Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:59, биография
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.
Биография
Психологические взгляды Гербарта
Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)
Функция интереса в педагогике Гербарта
Обучение на основе многостороннего интереса
Ступени в процессе обучения
Нравственное воспитание
Религиозное воспитание
«Педагогическая теория
И.Ф.Гербарта»
План
Биография
Психологические взгляды Гербарта
Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)
Функция интереса в педагогике Гербарта
Обучение на основе многостороннего интереса
Ступени в процессе обучения
Нравственное воспитание
Религиозное воспитание
Биография
Иоганн
Фридрих Гербарт (1776-1841) -
родился в семье юриста
в Ольденбурге в Германии.
Получил хорошую общеобразовательную
подготовку с домашним
учителем. Последующее
образование получил,
поступив в предпоследний
класс местной гимназии.
Там же проявил особый
интерес и склонность
к занятиям философией.
В 1794-1797
учился в Йенском
университете, который
в те годы был центром
кантианства. Он ознакомился
с учениями представителей
немецкой классической
философии: Канта, Фихте,
штудировал труды Шелленга.
Окончив университет,
Гербарт стал учителем-воспитателем
троих мальчиков в семье
швейцарского аристократа
фон Штейгера (1797-1800).
Начало формирования
его педагогических
взглядов получило отражение
в «Отчетах г.фон Штейгеру»
и в письмах к одному
из трех своих воспитанников
Карлу Штейгеру.
В 1800
году он посетил Бургдорфский
институт Песталоцци.
Наблюдая занятия Песталоцци
в школе, вынес глубокое
впечатление от его
педагогических идей
и его личности. Эти
впечатления Гербарт
отразил в двух своих
работах в 1802 году «О
новом сочинении Песталоцци
«Как Гертруда учит
детей» и «Идея азбуки
зрительного восприятия
Песталоцци».
С 1802
года Гербарт работал
в Геттингентском университете
в должности профессора.
Благодаря опубликованным
трудам и блистательной
лекторской деятельности
имя И.Ф.Гербарта приобрело
широкую известность,
и в 1809 году он был приглашен
в Кенигсбергский университет,
где занял кафедру философии
и педагогики, которую
до 1804 года возглавлял
И.Кант. В нем он развернул
широкую педагогическую
деятельность: читал
лекции по психологии
и педагогике, руководил
семинарией для подготовки
учителей. При семинарии
он создал опытную школу,
в которой сам преподавал
ученикам математику.
Именно в ней воплощал
свои педагогические
воззрения. Намеренно
сторонясь от злобы
дня, Гербарт весь был
погружен в литературную
и педагогическую деятельность.
Из
опубликованных в
эти годы работ
И.Ф.Гербарта заслуживают
особого внимания две:
«Эстетическое представление
о мире как главная задача
воспитания» (1804), где
как бы в свернутом виде
были представлены идеи,
которые были детально
рассмотрены в опубликованном
в 1806 году фундаментальном
сочинении «Общая педагогика,
выведенная из цели
воспитания». Это произведение
стало первым опытом
научного построения
педагогической теории.
В
Кенигсбергский период
И.Ф.Гербартом были написаны
такие важные работы:
«О воспитании при общественном
содействии», «Учебник
по психологии», «Письма
о применении психологии
к педагогике».
В 1833
году И.Ф.Гербарт вернулся
в Геттингенский университет,
где начиналась его
научно-педагогическая
деятельность, где прошли
последние годы его
жизни и были изданы
его «Очерки лекций
по педагогике», которые
также приобрели широкую
популярность. Эта работа,
в которой излагались
отдельные проблемы
педагогической теории,
явилась как бы дополнением
к его сочинению «Общая
педагогика, выведенная
из цели воспитания».
Гербарт,
как философ, сближался
с Г.В.Лейбницем и Х.Вольфом,
полагая, что реальная
действительность состоит
из простых сущностей
«реалов». Лишенные
конкретных качеств
«реалы», находясь между
собой в различных отношения,
комбинациях, создают
иллюзию о меняющемся
мире.
Аналогичные
подходы характерны
и для психологических
воззрений И.Ф.Гербарта.
Он выдвинул концепцию
о «статике и динамике»
представлений как первичных
элементах «реалах»
души, находящихся в
постоянном движении,
взаимодействии, противоборстве,
конфликте друг с другом.
Стремясь удержаться
в ограниченном объеме
сознания в пределах
«порога сознания»,
они пытаются вытеснить
друг друга в сферу «бессознательного».
Близкие, родственные
представления ассоциируются.
Усиливают друг друга,
а противоположные ослабляют
друг друга, и вытесняются
за «порог сознания»,
забываются. Ясность
новых представлений,
их усвоение возможны
лишь при условии их
поддержки родственными
представлениями прошлого
опыта. Его соединение
с новыми впечатлениями
составляет акт апперцепции,
т.е. восприятия нового
с учетом предыдущего
личного опыта.
По мнению Гербарта, эта внутрипсихическая динамика может быть подвергнута изучению на основе математического метода. Свои подходы к этой области исследований, значительно опережавшие возможности эмпирических психологических исследований того времени, он изложил в работе «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике». Для более точного понимания ее содержания надо иметь в виду, что в отличие от современной трактовки термина «метафизика» на языке эпохи того времени «метафизический метод» означал метод чисто теоретический или философский.
Психологические
взгляды Гербарта
Всю
психическую деятельность
Гербарт интерпретировал
как сочетание и взаимодействие
представлений. Динамикой
представлений объяснялись
им все основные проявления
психической деятельности.
Например, память рассматривалась
как способность к воспроизведению
рядов представлений
и обозначение их известными
словами, фантазия как
самодеятельность в
смене и комбинации
представлений, суждение
как подведение новых
представлений под существующие
понятия и обозначение
их известными словами
и т.д. Представлениями
обусловлены также чувствования,
желания и воля. Противоборство
различных групп представлений
порождает желания,
доминирующее желание,
связанное с представлением
о его достижении, есть
воля. Так представлена
жизнь души, которую
Гербарт хотел охватить
в механике, статике
и динамике представлений.
И хотя душа, психическая
сфера личности, рассматривалась
в его философской системе
как некая самостоятельная
субстанция, тем не менее,
все ее содержание с
запасом представлений,
всеми их разновидностями
и противоречиями развертывается
постепенно в конкретном
опыте личности.
Психологические
взгляды Гербарта
вели к основному педагогическому
выводу: раз чувства,
желания и воля представляют
собой своеобразное
сочетание и соотношение
представлений, значит,
целенаправленное обучение
развивает не только
ум, но и внутренний
мир личности, т.е. осуществляет
целенаправленное воспитание.
Гербарт
солидаризировался
с гуманистическими
идеями тех педагогов
18 века первой половины 19
столетия, которые видели
в воспитании инструмент
свободного и радостного
развития человека.
Однако в отличие от
них он рассматривал
человека как сложный
синтез его индивидуальной
природной сущности,
взаимодействующей
с обществом, в котором
человек живет.
Гербарт
подходил к пониманию
природы и общества
как связного целого,
подчиненного объективным
законам.
Учение об антиномиях Канта и Гегеля утверждало, что антиномические построения являются результатом того, что разум переходит границы опыта. Намечая перспективы развития педагогической теории. Гербарт также выходил за границы сложившегося опыта воспитания и накопленных обществом педагогических знаний. Это привело его к новаторским подходам и решениям.
Педагогическое
сознание Гербарта (цели,
средства)
Педагогическое
сознание Гербарта впитало
и переработало многие
передовые идеи той
эпохи французских мыслителей 18
века, немецкой классической
философии, филантропистов,
Песталоцци, что и позволило
ему подойти к разработке
основ научной теории
воспитания и обучения.
Ученый разносторонней
эрудиции философ, психолог
и педагог, он лучше,
чем кто-либо из педагогов
своего времени, было
подготовлен к осознанию
того, что педагогика
мыслима только в научной
форме: она должна перестать
быть, по его образному
сравнению в положении
мяча, случайно перебрасываемого
из стороны в сторону.
Педагогика
по Гербарту опирается
на практическую философию:
этику и психологию.
С помощью этики намечаются
педагогические цели,
а с помощью психологии -
способы их осуществления.
Гербарт
постоянно подчеркивал,
что педагогическая
работа проводится успешнее,
если ей предшествует
овладение педагогической
теорией. Он говорил,
что педагогу нужны
широкие философские
взгляды, чтобы повседневная
кропотливая работа
и ограниченный индивидуальный
опыт не суживали его
горизонта.
Искусство
воспитателя приобретается
учителем в повседневной
педагогической деятельности,
и тем быстрее,
чем глубже и основательнее
устроена им теория
воспитания, считал
Гербарт.
Изучая
педагогическую теорию,
воспитатель не может,
конечно, вооружиться
на будущее готовыми
рецептами для
различных ситуаций,
он готовит самого
себя к правильному
восприятию, пониманию
и оценке явлений,
с которыми он встретится
на педагогической работе.
Овладение педагогической
теорией дает учителю
возможность избежать
ошибок в оценке воспитанников,
стимулов и мотивов
их поведения, значения
и сущности их поступков;
его питомцы не
смогут тогда «поражать
и запугивать своего
воспитателя удивительными
загадками».
Гербарт
придавал большое значение
установлению цели воспитания,
в зависимости от которой
должны определяться
воспитательные средства.
В соответствии со своей
этической теорией,
основой которой являются,
как указывалось выше,
нравственные идеи,
Гербарт считал, что
цель воспитания заключается
в формировании добродетельного
человека. Рассматривая
эту цель как вечную
и неизменную, он имел
в виду воспитывать
людей, умеющих приспособиться
к существующим отношениям,
уважающих установленный
правопорядок, подчиняющихся
ему.
Педагог
должен ставить перед
воспитанником те
же цели, которые
тот поставит перед
собой сам, когда
сделается взрослым.
Эти будущие цели
могут быть подразделены
на: 1) цели возможные, 2)
цели необходимые.
Возможные
цели это те, которые
человек может
поставить перед
собой в области
определенной специальности.
Необходимые
цели это те, которые
нужны ему в
любой области
его деятельности.
Обеспечивая
возможные цели, воспитание
должно развивать
в человеке многообразную,
многостороннюю восприимчивость,
сделать круг его
интересов шире и
полнее, что и будет
соответствовать идее
внутренней свободы
и идее совершенства.
В отношении же необходимых
целей воспитание обязано
сформировать нравственность
будущего деятеля на
основе идей благорасположения,
права и справедливости,
или, как выражается
Гербарт, выработать
у него цельный, нравственный
характер. Усматривая
сущность воспитания
в том, чтобы обогатить
душу ребенка представлениями,
Гербарт хочет вселить
в нее идеи и мотивы
добродетельного поведения
и выработать у воспитанника
нравственный характер.
Первичные этические идеи по Гербарту:
идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;
идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;
идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;
идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;
идея
справедливости как
воздаяние за каждое
действие предпринятое
по отношению к воле
другого человека: поощрение
или наказание.
Если
ориентироваться
на этические тезисы
Гербарта - учитель должен
достаточно полно регламентировать
и контролировать деятельность
учащихся, подходить
к ним с одинаковыми
требованиями, соответствовать
образу руководителя,
стимулировать их усилия
с помощью поощрений
и наказаний, оценивать
все моменты их поведения.
Ученическая дисциплина
является одной из важнейших
ценностей данной стратегии.
При
всей неоднородности
перечисленных выше
этических идей, все
они могут быть
сведены к обязанностям
человека, касающимся
его самого, и обязанностям
по отношению к
другим людям. Гербарт
выделял первичные этические
идеи, исходя из включенности
человека в разнообразные
социальные связи. Этические
идеи на первом этапе,
их соотношения и комбинации
проявляются в поведении
каждого отдельного
человека, являющегося
членом того или иного
общества. Таким образом,
когда общество взаимодействует
с личностью, совокупность
этических идей составляет
основу всеобщей морали.
Когда
Гербартом было дано
этическое обоснование
общей цели воспитания,
было выделено 2 группы
целей воспитания: возможные
и необходимые.
Возможные
ориентированы на
перспективу, имея в
виду те цели, которые
воспитанник может
поставить себе, уже
будучи взрослым, при
выборе какого-либо
рода занятий, профессиональной
деятельности. Возможные
цели не затрагивали
объективной, содержательной
стороны, которая должна
была составить предмет
свободного выбора.