Возрастные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Содержание

1.Проблема возрастных особенностей развития и воспитания личности. 3
2.Особенности развития и воспитания младших школьников. 3
3.Особенности развития учащихся среднего школьного возраста. 7
4.Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников. 9
5.Индивидуальные особенности развития учащихся. 12
Литература 14

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 44.27 Кб (Скачать)
 

     Содержание:

1.Проблема возрастных особенностей развития и воспитания личности.  3                                                                                          

2.Особенности развития и воспитания младших школьников.  3

3.Особенности развития учащихся среднего школьного возраста.   7                                                                                      

4.Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников.    9

5.Индивидуальные особенности развития учащихся.      12

Литература  14  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема возрастных  и индивидуальных  особенностей развития  и воспитания личности  в педагогике.  

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать  в процессе воспитания. С возрастом  связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его  запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому  возрасту присущи свои возможности  и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода  в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже  трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут  дать эффекта и попытки слишком  забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.  

Многие  педагоги обращали внимание не необходимость  глубокого изучения и правильного  учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя ид идеи природосообразиости воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими поразному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.  

Полезные  идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.  

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды  развития детей и школьников:младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).  

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных  возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики  и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их поведения. 

2. Особенности развития  и воспитания младших  школьников.  

Младший школьный возраст связан с обучением  детей в начальных классах. Важными  особенностями характеризуется  их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. апогпана - отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.  

Существенной  особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост  мышечной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в  состоянии поднять правой рукой  от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим  развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность  младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и  неумение продолжительное время  пребывать в одной и той  же позе. В этой связи весьма важно  практиковать на занятиях различные  виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять  наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить  физкультпаузы ("физкультминутки"), в теплое время заниматься при  открытых форточках или окнах, а  в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный  приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. recrealio - восстановление сил) помещения  и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с  ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий  организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.  

Необходимым элементом санитарно-гигиенической  работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в  учебную четверть) проведение медицинских  осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь  в виду, что когда ребенок вдруг  становится замкнутым или сверх  обычного подвижным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изучаемого материала, страдает забывчивостью  и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим недомоганием и ухудшением состояния  здоровья. " этих случаях нужно  своевременно обращаться за помощью  к врачу.  

Не  менее важное значение имеют особенности  развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.   

Совершенствование нервно-психической деятельности младших  школьников происходит также под  влиянием обучения. В психологии и  педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться па то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом отношении определяющее значение?  

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование  их познавательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психические  процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы "з" и "е", цифры "б" и "9". На одном из уроков математики мы были свидетелями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и oI самым развивать так называемое конкретное мышление.  

Однако, как отмечалось выше, у младших  школьников интенсивно развивается  вторая сигнальная система, связанная  с абстрактным мышлением и  речью. Это создает условия для  усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и тематике. Но здесь  нужна определенная мера. Попытка  в 60-70-с гг. повысить теоретический  уровень образования в начальных  классах оказалась неудачной: она  привела к перегрузке ребят и  снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у младших  школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять  целое па части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых  предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опытами  профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.  

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании  памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает  механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует  значительной аналитико-синтетической  познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления  этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят  к глубокому осмыслению знаний н  развития логической памяти.  

Успешная  организация учебной работы младших  школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного  внимания и формировании волевых  усилий в преодолении встречающихся  трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические Приемы, чтобы  сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю  занимательность и что у детей  нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский:"Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность".  

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.  

Заметным  своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую нс замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.  

Информация о работе Возрастные особенности личности