Возрастные особенности формирования свойств внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществление анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами.
2. Планирование и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания.
3. Интерпретация и анализ полученных в ходе проведения исследования данных.

Содержание

Введение 3
І. Психологические особенности периода взрослости 5
1.1. Краткая характеристика взрослости 5
1.2. Концепции периодизации взрослости 6
ІІ. Общее представление о внимании 8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
2.2. Основные свойства внимания 10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания 12
3.1. Описание процедуры исследования 12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы 15
Заключение 22
Список литературных источников 24
Приложения 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая ВНИМАНИЕ.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

Возрастные  особенности

формирования свойств внимания

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Наша психическая жизнь очень часто сравнивается с речным потоком, только это особенные потоки из образов воспринимаемых нами явлений окружающей среды, мыслей, чувств и впечатлений, воспоминаний о прошлом. И в этот бесконечный поток беспрерывно вливаются все новые и новые элементы, порожденные деятельностью, общением, нашими внутренними психическими и физическими изменениями и переживаниями. При этом формируется некоторая упорядоченность, которая формируется посредством особого свойства психики, называемого вниманием.

Изучением проблемы внимания в психологии занимались Н. Ланге, И. Герберт, У. Гамильтон, П. Гальперин, И. Павлов, А. Ухтомский и многие другие.

Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что современное общество с его экономическими, политическими, культурными и социальными изменениями все большее внимание уделяет всестороннему развитию личности. А в процессе развития и воспитания индивида трудно переоценить роль внимания. Ведь известно, что без достаточно развитого внимания, без умения его концентрировать, сосредоточивать, переключать и распределять невозможно полноценное усвоение человеком знаний, умений, навыков, норм и ценностей. А, следовательно, не возможен и переход внешних поведенческих регуляторов во внутренние,  позволяющий индивиду полноценно развиваться.

Объект исследования: свойства внимания.

Предмет исследования: особенности формирования и развития свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.

Степень развития свойств внимания свидетельствует  об уровне внимания в целом. Существует мнение, что в период взрослости развитие внимания происходит неравномерно: спады и подъемы происходят с некоторой периодичностью. Исходя из этого, мы предположили, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий. Это и будет гипотезой нашего исследования.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Осуществление  анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами.

2. Планирование  и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания.

3. Интерпретация  и анализ полученных в ходе  проведения исследования данных.

Для изучения свойств  внимания нами были включены в работу такие методики:

1. «Точки»;

2. «Перепутанные линии»;

3. «Шифровка».

 

І. Понимание понятия «информационная среда» в психологии

1.1.

Понятие "среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. На наш взгляд, данные термины применимы и для характеристики понятий "образовательное пространство" и "информационное пространство", "образовательная среда", "информационная среда".

 

В концепции  информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной 10 июля 1998 года, употребляется термин "информационная среда". При этом уточняется его понимание. Авторы дают следующее определение: "под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах".

 

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который справедливо рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.

 

Информационная  среда изучалась во многих аспектах. Из них стоит выделить следующие три.

 

Во--первых, как  одна из сторон деятельности. Человек  при этом рассматривался как участник коммуникационного процесса, т.е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, т.е. в форме информации. А, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание.

 

Во--вторых, как  система исторически сложившихся  форм коммуникации.

 

В-третьих, как  созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.

 

Информационное  пространство не равнозначно информационной среде: существуя в одном и том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной среды в другую, например, при смене профессии, рода занятий, увлечений, перехода на новую ступень обучения. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства. Человек может одновременно находиться в различных информационных средах, например, в информационной среде вуза, в информационной среде любителей эсперанто (специальная литература, соответствующее общение и опыт и т.д.), в информационной среде виртуальной реальности (общение в сети Интернет, компьютерные игры). И хотя эти среды иногда очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое.

 

Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения. Ю. А. Шрейдер выражает это так: "В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Инфосреда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею".

 

Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информационная среда создается усилиями отдельной группы людей.

 

 

 

 

Информационная  среда и информационно-психологическое  воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества.

 

В настоящее  время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек  для реализации своего социального  поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

 

Прекращение информационной связи может вызывать различные  психические аномалии вплоть до психических заболеваний. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации[6].

 

Необходимую информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты, различные информационные системы, а также другие источники знаково-символического характера). Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.

 

Усложнение  и динамичность социальных процессов  в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации он получает из теле- и радио программ, периодических изданий. Особенно ярко это проявляется в формировании мнений по вопросам, которые не находят отражения в его непосредственном опыте, например, об обстановке в других городах, регионах, странах, о политических лидерах, об экономической конъюнктуре и т.п.

 

Как отмечают многие исследователи, человек, его повседневная жизнь все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода “вторую реальность”, “субъективную реальность”, влияние которой не менее значимо, чем влияние объективной реальности[7].

 

Информационное  воздействие на психику человека или другими словами информационно-психологическое воздействие оказывается на людей в течении практически всей их жизни. Этому воздействию человек подвергается в различных ситуациях. Для их обозначения возможно использовать следующие термины: «коммуникативные» или «коммуникационные ситуации», а при подчеркивании ведущей роли информационного взаимодействия мы будем называть их информационно-коммуникативными или информационно-коммуникационными ситуациями.

 

В данном случае мы используем в качестве основного  и родового понятия - коммуникацию. Это понятие позволяет охватить все многообразие ситуаций, в которых на человека воздействует окружающая его информационная среда современного общества. Под коммуникацией в социальной психологии понимается передача информации, сообщений, разнообразных сведений. Но в отличие от общения она может иметь как двухсторонний, так и односторонний характер. Коммуникация возможна не только между людьми, но и между человеком и машиной, а также неодушевленными объектами и различными живыми организмами. Зачастую она связана с опосредованным общением, то есть с передачей информации при помощи технических устройств, в том числе средств массовой коммуникации - телевидения, радио, прессы и т.п2.

 

По своему содержанию коммуникационный процесс представляет собой в основном обмен вербальной и невербальной информацией между людьми. Главной его целью должно являться обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

 

В социальном управлении коммуникация рассматривается как  обмен информацией между людьми с целью определения проблем и поиска решений, регуляции противоречивых взаимодействий их интересов. В коммуникационном процессе выделяются обычно четыре основных элемента: отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение - собственно сама информация, закодированная с помощью знаков и символов; канал - средство передачи информации; получатель - лицо, которому предназначена информация и которое воспринимает и интерпретирует ее2 .

 

Отправитель и  получатель могут обозначаться, соответственно, как субъект и объект коммуникации. При взаимной коммуникации они одновременно выступают как субъекты и объекты коммуникации.

 

Коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, в целях удобства дальнейшего рассмотрения и проведения нашего анализа целесообразно каким-то образом классифицировать, т.е. разделить все многообразие таких ситуаций на определенные группы. По направленности коммуникаций и соотношению их субъектов и объектов можно разделить все коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, на три основные группы.

 

В первую группу целесообразно выделить совокупность ком-муникативных ситуаций межличностного взаимодействия, т.е. таких ситуаций, в которых происходит непосредственное общение и обмен информацией, как говорят, “лицом к лицу”, а также опосредованно (телефон, почта, телеграф, факсимильная связь, различные иные системы связи, в т.ч. интернет и т.п.).

 

В этих ситуациях  человек выступает одновременно и субъектом и объектом коммуникации, осуществляется двухсторонний коммуникационный процесс. Межличностные коммуникативные ситуации могут подразделяться по содержанию или характеру социальных связей или в соответствии с основными сферами образа жизни на следующие: общественно-политические; профессионально-деловые; социо-культурные; семейно-родственные; социально-бытовые; дружеские; случайные. Возможны и другие классификации на иных основаниях в зависимости от поставленных целей.

 

В следующую  группу включаются коммуникативные  ситуации, в которых человек находясь в составе определенной общности людей, подвергается непосредственному информационно-психологическому воздействию некоторым коммуникатором - личностью или группой (оратор, президиум и т.п.). Такие ситуации можно обозначить как контакт-коммуникационные ситуации или публичные. В них осуществляется в основном односторонняя непосредственная коммуникация по типу “коммуникатор - общность людей”. Это - ситуации проведения собраний, совещаний, митингов, зрелищных мероприятий и т.д.

 

В следующую  группу можно объединить коммуникативные  ситуации, в которых на человека осуществляется информационно-психологическое  воздействие средствами массовой коммуникации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная коммуникация по типу "СМК (средство массовой коммуникации) - человек (аудитория)". Их можно обозначить как масс-коммуникационные ситуации. Это ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т.п.

 

Массовая коммуникация осуществляется с использованием специальных средств подготовки и передачи информации. Эти средства называют СМК (средства массовой коммуникации), СМИ (средства массовой информации) или масс-медиа и используют как синонимы. Кроме этого периодические издания в целом иногда называют журналистикой. Но обычно под журналистикой понимается литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении[8]. Содержание этой деятельности должно составлять сбор, обработка и распространение актуальной, социально значимой информации[9].

Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания