Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:40, реферат
Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.
1.Проблема возрастных особенностей развития и воспитания личности. 3
2.Особенности развития и воспитания младших школьников. 3
3.Особенности развития учащихся среднего школьного возраста. 7
4.Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников. 9
5.Индивидуальные особенности развития учащихся. 12
Литература 14
Некоторая
внешняя повернутость морального сознания
и недостаточный уровень
3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и Противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.
"Отрыв"
от детства и приближение
Некоторые
диспропорции наблюдаются также
в развитии сердечно-сосудистой системы.
Сердце растет быстрее, развитие же сосудов
несколько отстает, что ведет
к недостатку в притоке крови
к отдельным органам и
Развитие
мозга, дальнейшее структурное формирование
нервах клеток и ассоциативных волокон
создают предпосылки для
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению Рубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых Положений и убедительного доказательства. На этой основе у них Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.
Особое
значение в организации учебной
работы подростков имеет внутреннее
стимулирование их познавательной деятельности,
т.е. развитие у них познавательных
потребностей, интересов и мотивов
учения. Следует иметь в виду,
что стимулы не возникают сами
по себе. Они формируются только
тогда, когда учителя обращают внимание
на эту сторону работы, о чем
уже шла речь в главе о сущности
и закономерностях воспитания.
Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.
Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.
Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.
Положение
подростка в коллективе сказывается
на его отношениях с учителями
и взрослыми. Замечено, что в тех
случаях, когда создается конфликтная
ситуация и нужно сделать выбор
между мнением учителя и
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.
Существенной
особенностью воспитательной работы с
подростками является профориентация.
При ее проведении нужно учитывать
то, что свое будущее учащимся этого
возраста представляется обычно в романтически
приподнятых тонах. Они мечтают
о ярких профессиях и предпочитают
стать космонавтами, летчиками, геологами,
моряками и т.д. Производственные же
профессии их привлекают меньше. Вот
почему, поддерживая стремление подростков
к яркой и достойной жизни,
необходимо раскрывать перед ними героику
и красоту повседневного труда
в промышленности и сельском хозяйстве,
ориентировать на работу в сфере
материального производства.
4. Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
На
более высокую ступень
Старшие
школьники осознают, что в учении
знание фактов и примеров ценно лишь
как материал для размышлений, для
теоретических обобщений. Вот почему
в их мышлении преобладает аналитико-
В
старшем школьном возрасте большинство
учащихся имеет устойчивые познавательные
интересы. Особенно это относится
к хорошо успевающим школьникам. Исследования
показывают, что наиболее распространенным
является интерес к изучению предметов
естественного цикла: математики, физики,
экономики, информатики. В этом сказывается
понимание их роли и значения в
научно-техническом прогрессе. По этой
причине отдельные