Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, реферат
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
1.Введение 3
2. Детско-родительские отношения в психологии 4
3.Дружба между родителями и детьми. 6
4. Классификация стилей воспитания в психологии 8
5.Что мешает общению с ребенком 11
6.Основные проблемы взаимоотношений родителей и
детей. 16
7.Личностные особенности родителей в воспитании ребенка 18
8. Семья как фактор развития ребенка 22
9.Заключение 26
10.Литература 28
Содержание
1.Введение
2. Детско-родительские
отношения в психологии
4
3.Дружба
между родителями и детьми.
4.
Классификация стилей
5.Что мешает общению с
6.Основные
проблемы взаимоотношений
детей.
7.Личностные особенности родителей в
воспитании ребенка
9.Заключение
10.Литература
Семья
для ребенка – это место
рождения и основная среда обитания.
В семье у него близкие люди,
которые понимают и принимают
его таким, какой он есть. Именно
в семье ребенок получает азы
знаний об окружающем мире, а при
высоком культурном и образовательном
потенциале родителей – продолжает
получать не только азы, но и саму культуру
всю жизнь. Семья – это определенный
морально-психологический
Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Таким образом, по мнению ряда авторов, главная функция семьи - обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования (Адлер А., 1986; Роджерс К., 1994; Хорни К., 1997).
Дети
учатся у родителей определенным
способам поведения, не только усваивая
непосредственно сообщаемые им правила
(то есть готовые рецепты), но и благодаря
наблюдению существующих во взаимоотношениях
родителей моделей (то есть примера)
(Раттер М., 1987).
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон1, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.
В
современных исследованиях, данного
вопроса, происходит переориентация с
изучения самосознания ребенка к
исследованию его поведения, которое
чаще всего описывается в терминах
социальной адаптации и компетенции.
Привязанность рассматривается
уже не как отношение, а как
стратегия поведения с
Помимо
теории привязанности, весьма популярным
в западной психологии являются теоретические
модели, разработанные D.Baumrind (1967), а
также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил
классификацию родительских стилей
поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный;
2) авторитарный; 3) попустительский
стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую
двухфакторную модель родительского
отношения, где один из факторов отражает
эмоциональное отношение к
Своеобразие
и внутренняя конфликтность родительского
отношения заключается в
3.Дружба
между родителями и
детьми.
В таких семьях родители строят взаимоотношения с детьми по принципу полного равенства и дружбы. От таких родителей нередко можно услышать: "Мы и наши дети - настоящие друзья. Мы не хотим, чтобы они нас боялись или вели себя как младенцы". В семьях подобного типа родителей называют по имени, и, в общем, эта семья напоминает школьный лагерь.
Но если присмотреться внимательнее, то получится, что в такой семье дружба заканчивается на словах, а дальше начинается суровая реальность. Так ведут себя родители, которые в детстве были обделены вниманием своих родителей, и следовательно хотят перенести эту дружбу на собственных детей, считая, что помогут и себе, и детям. Конечно, во взаимоотношениях между родителями и детьми должна присутствовать дружба, но обязательно надо помнить, что дружба - это не единственная форма отношений. Нельзя забывать о такой важной вещи как авторитет родителя. Родители всегда могут повлиять на ребенка, чего не могут друзья. Если ребенок считает своего папу другом, равным по положению, то ведет себя так, как он бы делал это с друзьями. Он уже не слушается или требует от родителей уважения своей точки зрения .
Подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Родительская
любовь — совершенно необходимое, но
недостаточное условие
Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне требования.
Степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу, особенно это относится к легкости общения, откровенности, пониманию со стороны родителей. Чувствуя охлаждение со стороны детей, родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д.
Протест
и неподчинение подростка являются
средством, при помощи которого он хочет
добиться изменения прежнего типа отношений
со взрослым на новый, специфический
для общения взрослых людей. Иначе
говоря, в начале подросткового периода
в связи с появлением у подростка
представления о себе как уже
не о ребенке, и потребностью в
признании его взрослости окружающими
возникает совершенно новая проблема
— проблема прав взрослого и подростка
в отношениях друг с другом, проблема
равноправия. И после прохождения
критического периода эмоциональный
контакт, если родители сами не умудрились
его испортить, как правило, возобновляется,
но уже на качественно иной основе:
общение на платформе «взрослый
— взрослый».
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат
в семье проявляется в
Родители,
разумеется, могут и должны предъявлять
требования к своему ребенку, исходя
из целей воспитания, норм морали, конкретных
ситуаций, в которых необходимо принимать
педагогически и нравственно
оправданные решения. Однако те из них,
которые предпочитают всем видам
воздействия приказ и насилие, желают
утвердить собственное
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
По
данным психологических наблюдений
именно эта категория подростков
дает наибольшее число срывов в переходном
возрасте. Как раз эти дети, которым
казалось бы не на что жаловаться, начинают
восставать против чрезмерной родительской
опеки. Если диктат предполагает насилие,
приказ, жесткий авторитаризм, то опека
- заботу, ограждение от трудностей. Однако
результат во многом совпадает: у
детей отсутствует
Система
межличностных отношений в