3.2.
Какие знания и
умения наиболее
необходимы педагогу-психологу?
Педагог0психолог
должен обладать знаниями различных
отраслей психологии (общей, педагогической,
социальной, возрастной, дифференциальной,
детской, медицинской и т.д.); знанием общей
педагогики; современные методы индивидуальной
и групповой профконсультации, диагностики
и коррекции нормального и аномального
развития ребенка. Также правила и нормы
охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты; основы дефектологии,
психотерапии, сексологии, психогигиены,
профориентации, профессиоведения и психологии
труда, психодиагностики и психопрофилактики.
- Какие
требования предъявляет
администрация к педагогу-психологу?
Требования:
- высокий уровень
компетентности;
- объективность;
- практическая
направленность;
- результативность;
- целеполагание;
- интуитивность
и т.д.
- Какие
качеств педагога-психолога
наиболее значимы при
взаимодействии с коллегами?
Деловые
качества:
- целеполагание
- эрудиция
- интуиция
- наблюдательность
Качества
общения:
- доброжелательность
- общительность
- справедливость
Качества
личности:
- развитый
интерес к другому человеку
- наличие целостной
Я-концепции и адекватной самооценки
- стремление
к творчеству
- уважение
к др.
- Как
влияет профессиональная
деятельность на педагога-психолога?
Положительно.
Как же может влиять профессия, которая
призвана помогать людям? Также эта
профессия дает возможность самообразованию,
самосовершенствованию.
- Кому
противопоказано быть
педагогом-психологом?
Каким на должен быть
педагог-психолог?
Педагог-психолог
не может быть незрелой личностью, у
которой низкая сила «Эго», также
педагог-психолог на должен быть излишне
заторможенным, не умеющим решать свои
проблемы, обладающий высокой тревожностью,
страдающий отсутствием эмпатии и не умеющий
слушать.
- Любой
труд связан с выполнением
определенных обязанностей
и представляет определенные
права.
- Педагог-психолог
строит свою работу на безусловном уважении
достоинства и неприкосновенности личности,
соблюдает и активно защищает основополагающие
человеческие права, определяемые всеобщей
декларацией права человека.
- Содействует
охране прав личности в соответствии с
конвенцией по охране прав ребенка.
- Ведет документацию
по установленной форме, использует ее
по назначению.
- Участвует
в планировании и разработке развивающих
и коррекционных программ образовательной
деятельности с учетом индивидуальных
и половозрастных особенностей личности
учащихся, способствуя развития у них
готовности к ориентации в различных ситуациях
жизненного и профессионального самоопределения.
- Определяет
уровень развития психических процессов
учащихся, с целью выявления отклонений,
а также различного вида нарушений психического
развития и проводит их коррекцию.
- Консультирует
работников образовательного учреждения
по вопросам практического применения
психологических знаний.
- Психологическое
обеспечение образовательных программ
с целью адаптации их содержания и способов
освоения к интеллектуальным и личностным
особенностям обучающихся.
Педагог-психолог
имеет право:
- не передавать
психодиагностические, психокоррекционные,
психотерапевтические методики для пользования
некомпетентным людям;
- препятствовать
тому, чтобы обследование и консультирование,
связанные с проведением медико-психологической
или судебно-психологической экспертизы,
проводилось в присутствии посторонних
лиц;
- не сообщать
данные индивидуального психологического
обследования третьим лицам;
- не согласиться
с администрацией по профессиональным
и этическим соображениям;
- на участие
в конференциях, методических семинарах
от основной работы.
- Может
ли педагог-психолог
влиять на условия своего
труда?
Условия
труда педагога-психолога – это
повышенная моральная ответственность
(ответственность за здоровье детей, клиентов).
- Какие
существуют пути повышения
квалификации педагога-психолога?
Повысить
свою квалификацию педагог психолог
может на различных курсах, повышающих
квалификацию, конференциях, можно узнать
что-то новое, заниматься самообразованием
и т.п.
- Каковы
перспективы профессионального
и социального продвижения
педагога-психолога?
Социально
актуальными видами профессиональной
деятельности педагога-психолога являются:
- коррекционно-развивающая;
- преподавательская;
- научно-методическая;
- социально-педагогическая;
- воспитательная;
- культурно-просветительская;
- управленческая.
В
рамках всех перечисленных направлений
педагог-психолог может сделать
профессиональную и социальную карьеру.
- Перечислите
предметы профессиональной
гордости педагога-психолога.
Гордостью
педагога-психолога может служить
вся проделанная работа. Также написание
различных статей, монографий, участие
в научных конференциях.
- Что
стимулирует педагога-психолога
хорошо выполнять свои
обязанности?
- Любовь к
своей профессии, работе.
- Чувство ответственности.
- Стремление
просто помогать людям.
- Почему
люди выбирают профессию
педагога-психолога?
Потому
что им нравится эта профессия, им
нравится общаться, помогать людям, узнать
больше о себе и о других людях.
- Любая
профессиональная деятельность
предполагает осуществление
определенных трудовых
операций.
5.1.
Перечислите, пожалуйста,
основные трудовые
операции, совершаемые
педагогом-психологом.
Что делает педагог-психолог
в процессе своей
деятельности?
- Психологическое
просвещение – формирование у обучающихся
, воспитанников и их родителей, у педагогов
и руководителей образовательных учреждений
потребности в психологических знаниях,
желания использовать их в интересах собственного
развития, создание условий для полноценного
личностного развития и самоопределения
обучающихся, воспитанников на каждом
возрастном этапе.
- Психологическая
профилактика – предупреждение возникновения
дезадаптации обучающихся. Это рекомендации
педагогическим работникам, родителям
по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития.
- Психологическая
диагностика – углубленное психолого-педагогическое
изучение обучающихся, воспитанников
на протяжении всего периода обучения,
определение индивидуальных особенностей
и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания,
в профессиональном самоопределении.
Психологическая диагностика проводится
как индивидуально, так и с группами обучающихся,
воспитанников образовательных учреждений.
- Психологическая
коррекция – активное воздействие на
процесс формирования личности в детском
возрасте и сохранение ее индивидуальности,
осуществляемое на основе совместной
деятельности педагогов-психологов, социальных
педагогов, логопедов, других врачей.
- Консультативная
деятельность – оказание помощи обучающимся,
воспитанникам, их родителям, педагогам
и другим участникам образовательного
процесса в вопросах развития, воспитания
и обучения посредством психологического
консультирования.
Библиография.
- Методические
рекомендации к изучению курса «Введение
в психолого-педагогическую деятельность»
для студентов специальности 031000 – «Педагогика
и психология» ЗФО / Сост. О.А.Михайленко,
Т.А. Михайленко – Сочи: РИО СГУТиКД, 2001.
- Овчарова
Р.В. Практическая психология в начальной
школе. – М., 2000.
- Практическая
психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной.
– М., 1997.
- Заика Е.В.,
Лантушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности
в познавательной сфере школьников // Вопросы
психологии, 1997 №4.
- Укке Ю.В.
Диагностика сознательного выбора профессии
у японских школьников // Вопросы психологии,
1990 №5.