Возрастные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Содержание

1.Проблема возрастных особенностей развития и воспитания личности. 3
2.Особенности развития и воспитания младших школьников. 3
3.Особенности развития учащихся среднего школьного возраста. 7
4.Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников. 9
5.Индивидуальные особенности развития учащихся. 12
Литература 14

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 44.27 Кб (Скачать)

Развитие  мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим  обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них  желание облекать свои мысли в  более точные и яркие словесные  формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в  специальных тетрадях и блокнотах  записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все  это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к  словарям, подробно разъяснять научные  термины, иностранные слова и  т.д. Особенно большую роль играет в  этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых  дефектов.  

На  более высокий уровень поднимается  у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.  

Общественные  переживания и чувства оказывают  сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.  

Годы  ранней юности для многих учащихся характеризуются Ильными интимными  переживаниями, первой любовью, нередко  оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается  с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти  чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися  вопросы дружбы и любви, а также  взаимоотношений между полами, с  помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое  просвещение, причем в ряде случаев  целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.   

Развитие  чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое  влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.  

Существенной  особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.  

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая  трудность. Стремление многих родителей  создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.  

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое  влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему  новому, что происходит и жизни, в  литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко  и быстро улавливают это и стремятся  копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный  покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в  искусстве и литературе непонимание  важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также  создает определенные проблемы в  воспитании. Но при правильном подходе  к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением  юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям  в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые  иногда наблюдаются в следовании моде.  

Таковы  важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах. 

5. Индивидуальные особенности  развития учащихся  и их учет в  процессе воспитания.  

Возрастные  особенности развития учащихся по-разному  проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости  от природных задатков и условий  жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Кот почему развитие каждого из них в свою очередь  характеризуется значительными  индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в  процессе обучения и воспитания.  

Какие же проблемы встают перед работниками  школы в данном случае?  

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается  на обобщенные данные педагогики и  возрастной психологии, о которых  шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему  приходится полагаться лишь на тот  материал, который он накапливает  в процессе личного изучения школьников.   

На  какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического  состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.  

Весьма  важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также  предрасположенность к более  успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные  нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались  их интеллектуальные способности; слабейшим  ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.  

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы  учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание типологии  характера каждого ученика, которое  поможет учитывать ее при организации  коллективной деятельности, распределении  общественных поручений и преодолении  отрицательных черт и качеств.  

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению  к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также  к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями  домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.   

Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости  педагогических влияний, а также  динамику формирования тех или иных личностных качеств.  

В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание' особенностей развития каждого школьника создает  условия для успешного учета  этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 
 
 
 
 
 

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В. Петровского.  М., 1979.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника.  М., 1980.

4. Крутецкий В.А. Психология обучения  и воспитания школьников. М., 1976.

5. Психология современного подростка  / Под ред. Д.И. Фельдштейна.  М., 1987.

6. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.

7. Мир детства: Подросток. М., 1982.

8. Мир детства: Юность, М., 1988.

9.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.    М.,1991.

Информация о работе Возрастные особенности личности