
"Ну, просто дубина!", "Какой
же ты лентяй!" Все это - лучший
способ оттолкнуть ребенка и
"помочь" ему разувериться в
себе. Как правило, дети обижаются
и защищаются : "А сама какая?",
"Пусть лапша", "Ну, и буду
таким!"
5) Выспрашивание:
"Нет,
ты все-таки скажи", "Что же
все-таки случилось? Я все
Вот пример неудачного диалога:
Дочь: Вот, смотри, что я получила!
Мама: Четыре по математике. Почему же ты злишься?
Дочь: Да, злюсь, а почему не знаю. А ты спрашиваешь: "Почему да почему?" (Уходит от разговора, замыкается.)
Более удачный вариант был бы такой:
Дочь: Вот, смотри, что я получила!
Мама: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься.
Дочь: Да, я злюсь, а почему, не знаю.
Мама: Тебе плохо.
Дочь: Да, плохо... Я не хочу, чтобы ты уходила.
Мама: Ты хочешь, чтобы я осталась дома.
Дочь:
Да. Мама, пожалуйста, не ходи сегодня
на занятия!
6) Отшучивание:
Сын: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.
Папа: Как много между нами общего!
Отец
проявляет чувство юмора, но проблема
остается. А что уж говорить о
таких словах, как "Отстань!", "Не
до тебя", "Вечно ты со своими жалобами!"
7) «Чтение морали»:
"Ты
обязан вести себя как
Обычно
дети из таких фраз не узнают ничего
нового, их поведение не меняется. Они
чувствуют давление внешнего авторитета,
иногда вину, иногда скуку, а чаще всего
все вместе. Моральные устои и
нравственное поведение воспитывают
не столько слова, сколько атмосфера
в доме, через подражанию поведению
взрослых, прежде всего родителей. Если
ребенок нарушает нормы поведения,
надо посмотреть, не ведет ли себя кто-либо
в семье подобным образом. Если эта
причина отпадает, то скорее всего
действует другая: ребенок "выходит
за рамки" из-за своей внутренней
неустроенности, эмоционального неблагополучия.
В обоих случаях словесные
поучения - самый неудачный способ
помочь делу. Беседовать о моральных
нормах и правилах поведения с
детьми надо только в спокойные минуты,
а не в накаленной обстановке. Иначе
слова только подливают масла
в огонь.
8) Нотации:
"Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки", "Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки", "Сколько раз тебе говорила, а ты не слушаешь."
Дети отвечают: "Отстань!", "Сколько можно!", "Хватит!" Или возникает то, что психологи называют "психологической глухотой."
Папа: Вера, если ты будешь наступать в воду, то промочишь ноги. Твой организм охладится, и ты сможешь легко подхватить инфекцию. Ты должна знать, что весной в городе много инфекции.
Вера
(наступая в очередную лужу): Папа,
а почему у дяденьки, который прошел,
такой красный нос?
9) Советы:
"А ты возьми и скажи...", "Почему бы тебе не попробовать...", "По-моему, нужно пойти и извиниться", "Я бы на твоем месте дал сдачи".
Дети
не склонны прислушиваться к советам
родителей. Иногда открыто восстают:
"Ты так думаешь, а я жпо-другому",
"Тебе легко говорить", "Без
тебя знаю!". За этим может стоять
Желание быть независимым, принимать
решения самому. Каждый раз, советуя
что-либо ребенку, родители как бы сообщают
ему, что он еще мал и неопытен,
а мы умнее его. Такая позиция
родителей раздражает детей и
не оставляет у них желания
рассказать подробнее о своей
проблеме.
10) Сочувствие на словах:
Ребенку нужно сочувствовать, но в словах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний.
Дочь (расстроенная): Я сегодня бежала в школе по коридору, а Сережка подставил мне ножку, и я упала.
Отец: Ну, ничего, пустяки, ты же не разбилась.
Дочь: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись!
Отец: Да брось, не обращай внимания!
Дочь:
Тебе легко говорить, а мне обидно!
11) Догадки:
"Я знаю, это все из-за того, что ты...", "Опять, что ли, подрался", "Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...".
Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило подростка в ярость. Кто любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
Петя: Мне никто не звонил?
Мама: Никто. Я думаю, ты ждешь звонка Лены.
Петя: А тебе все надо знать.
Мама: Надо. Например, я знаю, почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился.
Петя:
Мама, ну хватит! Какое тебе дело!
12) Похвала:
Есть тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением или похвалой и одобрением. В похвале есть элемент оценки: "Молодец, ты просто гений!", "Ты у меня самая красивая (способная, умная)!", "Ты такой храбрый!" Где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, ребенка осудят в других. Также ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. Наконец, он может заподозрить, что родители неискренни, т.е. хвалят его из каких-то своих соображений. Лучше всего выразить ему свое чувство, используя местоимения "я", "мне" вместо "ты".
Дочь: Мама, я сегодня по русскому языку получила сразу две пятерки.
Мама: Я очень рада! (Вместо: "Какая ты у меня молодец!")
Сын: Ведь правда, я плохо выступил?
Папа: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось(то-то и то-то). (Вместо: "Ну что ты, ты выступил как всегда блестяще!")
Получается парадокс: полное равноправие
в отношениях родителей с детьми чревато
опасностями в формировании личности
ребенка, его трудно поддерживать. С другой
стороны, нельзя использовать формы общения,
связанные с подчеркиванием социального
статуса родителя (критика, похвала, угрозы,
высмеивание). Гиперопека и гиперконтроль
также вредны, как и недостаток внимания.
Предоставляя ребенку свободу, необходимо
обращать его внимание на то, что тем самым
он берет на себя ответственность. Нужно
говорить с ним как с равным - но дать понять,
что старшие заслуживают особого уважения
со стороны младших.
6.Основные
проблемы взаимоотношений
родителей и детей.
В любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми, и от этого никуда не деться, потому что разрыв между поколениями большой. Даже люди с небольшой разницей в возрасте редко имеют одинаковые интересы и взгляды на жизнь, что уж говорить о родителях и детях. Родители не понимают своих детей, потому что их учили по-другому жить и мыслить.