Возрастные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Содержание

1.Проблема возрастных особенностей развития и воспитания личности. 3
2.Особенности развития и воспитания младших школьников. 3
3.Особенности развития учащихся среднего школьного возраста. 7
4.Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников. 9
5.Индивидуальные особенности развития учащихся. 12
Литература 14

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 44.27 Кб (Скачать)

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием, то, что их регулятивная роль в поведении  младших школьников называется слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или  вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно  учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать  нравственное сознание ребят и обогащать  их яркими нравственными представлениями  по различным вопросам поведения. С  другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки  и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными  упражнениями, слабо влияет на улучшение  поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает  личность учителя, а также родителей  и взрослых. Их чуткость, внимание и  умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания. 
 
 

3. Особенности развития  и воспитания учащихся  среднего школьного  (подросткового) возраста.  

  Подростковый возраст обычно  называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и Противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.   

"Отрыв"  от детства и приближение подростков  к взрослому состоянию отчетливо  проявляются в тех своеобразных  чертах физического и духовного  развития, которые отличают их  от младших Школьников. Прежде  всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более и менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. В этом смысле в физическом развитии подростков можно выделить три стадии, стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отменяется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако физическое развитие происходит непропорционально: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года быстрее, чем 30-40 лет назад./p>  

Некоторые диспропорции наблюдаются также  в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов  несколько отстает, что ведет  к недостатку в притоке крови  к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением  к деятельности и практическому  приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в  потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще  недостаточно окрепли, поэтому подростки  быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а  чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко  приводят к физическим травмам. Вот  почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при  организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного  внимания и создания благоприятных  условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение  достаточного пребывания на свежем воздухе  и т.д.) обусловливается также  гиподинамией (от греч. hypo - приставка, которая используется в смысле "под" и которая указывает на понижение  против нормы, и dinamus - сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью учение, требующее усидчивости, может приводить  к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.  

Развитие  мозга, дальнейшее структурное формирование нервах клеток и ассоциативных волокон  создают предпосылки для совершенствования  познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение  жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а  также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения  настроения и упадка энергии у  подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами и конфликты  с друзьями, а также многие недоразумения  в отношениях с учителями и  взрослыми. Но и периоды подъема  энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко  они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные  подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дома и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз  и говорят о полудетскости  и полувзрослости подростков, о недостаточном  умении серьезно подходить к обдумыванию  своих действий и поступков. Все  это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять  особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной  двойкой не убить охоты к учению.   

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению Рубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых Положений и убедительного доказательства. На этой основе у них Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.  

Особое  значение в организации учебной  работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов  учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем  уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.  

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.  

Весьма  рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные  с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.  

Существенной  возрастной чертой их в этом отношении  является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.   

Положение подростка в коллективе сказывается  на его отношениях с учителями  и взрослыми. Замечено, что в тех  случаях, когда создается конфликтная  ситуация и нужно сделать выбор  между мнением учителя и мнением  класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при  разрешении острых вопросов учителю  следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться па мнение коллектива учащихся.  

Возрастающие  интеллектуальные способности, общий  духовный рост и расширение межличностных  связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем  призвании и будущем. Подростки  сопоставляют себя со сверстниками, оценивают  свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят  строго, то по отношению к себе они  менее взыскательны. Это обусловливает  необходимость развития у них  самокритичности и побуждения к  самовоспитанию.  

Существенной  особенностью воспитательной работы с  подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать  то, что свое будущее учащимся этого  возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают  о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот  почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику  и красоту повседневного труда  в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере  материального производства. 

4. Ocoбенноcти развития  и воспитания старших  школьников.  

Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.  

Со  стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.  

На  более высокую ступень поднимается  развитие нервной системы, обусловливающее  ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной  сферы. Преобладающее значение в  познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.  

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для  теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая  деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых  явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые  существуют между количественными  и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются  под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной  заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция  к полумеханическому запоминанию  изучаемого материала.  

В старшем школьном возрасте большинство  учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится  к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов  естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается  понимание их роли и значения в  научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники  меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы  возбуждать и поддерживать интерес  юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих  учащихся, то многие из них не имеют  четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности  и отсутствие успехов в овладении  знаниями отрицательно сказываются  на их эмоциональной и мотивационной  сфере, что в конечном итоге и  снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной  и действенной помощи в учебе  и повышении качества успеваемости.   

Информация о работе Возрастные особенности личности