Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение психологических особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Объектом исследования является процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса.
При написании данной работы были поставлены следующие основные задачи:
1.Охарактеризовать образовательный процесс с точки зрения взаимодействия его субъектов.
2.Рассмотреть психологический аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса.
3.Проанализировать сущностные особенности учебно-педагогического сотрудничества.
4.Выявить проблемы общения в образовательном процессе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса 5
1. Характеристика взаимодействия в образовательном процессе 5
2. Психологический контакт субъектов образовательного процесса 10
Глав 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 15
2.1 Учебно-педагогическое сотрудничество как взаимодействие в образовательном процессе 15
2.2 Проблема общения в образовательном процессе 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Иногда
в школах можно столкнуться со
следующей ситуацией: учителя стремятся
улучшить учебу и дисциплину, но
выбирают ложный путь - путь борьбы против
учеников, стремятся подчинить их
своей воле, часто забывают о таком
понятии как личность. Как результат -
два противоборствующих лагеря: учителя
и ученики, которые борются не во имя
общих целей, а в защиту собственных интересов.
И еще одно следствие - ученики отвергают
требования учителей и школы.
Психологический контакт в педагогической деятельности определяет особый характер взаимодействия ее субъектов, где от педагога требуется организация непрерывной обратной связи.
Взаимодействие тесно связано с коммуникацией, но не тождественно ей, так как включает координацию совместных действий и предполагает, помимо познания, эмоциональный контакт, обратную связь, активную позицию субъектов образовательного процесса.
Анализ литературных источников (Ш.А.Амонашвили, Г.М.Андреева, Е.Л.Доценко, Н.В.Казаринова, Е.В.Коротаева, В.Н.Куницина, В.М.Погольша, К.Роджерс, М.И.Станкин, Р.М.Фатыхова и др.) показал, что взаимодействие имеет два измерения: содержание и отношения. Особенности «отношений» между субъектами образовательного процесса формируют характер взаимодействия (позитивный, противоречивый, негативный), проявляющийся в степени согласования целей взаимодействия, в занимаемой позиции, способах передачи информации и обратной связи, способах взаимодействия и эмоциональном тоне взаимоотношений [4, c. 25].
Позитивное взаимодействие проявляется в согласовании целей, сопровождается педагогической позицией на равных, адекватной обратной связью, позитивными отношениями между участниками учебно- воспитательного процесса. Типичные способы взаимодействия –сотрудничество, содействие, сотворчество [4, c. 25].
Позитивное взаимодействие способствует продуктивному решению социально и личностно значимых задач, стимулирует развитие личности и группы и является основой личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, под которым мы понимаем эмоционально благоприятный контакт субъектов учебно-воспитательного процесса, направленный на реализацию согласованной цели, осуществляемый на основе учета индивидуальных особенностей контактирующих сторон и специфики ситуации при постоянной координации усилий и функционировании каналов обратной связи, способствующий взаимопониманию и личностному росту участников взаимодействия [4, c. 26].
Исходя из специфики педагогической деятельности, функциями личностно-ориентированного педагогического взаимодействия являются:
-
познавательно-воспитательная –
-
прогностически-
- экспрессивно - рефлексивная – понимание себя и других (целей, мотивов, переживаний), осмысление педагогом того, как обучающийся
понимает его, через развитие социальной перцепции, эмпатии, рефлексии;
- фасилитативная – обеспечение педагогической поддержки, стимулирование личностного роста, создание оптимальных условий для самосовершенствования, обучающегося и педагога;
-
толерантно-адаптивная –
принимать индивидуальность «другого», входить в иные группы и взаимодействовать в них на позитивных основаниях в ситуациях неопределенности.
Обобщение теоретических положений (К.Роджерса, О.С.Газмана, И.А.Зимней, А.В.Петровского, М.И.Станкина, В.И.Столярова и др.) и передового опыта позволили выделить указанные выше критерии личностно- ориентированного педагогического взаимодействия, осуществление которого требует обладания специфическими качествами или способностями [4, c. 26].
В наиболее обобщенном виде педагогические способности представлены в работах В.А.Крутецкого, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, В.А.Сластенина и др., среди которых авторы выделяют гностические, проектировочные, организационные и коммуникативные способности [4, c. 26].
Таким образом, за основу более эффективного психологического контакта субъектов образовательного процесса можно взять модель способностей к конструктивному взаимодействию И.В.Манжелей, включающая структурный, функциональный и результативный аспекты.
Особенностью данной модели является то, что в ней отражен не только
морфологический состав данных способностей (когнитивные и проективные, коммуникативные и организаторские способности (КОС), способность к пониманию невербального поведения, способность к эмпатии, рефлексии, уровень субъективного контроля (УСК), отражающие личностно-деятельностную компоненту данных способностей), но и показаны их функции применительно как к рациональному (способы взаимодействия, позиция), так и к эмоциональному компоненту взаимодействия (отношения), а также результаты коммуникативной деятельности, которые при необходимости подвергаются коррекции [4, c. 27].
Изучение литературных источников по проблеме межличностного взаимодействия дает основание заключить, что характер человека является индикатором его коммуникативного поведения и позволяет определить как склонность человека к общению, так и основные затруднения в процессе взаимодействия (Е.Л.Доценко, Е.П.Ильин, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша, И.И.Сулейманов, Р.Чалдини и др.) [4, c. 27].
Выделяют два вида педагогического общения, которые различаются по стилю психологического взаимодействия:
1.Социально-
2.Личностно-
В
педагогическом общении присутствуют
оба эти вида. Когда учитель
ведет объяснение нового материала,
он включен в социально-
Однако, поскольку общение протекает непосредственно лицом к лицу, оно приобретает личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога [10, c. 81].
Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.
Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как частника общения, то, в какой степени он ориентирован на учащихся.
Педагогическое
общение как процесс
Задача педагога при осуществлении информационной функции общения - обеспечить процесс обмена духовными и материальными ценностями, создать условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.
Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога - способствовать осознанию своего «Я» ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки [10, c. 81]
Сопереживание - обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для способности стать на точку зрения другого.
Знание
этих функций поможет учителю
организовать общение с учениками
на уроке и вне.
Глава 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
2.1 Учебно-педагогическое
сотрудничество как взаимодействие в
образовательном процессе
Состояние и качество преподавания, успешная реализация программы школы зависит от отношения «ученик-учитель», поэтому необходимо уделять серьёзное внимание доброжелательному отношению преподавателей к ученикам, обстановке сотрудничества.
Кризис в образовательных учреждениях в настоящее время обусловлен противоречиями между возможностями традиционного воспитания и обучения и заказом современного общества на новую модель выпускника средней школы: имеющего не только определенный запас знаний, но и способного к дальнейшему творческому саморазвитию и умеющего сотрудничать с людьми в разных группах. В связи с этим исследования учебного сотрудничества и обучения ему как ключевой фактор гуманизации отношений школьников являются актуальными в последнее десятилетие [13, c. 15].
Анализ
педагогической теории и практики позволяет
нам сделать вывод о том, что
сущность понятия «сотрудничество
в учебном процессе»
В общеметодологическом плане сотрудничать — действовать вместе, принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови) [13, c. 15-16].
Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных». Это позволяет подчеркнуть взаимозависимость членов группы в процессе сотрудничества. Выделяется сотрудничество как способ регулирования конфликтов. Подчеркиваются такие формы поведения, характерные в конфликтных ситуациях людей, как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление [13 c. 16].
Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора, отмечается как самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами.
Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми. Ш.А. Амонашвили в своих ранних работах уже исследовал сотрудничество и способность детей к нему. Он отмечал, необходимость учета самоценности ребенка, его личности. Однако, на наш взгляд, интерес представляет включение сотрудничества и творчества в механизм продуктивно - творческой интеграции социально - личностного обучения, изучаемого Ш.А. Амонашвили. Он берет за основу определение сотрудничества как «гармонического взаимосодействия». Совершив переход от педагогики к социально - личностному обучению, Ш.А. Амонашвили, тем не менее, включает сотрудничество в основу обеих технологий [1, c. 45].
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество определяется как идея совместной развивающей деятельности детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Личностно - ориентированный подход к учащимся, основанный на принципах гуманизации и демократизации, выделяется как «ключевой» в педагогике сотрудничества. Следующие идеи лежат в основе гуманно - личностного подхода: личность является целью образования в школе, что обуславливает личностную направленность учебно - воспитательного процесса; гуманизация и демократизация учебного процесса; новая трактовка индивидуального подхода; формирование у детей положительной «Я Концепции».
Информация о работе Взаимодействие субъектов образовательного процесса