Выгодский Лев Семенович

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:59, биография

Описание работы

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.

Содержание

Биография
Психологические взгляды Гербарта
Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)
Функция интереса в педагогике Гербарта
Обучение на основе многостороннего интереса
Ступени в процессе обучения
Нравственное воспитание
Религиозное воспитание

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 42.80 Кб (Скачать)

«Многостороннее образование, писал  Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу». 

Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшей широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.

Ступени в процессе обучения 

Процесс обучения по Гербарту обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения. 

Первая  ступень ясность  это углубление в  состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем  оно связано, и  углубленно рассматривается. В психологическом  отношении здесь  требуется мобилизировать внимание. В дидактическом изложение учителем нового материала, применение наглядности. 

Вторая  ступень ассоциация - это углубление в  состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже  имеющимися у учащегося  представлениями, ранее  полученными на уроках, при чтении книг, из жизни. Так как  учащиеся еще не знают, что получится  в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками. 

Третья  ступень система  это осознание  в состоянии покоя. Поиски учащимся под  руководством учителя  выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных  со старыми представлениями. Психически эта ступень  соответствует, по Гербарту, «исканию». 

Четвертая ступень метод  это осознание  в состоянии движения, применение полученных знаний к новым  фактам, явлениям, событиям. Психологически эта  ступень требует  действия. В области  дидактики это  своего рода учебные  упражнения, требующие  от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически  и творчески мыслить. 

Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока. 

Гербартом определены три универсальных метода обучения:

Описательный  метод.

Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик  предмета.

Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений. 

Все эти методы следовало  применять в совокупности.  

Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока. Научная педагогика отвергает подобное решение вопроса и считает, что ход урока определяется рядом обстоятельств: возрастом и уровнем развития учащихся, спецификой учебного материала, дидактической задачей данного урока и др.

Нравственное  воспитание 

Формирование  нравственного человека - ядро идеи о гармоническом  развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного  воспитания есть средство без цели. 

Нравственное  воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью  облагораживания  его нрава и  приведения его к  нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных  наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переходе желания в дело. Нравственно развивать  характер - значит, предоставлять  право самому питомцу  принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через  деятельность возвышаться  до самосознающей  личности. 

Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. 

Необходимо  принять во внимание, что в основе своей  системы И.Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях:

идея  внутренней свободы, делающая человека цельным

идея  совершенствования, совмещающая в  себе силу и энергию  воли, дающая внутреннюю гармонию;

идея  благорасположения, заключающаяся в  согласовании воли одного человека с волей  других людей;

идея  права (законности), применяемая в  случае конфликта  двух или нескольких воль

идея  справедливости, служащая руководящим началом  при суждении о  награде тому, кто  оказывает услуги обществу, и наказании  того, кто нарушает его законы. 

Нравственное  воспитание заключается  в том, что наставник  должен считаться  с индивидуальностью  личности, находить в детской душе доброе и опираться  на него, формировать  волю и характер будущего члена общества.  

Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина это и условие, и результат воспитания.

Религиозное воспитание 

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. 

Он  настаивал, чтобы  религиозный интерес  возбуждался у  детей как можно  раньше и постоянно  развивался, с тем  чтобы «в поздние  годы душа мирно и  безмятежно пребывала  в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии. 

В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. 

Последовательность  общего хода нравственного  воспитания, намеченная Гербартом, была обусловлена его пониманием самого характера нравственности. 

Гербарт в нравственном развитии ребенка, как и в развитии его интереса, выделял четыре ступени:

первая  ступень «память  воли» связывалась  им с необходимостью выработки твердого характера по отношению  к внешним условиям;

вторая  ступень «выбор»  предполагала осмысление субъектом положительных  и отрицательных  сторон всего того, к чему от стремится, учет условий, необходимых для достижения желаемого;

третья  ступень «принцип»  связана с деятельностью  интеллекта, приводящей к выработке самосознания, здесь происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения, всех поступков и  действий;

на  четвертой ступени  нравственного развития воспитанника, по терминологии Гербарта, - "«борьба"»- складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании. 

Принципы  нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас зажечь другую». 

К средствам нравственного  воспитания в собственном  смысле Гербарт относил следующее:

удерживать  воспитанника (этому  служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать  границы поведения  для детей.

Определять  воспитанника, т.е. поставить  ребенка в такие  условия, при которых  он не только из указаний воспитателя, но и  из собственного опыта  поймет, что «непослушание  ведет к тяжелым  переживаниям».

Устанавливать четкие правила поведения.

Поддерживать  в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания  для того, «чтобы воспитанник усомнился  в истине».

«Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.

«Увещевать» воспитанника, указывать  на его помехи, исправлять их. 

В нравственном воспитании следует прибегать  и к наказаниям, но воспитательное наказание  в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.  

Поскольку дети не обладают сильной  волей и воспитателю  необходимо ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети проявляли свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми методами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающий детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиваться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение", а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории. 

Центральный тезис рассуждений  Гербарта формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. 

Для осуществления своих  педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Здесь воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучать элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.  

Цель  воспитания: воспитать  добродетельного  человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов. 

Формирование  многостороннего  интереса предусматривалось  через изучение истории  античного мира и  древних языков (время), изучение географии  и математики (пространство), а также через  нравственное воспитание и религию (человек). 

Осознание этих идей каждым человеком  обеспечивает бесконфликтность социальной жизни  и незыблемость государственного устройства. 

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, которое включает в себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока. 

Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя деятельность учащегося, корректируя  его поведение, активизируя  его эмоциональные  и физические силы.Таким образом, можно утверждать, что Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, вследствие чего педагогика была представлена систематически развитым и в то же время строго дифференцированным единым целым. В научно-теоретическом обосновании и логически выдержанном изложении и состоит основная его заслуга в истории педагогической мысли. Вот почему можно утверждать, что с именем Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке.Говоря о Гербарте, можно утверждать, что он был первопроходцем в области приведения обучения в соответствии с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему осуществить дальнейший шаг в развитии дидактики. В конкретно-дидактическом плане его идеи, в отличие от дидактических идей Песталоцци и Дистервега, обращены преимущественно к среднему образованию, что и следует иметь в виду.Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием оказали большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики воспитания.19 век в целом был «золотым» для педагогики, особенно в Германии, где проблемам воспитания помимо собственно педагогов огромное внимание уделяли и философы, и ученые, и государственные деятели.Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. Но в последующем, идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последователи: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но формализм и консерватизм отличают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А. Коменского.

Информация о работе Выгодский Лев Семенович