Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:40, реферат
Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.
1.Проблема возрастных особенностей развития и воспитания личности. 3
2.Особенности развития и воспитания младших школьников. 3
3.Особенности развития учащихся среднего школьного возраста. 7
4.Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников. 9
5.Индивидуальные особенности развития учащихся. 12
Литература 14
Развитие
мыслительных способностей и стремление
к более глубоким теоретическим
обобщениям стимулируют работу старшеклассников
над речью, порождают у них
желание облекать свои мысли в
более точные и яркие словесные
формы, использовать для этой цели афоризмы,
выдержки из научных трудов и художественных
произведений. Некоторые ведут в
специальных тетрадях и блокнотах
записи новых слов, терминов и интересных
высказываний выдающихся людей. Все
это необходимо учитывать в учебно-
На
более высокий уровень
Общественные
переживания и чувства
Годы
ранней юности для многих учащихся
характеризуются Ильными
Развитие
чувственной сферы и
Существенной
особенностью старших школьников является
обостренность их сознания и чувств
в связи с предстоящим жизненны
В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.
Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.
Таковы
важнейшие особенности развития
и организации учебно-
5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Кот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.
Весьма
важно знать особенности
Большое
внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной
Сложным,
но очень важным является изучение
внутренних побудительных факторов
поведения и развития школьников
- их потребностей, мотивов и установок,
их внутренней позиции по отношению
к учению, происходящим в обществе
событиям и изменениям, труду, а также
к учителям и коллективу товарищей.
Изучение учащихся должно охватывать
также ознакомление с условиями
домашней жизни и воспитания, их
внешкольные увлечения и
Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
В
заключение подчеркнем, что только
глубокое изучение и знание' особенностей
развития каждого школьника создает
условия для успешного учета
этих особенностей в процессе обучения
и воспитания.
Литература
1.
Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
3.
Кон И.С. Психология
4.
Крутецкий В.А. Психология
5.
Психология современного
6. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.
7. Мир детства: Подросток. М., 1982.
8. Мир детства: Юность, М., 1988.
9.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,1991.