Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществление анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами.
2. Планирование и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания.
3. Интерпретация и анализ полученных в ходе проведения исследования данных.
Введение 3
І. Психологические особенности периода взрослости 5
1.1. Краткая характеристика взрослости 5
1.2. Концепции периодизации взрослости 6
ІІ. Общее представление о внимании 8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
2.2. Основные свойства внимания 10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания 12
3.1. Описание процедуры исследования 12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы 15
Заключение 22
Список литературных источников 24
Приложения 25
Исходя из данных таблиц 8 и 9, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий, полностью подтвердилась.
Заключение
Начиная работу, мы предположили, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий. Данная гипотеза полностью подтвердилась (исходя из результатов, полученных при работе с избранными нами для исследования группами испытуемых).
Анализ литературных источников показал, что:
1) существует три стадии (периода) взрослости (ранняя, средняя и поздняя), обладающие определенными характеристиками;
2) существует множество разнообразных возрастных классификаций, имеющих различные основы, ознакомление с которыми дает возможность понять проблему периодизации развития взрослого человека;
3) в психологии много внимания уделяется проблемам изучения внимания, без которого, в принципе, невозможны ни освоение, ни реализация каких-либо видов деятельности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии;
4) внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека.
В проведенном исследовании нам удалось выявить, что:
1) и для представителей возраста ранней взрослости, и для людей среднего возраста (взрослости), характерен высокий уровень работоспособности, наряду с которым присутствует склонность к утомляемости при монотонной и однообразной работе;
2) обозначенные периоды характеризуются высоким уровнем развития переключения и распределения внимания, а так же высоким уровнем объема внимания.
3) у людей возраста
средней взрослости
Данная работа может быть полезна людям, стремящимся к самопознанию и саморазвитию. В данной работе представлены методики, позволяющие заинтересованным лицам изучить собственные свойства внимания, выявить их особенности для дальнейшего адекватного развития.
Список литературных источников
1. Альманах психологических тестов. – М., 1995.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
3. Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006.
4. Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии / Сост. Б.М. – Петров. Лиепая, 1972.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001.
6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – СПб., 2000. (классификация взрослости)
7. Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Внимание» / Сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001.
8. http://vsetesti.ru
9. http://azps.ru
10. http://avemir.com.ua
Приложение 1
Бланк к методике «Шифровка»
Пол: м/ж (подчеркнуть)
Возраст _____ (полных лет) Образование _________________
Дата и время проведения ____________
Инструкция: От Вас требуется в специальной таблице (см. ниже) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести шифровку цифр».
Приложение 2
Бланк к методике «Точки»
Пол: м/ж (подчеркнуть)
Возраст _____ (полных лет) Образование _________________
Дата и время проведения ____________
Инструкция: «Сейчас я буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом Вы самостоятельно будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где видели их на карточках».
Стимульный материал (карточки)
Приложение 3
Бланк к методике «Перепутанные линии»
Пол: м/ж (подчеркнуть)
Возраст _____ (полных лет) Образование _________________
Дата и время проведения ____________
Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».
Приложение 4
Ключ к методике «Перепутанные линии»
Критерии оценки по методике "Перепутанные линии":
19 и более – отлично;
10-18 – хорошо;
4- 9 – удовлетворительно;
3 и менее – неудовлетворительно.
Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания