Введение в психолого-педагогическую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Игровой тренинг познавательных процессов школьников уже давно вошел в практику работы школьных психологов. Игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, логической памяти, воображения, внутреннего плана действий, взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления описаны в ряде статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» (№ 6, 1990; № 6, 1991; № 2, 1993; № 5, 1994;№ 1, № 5, 1995;№ 2,1996).

Содержание

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Библиография.

Работа содержит 1 файл

Введение в психолого-пед Д-ть.doc

— 243.50 Кб (Скачать)
 
 

    Содержание. 
 

  1. Задание №1
 
  1. Задание №2
 
  1. Задание №3
 
  1. Задание №4
 

    Библиография.

 

     Задание №1. Законспектируйте статью, посвященную  профессиональной деятельности педагога-психолога  в образовательном  учреждении. 

    ИГРЫ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАСКРЕПОЩЕННОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ

    Е.В. ЗАИКА, Г.Н. ЛАНТУШКО

    Игровой тренинг познавательных процессов  школьников уже давно вошел в  практику работы школьных психологов. Игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, логической памяти, воображения, внутреннего плана  действий, взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления описаны в ряде статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» (№ 6, 1990; № 6, 1991; № 2, 1993; № 5, 1994;№ 1, № 5, 1995;№ 2,1996).

    Однако, как показывает опыт нашей работы, помимо развития и коррекции собственно познавательных процессов (мышления, воображения, памяти как таковых) необходимо обеспечить и формирование такого важного их качества, как раскованность, раскрепощенность.

    Важность  формирования познавательной раскрепощенности школьников возникает в связи  со следующей довольно типичной ситуацией. Нередко оказывается так, что  дети, достаточно сообразительные и  даже смекалистые в обычной внеурочной обстановке (в играх, в общении друг с другом), оказываются вдруг тугодумами в обстановке учебно-познавательной (на уроке, на практических занятиях, при выполнении домашних заданий). При тщательной психологической диагностике у таких детей, как правило, не обнаруживается каких-либо других дефектов в структуре познавательных процессов, свидетельствующих о существенных пробелах в их развитии, однако выявляются трудности эмоционального и личностно-коммуникативного плана, препятствующие полноценному вовлечению ребенка в учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях оказывается и так, что отдельные, иногда достаточно существенные пробелы в развитии собственно познавательных процессов сочетаются с выраженными трудностями указанного плана: на познавательных процессах как бы стоят эмоциональные и личностно-коммуникативные блоки. Они мешают проявляться и развиваться им не только на уроках, но и на занятиях по игровому тренингу познавательных процессов: такие дети предпочитают отмалчиваться, ведут себя достаточно пассивно и часто отказываются от выполнения игровых заданий.

    В этом случае главным препятствием выступает  их познавательная закрепощенность (т.е. скованность в функционировании их познавательных процессов при  относительной сохранности операционной структуры). Взамен ее необходимо сформировать противоположное качество — познавательную раскрепощенность.

    Под термином «познавательная раскрепощенность»  нами понимается возможность свободного и активного функционирования познавательных процессов ребенка с использованием максимума его потенциала. Для  этого необходимы, во-первых, устранение имеющихся у ребенка эмоциональных и личностно-коммуникативных барьеров, связанных с осуществлением познавательных процессов, и, во-вторых, приобретение полноценного и эмоционально безопасного опыта функционирования познавательных процессов с использованием максимума способностей: когда ребенок может свободно высказывать различные гипотезы, свободно искать способы решения тех или иных познавательных проблем и за счет этого получать положительную эмоциональную поддержку, вступать в общение со сверстниками и проявлять себя как личность.

    Занятия, направленные на формирование познавательной раскрепощенности, лучше проводить  в игровой форме — с использованием простого, житейского, доступного материала, на котором можно учить детей  вычленять проблему, анализировать путь решения задачи, искать разданные подходы к выполнению заданий, осознавать причины возможных неудач, сравнивать свое решение с работой сверстников, аргументированно излагать свое решение. Затем приобретенные навыки познавательной раскованности переносятся ребенком на более сложный учебный материал.

    Опишем  некоторые игры, которые рекомендуем  использовать для формирования познавательной раскрепощенности школьников.

    Знакомство. В начале занятия можно предложить каждому из присутствующих встать и представиться. При этом можно попросить сопровождать свое имя жестом. Или играющие выходят за дверь, по очереди стучат, входят, представляются. Можно не оговаривать, как нужно представляться, лишь после окончания упражнения «Знакомство» прокомментировать действия разных участников, подвести некоторые итоги, высказать пожелания.

    Продолжение знакомства. Предлагаем группе встать, распределив свои имена в алфавитном порядке.

    Мое имя. Произнесите свое имя тихо, громко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, задумчиво. Задание можно выполнять, сидя в кругу, когда каждый говорит свое имя, учитывая данное ему задание с последующим смещением установки.

    Это задание можно попросить выполнить  дома перед зеркалом, в кругу родных, знакомых. Задача — соотнести интонации голоса с выражением лица, с позой, с контекстом.

    Домашнее  задание. Предлагается к следующему занятию написать на листке свое имя, придумать и написать свой девиз, эмблему.

    Ассоциации. Запишем, например, слово «Ученик». Задание: «За ограниченное количество времени к каждой букве этого слова записать по одному слову». Например: у - урок; ч - чашка и т.д.

    Затем можно передать листки по кругу или  зачитать и сравнить ассоциации, а  также определить, кто быстрее  других справился с заданием.

    Опиши предмет. Говорится, что предыдущее упражнение было разминкой. Дается новое задание. На стол кладется какой-нибудь предмет, например шапка.

    Задание: «В течение пяти минут напишите об этом предмете все, что сможете придумать: из чего сделан, для чего служит, цвет, размер; сравните его с другими предметами». Устный вариант игры: каждый говорит о предмете по одному предложению, но так, чтобы получился связный рассказ. Упражнение развивает воображение, внимание, учит работать самостоятельно в условиях ограниченного времени.

    По  окончании выполнения задания отмечается время, потраченное на задание, оригинальность рассказа.

    Разминка. Предлагается двигательное упражнение, но требующее воображения, пластичности, артистичности. Задание: «Походите, как младенец, который только начал ходить; как старый человек; как певец; как артист балета; как человек, которому некуда спешить» и т.д.

    Ребята  могут сами предложить другие роли.

    Домашнее  задание. Представьте, что вы во фруктовом саду. Набрали полную корзину яблок. Потренируйтесь перед зеркалом, изобразите, что несете тяжелую корзину.

    Сочини  рассказ. На столе лежат предметы, например: ручка, расческа, грецкий орех, газета, шапка...

    За  ограниченное количество времени предлагаем ребятам сочинить рассказ, героями  которого должны быть эти предметы. Работа может быть индивидуальной или групповой. Затем зачитываются рассказы и анализируются с точки зрения оригинальности идеи, логичности, образности, цельности, а также с учетом манеры изложения.

    Блицтурнир. Просим каждого написать на листке по одному вопросу сворачиваем бумажки, складываем в шапку. Затем каждый по очереди, вытаскивает листок, читает вопрос и пытается на него ответить. Другие участники также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый из участников имеет право не отвечать.

    Игра  развивает оперативность, умение логически  мыслить и излагать свое мнение, развивает чувство юмора.

    По  окончании игры определяем оригинальные вопросы и интересные ответы.

    Две команды. Просим по очереди называть все возможные способы передвижения. Побеждает команда, высказавшаяся последней.

    Соедини фигуры. Изобразите животное, птицу, рыбу. Сначала каждое из треугольников, затем из прямоугольников, из квадратов, окружностей.

    Пофантазируйте. Если бы, ныряя в воду, вы вдруг почувствовали, что можете дышать, как рыба, и любые океанские глубины вам нипочем, как бы вы могли использовать этот дар?

    Эту работу можно предложить выполнить  по парам или по группам. Игра развивает  воображение, умение логически строить  свою речь, публично выступать.

    Сочинить  рассказ с конца. Первый участник говорит предложение, которое считается последним в рассказе. Например: «Жили они долго и счастливо». Второй участник составляет предложение, которое логически предшествует последнему предложению и т.д. Таким образом составляется рассказ. По окончании работы анализируется ход выполнения задания:

  • чья идея была развита,
  • кто пытался изменить ход событий и насколько это удалось,
  • кто сумел поддержать общую линию,
  • кто внес особенно интересные предложения.

    Рисуем  слово. Предлагается слово Квардок. Задание: нарисуй, каким тебе представляется это слово. Можно задавать вопросы ведущему о размерах, форме... Затем листки можно передать по кругу, сравнить свою фантазию с другими.

    Мои фантазии. Придумай слово, которого нет в языке. Опиши, что оно может обозначать, его функции. Это задание может быть дано группе из трех-четырех человек. Можно предложить поработать подобным образом и дома.

    «По щучьему велению...» Водящий говорит: «По щучьему велению, по моему хотению...» Обращается к кому-то конкретно и говорит, о чем он его просит. Например, просит пройтись по комнате или загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.

    Игра  развивает воображение, мышление, а  также умение обратиться к другому  с просьбой, умение понимать другого.

    Угадай  слово. Участвуют две команды. Ведущий шепотом говорит капитанам слово. Капитан следующему игроку говорит значение слова, не называя само слово, второй говорит третьему игроку, как он понял сказанное, т.е. передает значение слова, но своими словами и т.д. Последний игрок пытается определить, какое слово сказал капитанам ведущий.

    Можно, анализируя ход игры, уточнить, кто  изменил информацию, передал не точно, отметить интересные варианты передачи значений.

    Отгадай. Один человек выходит из комнаты. Группа загадывает кого-то из присутствующих. Вошедший должен отгадать, кого загадали, задав группе только пять вопросов, на которые группа может отвечать только «да» или «нет», например: «Похож ли он на кошку?»

    Формируем двигательный навык.

    Напишите  между линейками следующие слова: ручка, книга, небо, вода, гора, туча, поле. А теперь диктуем эти же слова, но ребята должны писать между линейками с закрытыми глазами.

    Пирамида. Ведущий говорит фразу: «Собака лает». Следующий участник игры дополняет фразу одним словом. Например, «черная собака лает». Следующий участник повторяет предыдущую фразу, добавляя одно слово. Например, «черная собака лает на луну» и т.д.

    Закончи фразу. Один человек держит в руке мяч и говорит начало предложения, затем бросает мяч кому-то другому, кто должен закончить предложение. Тот бросает мяч третьему участнику, который начнет новое предложение и т.д. Можно определить тему диалога.

    Ассоциации. Ведущий говорит, например, слово мебель. Первый участник говорит слово мебель и перечисляет свои ассоциации с этим словом. Второй участник говорит слово мебель, повторяет ассоциации первого участника и приводит свои собственные. Третий участник говорит слово мебель, повторяет ассоциации первого и второго участников и добавляет свои. И так далее.

    Что общего? Найти как можно больше признаков сходства между двумя различными предметами, например между мелом и мороженым. Время работы можно ограничить.

    Назови  пять предметов. Первому участнику ведущий предлагает в течение 30 с назвать пять предметов красного цвета, затем второй участник называет пять предметов зеленого цвета, затем третий называет предметы синего цвета. При этом никто не должен повторять сказанное другими. Не сумевший справиться с заданием выбывает.

Информация о работе Введение в психолого-педагогическую деятельность