Возрастные особенности формирования свойств внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществление анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами.
2. Планирование и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания.
3. Интерпретация и анализ полученных в ходе проведения исследования данных.

Содержание

Введение 3
І. Психологические особенности периода взрослости 5
1.1. Краткая характеристика взрослости 5
1.2. Концепции периодизации взрослости 6
ІІ. Общее представление о внимании 8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
2.2. Основные свойства внимания 10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания 12
3.1. Описание процедуры исследования 12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы 15
Заключение 22
Список литературных источников 24
Приложения 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая ВНИМАНИЕ.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

 

Исходя из данных таблиц 8 и 9, можно сделать вывод о  том, что наша гипотеза о том, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий, полностью подтвердилась.

 

 

Заключение

 

Начиная работу, мы предположили, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий. Данная гипотеза полностью подтвердилась (исходя из результатов, полученных при работе с избранными нами для исследования группами испытуемых).

Анализ литературных источников показал, что:

1) существует три стадии (периода) взрослости (ранняя, средняя и поздняя), обладающие определенными характеристиками;

2) существует множество разнообразных возрастных классификаций, имеющих различные основы, ознакомление с которыми дает возможность понять проблему периодизации развития взрослого человека;

3) в психологии много внимания уделяется проблемам изучения внимания, без которого, в принципе, невозможны ни освоение, ни реализация каких-либо видов деятельности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии;

4) внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека.

В проведенном исследовании  нам удалось выявить, что:

1) и для представителей возраста ранней взрослости, и для людей среднего возраста (взрослости), характерен высокий уровень работоспособности, наряду с которым присутствует склонность к утомляемости при монотонной и однообразной работе;

2) обозначенные периоды характеризуются высоким уровнем развития переключения и распределения внимания, а так же высоким уровнем объема внимания.

3) у людей возраста  средней взрослости преобладает  установка на точность выполнения заданий, а у людей возраста ранней взрослости в большинстве случаев преобладает установка на скорость.

 Данная работа может  быть полезна людям, стремящимся к самопознанию и саморазвитию. В данной работе представлены методики, позволяющие заинтересованным лицам изучить собственные свойства внимания, выявить их особенности для дальнейшего адекватного развития.

 

Список  литературных источников

 

1. Альманах психологических тестов. – М., 1995.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

3. Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006.

4. Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии / Сост. Б.М. – Петров. Лиепая, 1972.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001.

6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – СПб., 2000. (классификация взрослости)

7. Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Внимание» / Сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2001.

8. http://vsetesti.ru

9. http://azps.ru

10. http://avemir.com.ua

 

Приложение 1

Бланк к методике «Шифровка»

Пол: м/ж (подчеркнуть)  

Возраст _____ (полных лет) Образование _________________

Дата и время  проведения ____________

Инструкция: От Вас требуется в специальной таблице (см. ниже) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести шифровку цифр».

 

 

 

Приложение 2

Бланк к методике «Точки»

Пол: м/ж (подчеркнуть)  

Возраст _____ (полных лет)  Образование _________________

Дата и время  проведения ____________

Инструкция: «Сейчас  я буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом Вы самостоятельно будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где видели их на карточках».

 

 

Стимульный  материал (карточки)

 

Приложение 3

Бланк к методике «Перепутанные линии»

Пол: м/ж (подчеркнуть)  

Возраст _____ (полных лет)  Образование _________________

Дата и время  проведения ____________

Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между  собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».


 

 

Приложение 4

Ключ к методике «Перепутанные линии»

 

 

Критерии оценки по методике "Перепутанные линии":

19 и более  – отлично; 

10-18 – хорошо;

4- 9 – удовлетворительно;

3 и менее  – неудовлетворительно.




Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания