Выгодский Лев Семенович

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:59, биография

Описание работы

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.

Содержание

Биография
Психологические взгляды Гербарта
Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)
Функция интереса в педагогике Гербарта
Обучение на основе многостороннего интереса
Ступени в процессе обучения
Нравственное воспитание
Религиозное воспитание

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 42.80 Кб (Скачать)

Необходимые цели касались выработки  субъективных, личностных качеств, необходимых  при занятии всяким делом, - выработки  активной, разнообразной  восприимчивости, что, по терминологии Гербарта, осуществляется через развитие многостороннего интереса. К ним Гербарт относил те, которые, по его словам, определялись нравственностью, обязательной для всех. Необходимые цели осуществляются, по Гербарту, через развитие твердой воли, нравственного характера. 

Он  полагал, что главным  средством развития многостороннего  интереса детей является обучение, а средством  развития их нравственных сил нравственное воспитание. Но их разделение является весьма условным, поскольку существует нерасторжимое единство и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной деятельности. Поэтому  обучение без нравственного  воспитания характеризовалось  им как средство без  цели, а нравственное воспитание без обучения как цель, лишенная средства. 

Рассматривая  организацию учебно-воспитательной деятельности как  средства формирования нравственной воли, Гербарт исходил из неспособности детей младшего возраста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представлений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями, порывами _ «дикой резвостью». Приучение детей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспитание, Гербарт обозначил термином «управление». Так им были выделены три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание. 

Управление  имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания. Мерами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Гербарт настаивал на необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось свободного времени. 

Первое  средство управления это угроза. Но угрозой  не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако, и самый строгий надзор может не дать желаемого результата; надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает. 

Необходимо  применять разнообразные  приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести  в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно.  

И, наконец, большое  место среди управления детьми отводится  наказаниям, в том  числе и телесным. Система различных  наказаний была детально разработана Гербартом, она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран. 

Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т.е. детской, воли. 

Управление  должно занять время  ребенка. Занимая  детей, важно отвлечь  их от всяких шалостей. 

Вся система управления детьми, имеющая своей  задачей отвлекать  их от беспорядка и  нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.  

Наиболее  разработанной в  педагогической системе  Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений. 

Обучение  должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое  образование и  развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего  совершенства. 

Гербарт отмечал, что, усвоив знания в определенной системе, учащийся должен уметь пользоваться этими знаниями так, чтобы он мог «направлять мысли от любого пункта ко всякому другому вперед, назад или в сторону», чтобы он мог перегруппировывать знания с разных точек зрения и применять их к обсуждению новых случаев, к решению соответствующих практических задач.

Функция интереса в педагогике Гербарта 

Один  из центральных вопросов дидактики Гербарта вопрос о роли интереса в процессе обучения, который ставился еще значительно раньше Коменским, Локком, Руссо, рассматривавшими интерес как необходимое условие обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового. 

Функция интереса, по Гербарту, состоит не только и не столько в том, чтобы способствовать усвоению изучаемого, сколько возбуждать желания к дальнейшим занятиям, чтобы приобретаемые знания стимулировали интерес к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов, таким образом, само становилось педагогической целью. 

В согласовании различных  звеньев познавательной деятельности и условий  возбуждения интереса Гербарт особое значение придавал развитию внимания и различал наиболее простое, непроизвольное внимание, имеющее пассивный характер, и внимание произвольное, обусловленное сознательной активной волевой деятельностью индивида. 

При взаимодействии внимания и интереса в процессе воспитывающего обучения Гербарт выделял так называемый опосредованный интерес, основанный на стремлении ученика получить поощрение или избежать наказания, противопоставляя ему непосредственный интерес как подлинный источник духовной активности, возникающий не из каких-либо побочных мотивов, а из существа изучаемых предметов.  

Гербарт дал много ценных советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. 

Приведем  некоторые из этих советов.  

Еще до школы и на начальных  ступенях обучения в  детях должны создаваться  такие представления, которые помогают усваивать последующий  учебный материал. Непосредственно  перед тем, как  учитель перейдет к объяснению нового, он должен вызвать  в умах учеников те представления, которые  нужны для усвоения нового материала. 

В преподавании следует  широко пользоваться наглядностью: когда  нельзя показать сам  предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго  демонстрировать  одно и то же, так  как однообразие  действует утомительно.  

В изложении учителя  должно быть связано  одно с другим: несвоевременные  паузы и введение посторонних элементов  нарушают свободное  течение апперцептивного  механизма и разрывают  ряды представлений. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя легкость только вредит делу. 

Гербарт дал так же ценные советы о заучивании наизусть. Он указывал на борьбу с забыванием изученного материала. Наиболее эффективным он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала на практике в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.

Обучение  на основе многостороннего  интереса 

Гербарт считал нецелесообразным одностороннее обучение, поскольку характер природных дарований ученика определится значительно позже и ни он сам, ни воспитатель не могут с определенностью предвидеть род специальных занятий, который в будущем молодому человеку предстоит выбрать. Поэтому в ранние школьные годы очень важно сформировать разнообразные внутренние интересы и стремления к различным видам деятельности. Тогда по достижении зрелости, при вступлении в жизнь с учетом определившихся склонностей, интересов и в зависимости от обстоятельств молодой человек сможет свободно выбрать наиболее подходящий для себя род профессиональной деятельности. Альтернативу одностороннему обучению Гербарт видел в обучении, основанном на развитии многостороннего интереса. Развитие многостороннего интереса как свойства личности обязательно, в понимании Гербарта, для реализации необходимых в возможных целей воспитания. Таким образом индивидуальность и многосторонность выступают в целостном взаимодействии: для индивидуальности «остается большой простор показать себя с деловой стороны», благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я». 

Круг  предметов познания, т.е. сфера интересов, должен охватывать «природу и человечество». Соответственно этому  Гербарт подразделял все учебные предметы, составляющие содержание школьного образования на две группы: натуралистические познание природы и историко-филологические познание человечества. В ходе преподавания в качестве связующего звена между обеими группами выступала религия: только при наличии этой связи, по его мнению, обучение может удовлетворить требованиям педагогической цели. 

По  содержанию интересы Гербарт делил на две группы, включавшие шесть их разновидностей.  

Одни  из них охватывают интересы, направленные на внешнюю природу, к познанию которой  приходят опытным  путем.  

Разновидностями познавательно-опытных  интересов являются:

эмпирический- который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению;

умозрительный- который отвечает на вопросы, почему это так, и настаивает на размышлении;

эстетический  обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает интерес к прекрасному. 

Вторую  группу составляют интересы, ориентированные  на участие и эмоциональное  отношение к человеку, включенному в  социальное общение:

симпатический- направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых,

социальный  на более широкий  круг людей, на общество, свой народ и все  человечество. К этой же группе Гербарт относит

религиозный интерес- направленный на общение с Богом, с церковью, с высшими духовными силами. 

Признавая ценным указание Гербарта о необходимости сделать образование разносторонним, следует вместе с тем отметить надуманность установленной им классификации интересов. 

Одна  из важнейших задач  образования заключается  у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса. Гербарт рассчитывал разрешить ее созданием у воспитанников разнообразных и подвижных групп представлений путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Он пояснял, что человечество проявляло в своей юности те же интересы, какие свойственны детям и юношам. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг философии и истории древних народов. 

Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастику духа». 

Вопрос  о школьной системе  Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он был сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другим видом практической деятельности. Для тех же, кто предназначалось для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование. 

Информация о работе Выгодский Лев Семенович