Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение психологических особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Объектом исследования является процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса.
При написании данной работы были поставлены следующие основные задачи:
1.Охарактеризовать образовательный процесс с точки зрения взаимодействия его субъектов.
2.Рассмотреть психологический аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса.
3.Проанализировать сущностные особенности учебно-педагогического сотрудничества.
4.Выявить проблемы общения в образовательном процессе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса 5
1. Характеристика взаимодействия в образовательном процессе 5
2. Психологический контакт субъектов образовательного процесса 10
Глав 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 15
2.1 Учебно-педагогическое сотрудничество как взаимодействие в образовательном процессе 15
2.2 Проблема общения в образовательном процессе 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Остановимся подробно на рассмотрении сотрудничества как многоаспектной системы отношений.
Рассмотрим следующий важный аспект отношений «ученик – ученик». При рассмотрении данного вопроса хотелось бы отметить методику тематического взаимодействия, разработанную Рут. О. Кон. Она утверждает, что каждая личность взаимодействует со структурами, процессами и членами группы с одной стороны, и с задачами, целями, проблемами темы с другой. Это взаимодействие базируется на признании мира чувств, личном мнении каждого человека и вере в способности к самоорганизации жизни и саморазвитию личности в процессе решения задач.
Данная методика включает в себя личностно - ориентированный подход и основы для работы в процессе сотрудничества между учениками, а также выделяет важность саморазвития в процессе взаимодействия. Другое направление подразумевает сотрудничество в малых группах на уроках. Методы сотрудничества в малых группах характеризуются гуманистической направленностью в педагогике. Обучение в малых группах получило широкое распространение в таких странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония. В последнее десятилетие российские педагоги также внесли свой вклад в исследование работ в малых группах [9, c. 20].
Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их числе рассматриваются:
-разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся;
-психологическая совместимость членов группы;
-разнообразие социально - психологических характеристик;
-в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола;
-взаимозависимость членов группы между собой;
-личная
ответственность каждого
-особое
внимание способам общения
-включение коллективных работ в системы контроля.
Общая оценка (часто описательного характера) состоит из контроля формы общения учеников и академических результатов работы школьников. Обсуждение детьми в конце занятия своего поведения и доступных результатов способствует совершенствованию сотрудничества [9, c. 20].
Можно выделить 3 режима работы в командах:
-коллективная работа, т.е. вся
группа работает над
-работа в подгруппах;
-индивидуальная работа
Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.
В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считает целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека.
В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Многолетние наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки) [9, c. 21].
Учителя в учебно-воспитательном процессе должны выступать, чаще всего, как организаторы его, хотя и не исключено, особенно в старших классах, использование учителя в роли информатора.
Работа педагогического коллектива должна быть направлена на формирование прочных знаний, умений и навыков, что в конечном итоге способствует освоению базового стандарта и цель, преследуемая при написании образовательной программы, таким образом, оказывается достигнутой. Большую помощь в освоении данной цели должны играть занятия школьного компонента, индивидуальные консультации при изучении наиболее сложных тем [9, c. 21].
Для больных учеников необходимо организовывать занятия на дому, осуществляя строгий контроль качества и исполнения.
В течение года желательно регулярно производить срезы знаний, проверочные, тестовые и контрольные работы, анализ которых поможет убедиться в правильности и дееспособности образовательной программы и контроле над образовательным процессом.
Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований [9, c. 21-22]:
- cодержание образования, которое школа обязана предоставить учащемуся.
- cодержание образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которой является минимально обязательным для ученика.
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие обязательного базового уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, какие требования к нему представляются).
Наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
По завершении среднего (полного) общего образования наряду с определенным минимумом знаний по учебным предметам должны быть сформированы: развитое логическое мышление, навыки всех логических операций, умение применять различные методы доказательств, обнаруживать и самостоятельно выстраивать цепи причинно-следственных связей, понимание смысла метода «проб и ошибок» и эксперимента для получения нового знания; навыки самостоятельного приобретения знаний; владение навыками устного и письменного высказывания на родном языке в различных стилях и жанрах, владение навыками бытового общения, письменного сообщения и чтения на иностранном языке; владение компьютером на уровне поиска информации в сетях общего пользования; умение применять основы экономических и правовых знаний в частной жизни; навыки безопасной жизнедеятельности в типичных и экстремальных ситуациях; основы здорового образа жизни; твердое знание нравственных устоев, этикетных норм правил поведения в обществе [9, c. 22-23].
Особо стоит отметить необходимость формирования устойчивых привычек к соблюдению установленных правил в процессе обучения и труда, навыков планирования, аккуратного и точного исполнения различных видов работ.
В школе субъектность учащихся должна дать им возможность двигаться в направлении осознания собственного образа, собственных жизненных и образовательных целей и позволить им выстраивать собственное образование на основе индивидуальных образовательных траекторий.
Для достижения указанных целей предполагается перестроить организацию учебного процесса таким образом, чтобы в центре оказывалась деятельность учащихся. В начальной школе – это организация учебного процесса на основе целостной жизнедеятельности, когда основной формой становятся коллективные детско-взрослые игровые образовательные проекты. В основной – это формы, обеспечивающие максимально возможное разнообразие проб ребенка в самых различных видах деятельности на основе индивидуальных и коллективных образовательных проектов и пространственной организации школы. В старшей – профильное обучение, организованное не на основе профильных классов, а на основе индивидуальных образовательных программ каждого учащегося [8, c. 33].
В основе всей организации учебного процесса в школе лежат универсальные умения, обеспечение ребенку опыта выбора, проектная деятельность и постоянная помощь учащимся в осуществлении рефлексии имеющихся у него средств, его достижений и дефицитов, без чего невозможно проектирования своего собственного продвижения, разработка индивидуальных образовательных траекторий [8, c. 33].
Все вышесказанное должно способствовать тому, чтобы выпускники школы выходили в жизнь, имея соответствующие ценностные ориентации, обладая необходимой профессиональной мобильностью и понимая ценность и объективную необходимость непрерывности образования.
Необходимо иметь в виду, что Школа будущего может быть создана только при активном и осознанном участии в ее проектировании и строительстве всех участников образовательного процесса – учителей, учеников и их родителей. Лишь при этом условии, она действительно может стать школой, создающей условия для того, чтобы у участников образовательного процесса формировалась, субъектная позиция, чтобы она действительно стала Школой развития индивидуальности.
Новые коммуникативные технологии должны изменить позицию педагога и учащегося. Позиция педагога, владеющего проектной и исследовательской технологией, изменяется от позиции «носитель готового знания» к позициям «организатор», «наставник», «коллега». Позиция учащегося изменяется от позиции «пассивный потребитель готового знания» к позиции «активный открыватель», «активный партнёр» в процессе познания. Таким образом, объект-субъектные отношения в образовательном
процессе эволюционируют к субъект-субъектным, наполняясь личностным смыслом для всех его участников [8, c. 34].
Таким образом, преподаватели должны придти к пониманию того, что учеба становится более эффективной, если использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы организации познавательной деятельности учащихся. При этом учитель становится организатором процесса. Для этого ему нужно обладать психологическими, артистическими, организующими свойствами характера. А ученики должны быть замотивированы в своем обучении, и частично вести процесс самообучения и самообразования. Мотивация достигается путем доведения до детей важности усваиваемого материала, целей его последующего применения на практике в жизни.
Эффективность обучения растет, если использовать к каждому ученику индивидуальный подход, составлять мини-программу обучения на каждого. При этом учитываются многие характеристики ученика: его возраст, черты характера, увлечения и интересы, уровень благополучности семьи, здоровье.
По завершении образования в школе ученики не только должны получить знания, программа которых утверждена государством.
Также должны быть развиты логическое мышление; сформированы навыки всех логических операций, должны уметь применять различные методы доказательств, выстраивать цепи причинно-следственных связей, обладать навыками самостоятельного приобретения знаний; должны обладать навыками устного и письменного высказывания на родном языке в различных стилях и жанрах, бытового общения, письменного сообщения и чтения на иностранном языке; навыками безопасной жизнедеятельности в типичных и экстремальных ситуациях; должны знать основы здорового образа жизни; нравственные устои, этикетные нормы правил поведения в обществе.
Для решения задач формирования мотивации необходимо использовать личностно-ориентированных педагогические технологии, сделать упор на методы и приемы передачи готовых знаний, воздействующие на различные органы чувств [8, c. 35].
Необходимо
обратиться во время обучения в процессе
преподнесения знаний к способам
деятельности и изменить форму организации
учебного процесса. Это создаст предпосылки,
чтобы выпускники школы выходили в жизнь,
имея соответствующие ценностные ориентации,
обладая качественными знаниями и понимая
ценность и объективную необходимость
образования.
2.2 Проблема
общения в образовательном процессе
Информация о работе Взаимодействие субъектов образовательного процесса