Возрастные особенности формирования свойств внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществление анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами.
2. Планирование и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания.
3. Интерпретация и анализ полученных в ходе проведения исследования данных.

Содержание

Введение 3
І. Психологические особенности периода взрослости 5
1.1. Краткая характеристика взрослости 5
1.2. Концепции периодизации взрослости 6
ІІ. Общее представление о внимании 8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
2.2. Основные свойства внимания 10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания 12
3.1. Описание процедуры исследования 12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы 15
Заключение 22
Список литературных источников 24
Приложения 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая ВНИМАНИЕ.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

 

Обращаясь к результатам, представленным в таблице 2, можно  выделить такие моменты:

1. 30% исследуемых продемонстрировали  средний уровень развития распределения и переключения внимания, у 40% выявлен уровень развития выше среднего и у 30% - высокий уровень развития данных свойств внимания;

 

2. Участники группы  не продемонстрировали зависимости  уровня развития распределения и переключения внимания от половой принадлежности;

3. 40% участников исследуемой  группы продемонстрировали устойчивость к утомляемости в процессе выполнения продолжительной и однообразной деятельности, остальные 60% исследуемых склонны к утомляемости и снижению работоспособности соответственно.

 

Табл.3. Сравнительный анализ результатов

методики «Шифровка» в группах №1 и №2

Общее к-во

заполненных

клеток (N)

Общее к-во

правильно

заполненных

клеток (K)

Шкальная оценка (P)

Уровень

распределения и переключения внимания

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

44

42

44

37

8

7

ВС

С

47

64

45

63

8

12

ВС

В

62

64

62

64

12

12

В

В

53

54

52

48

10

9

В

ВС

67

52

67

49

12

9

В

ВС

48

43

43

43

8

8

ВС

ВС

45

41

45

39

8

7

ВС

С

56

47

53

46

10

8

В

ВС

57

52

54

52

10

10

В

В

62

38

57

38

10

7

В

С

54,1

49,7

52,2

47,9

10

9

В

ВС


 

Сравнивая данные, полученные нами по двум группам, мы можем видеть, что существенных различий в развитии таких свойств внимания как распределение и переключение не выявлено.

Результаты следующей  методики, которую мы рассмотрим, также следует представить в виде таблиц, так как это позволяет более наглядно увидеть общую картину исследования.

 

Табл.4. Результаты по методике «Точки»

в группе №1 (возраст ранней взрослости)

Шифр

испытуемого

Наибольшее 

количество  точек, воспроизведенных

испытуемым

Сумма баллов

Уровень

объема 

внимания

М1

7

10

Очень высокий

М2

4

8

Высокий

Ж3

4

8

Высокий

М4

8

10

Очень высокий

М5

5

9

Высокий

Ж6

4

8

Высокий

М7

6

10

Очень высокий

М8

3

6

Средний

Ж9

8

10

Очень высокий

М10

5

9

Высокий

Показатель  по группе

5

9

Высокий


 

Из таблицы 4 видно, что 40% исследуемых группы 1 обладают очень высоким уровнем объема внимания, 50% показали высокий уровень и у 10% выявлен средний уровень объема внимания. Среднее значение по группе – 9 баллов – свидетельствует о наличии высокого уровня объема внимания.

Табл.5. Результаты по методике «Точки»

в группе №2 (возраст средней взрослости)

Шифр

испытуемого

Наибольшее 

количество  точек, воспроизведенных

испытуемым

Сумма баллов

Уровень

объема 

внимания

М11

4

8

Высокий

Ж12

6

10

Очень высокий

М13

3

6

Средний

М14

5

9

Высокий

Ж15

7

10

Очень высокий

М16

3

6

Средний

Ж17

7

10

Очень высокий

М18

4

8

Высокий

Ж19

3

6

Средний

М20

5

9

Высокий

Показатель  по группе

5

9

Высокий


 

 

Таблица 5 наглядно демонстрирует нам, что в группе 2 также преобладает высокий уровень объема внимания. Кроме того, мы видим, что у 30% преобладает очень высокий уровень объема внимания, у 40% - высокий уровень и у 30% - средний уровень.

Таким образом, можно  сделать вывод, что развитие объема внимания не зависит от возраста.

Методика «Перепутанные  линии» позволила нам проследить у испытуемых особенности таких свойств внимания, как устойчивость и концентрация. Снова обратимся к составлению сводных таблиц.

 

Табл.6. Результаты по методике «Перепутанные линии»

в группе №1 (возраст ранней взрослости)

Шифр

Количество

правильно

прослеженных

линий (N пр.)

К-во

ошибок

Показатель  продуктивности (П)

Баллы

Уровень

концентрации 

и

устойчивости

внимания

М1

16

9

7

1

НС

М2

14

11

3

0

Н

Ж3

20

5

15

2

С

М4

20

5

15

2

С

М5

18

7

11

2

С

Ж6

11

14

0

0

Н

М7

10

15

0

0

Н

М8

16

9

7

1

НС

Ж9

19

6

13

2

С

М10

21

4

17

2

С

Показатель  по группе

17

9

9

1

НС


 

Как видно из данных таблицы, у 30% исследуемых участников группы прослеживается низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, у 20% наблюдается уровень ниже среднего и у 50% выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Высоким уровнем развития указанных свойств внимания никто из группы не обладает. Наблюдение за участниками тестирования показало, что у них в большинстве случаев преобладает установка на скорость выполнения задания.

 

Табл.7. Результаты по методике «Перепутанные линии»

в группе №2 (возраст средней взрослости)

Шифр

Количество

правильно

прослеженных

линий (N пр.)

К-во

ошибок

Показатель  продуктивности (П)

Баллы

Уровень

концентрации 

и

устойчивости

внимания

М11

19

6

13

2

С

Ж12

15

10

5

1

НС

М13

14

11

3

0

Н

М14

15

10

5

1

НС

Ж15

18

7

11

2

С

М16

20

5

15

2

С

Ж17

22

3

19

3

В

М18

12

13

0

0

Н

Ж19

16

9

7

1

НС

М20

18

7

11

2

С

Показатель  по группе

17

8

9

1,4

НС


 

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания представлен у 20% участников группы 2, уровень ниже среднего выявлен у 30%, у 40% - средний уровень и у 10% - высокий уровень.

Наблюдение за участниками  тестирования показало, что у них, в отличие от представителей группы 1, преобладает установка на точность выполнения задания. Установку на скорость можно было наблюдать только у одного исследуемого данной группы.

Следует отметить, что  как в группе 1, так и в группе 2 средний показатель составил 1 бал, что свидетельствует о преобладании низкого уровня развития концентрации и устойчивости внимания. Скорее всего, это связано с тем, что у большинства испытуемых 2 групп (70%) присутствует, как уже было выявлено ранее, неустойчивость к утомляемости и снижению работоспособности

В заключение мы считаем  необходимым представить обобщенные результаты по всем проведенным нами методикам.

 

 

 

Табл.8. Результаты исследования

особенностей  свойств внимания у испытуемых группы 1

Шифр

Уровень

переключения  и

распределения

внимания

Уровень объема внимания

Уровень

концентрации и

устойчивости 

внимания

М1

ВС

Очень высокий

НС

М2

ВС

Высокий

Н

Ж3

В

Высокий

С

М4

В

Очень высокий

С

М5

В

Высокий

С

Ж6

ВС

Высокий

Н

М7

ВС

Очень высокий

Н

М8

В

Средний

НС

Ж9

В

Очень высокий

С

М10

В

Высокий

С

Общий

показатель

В

В

НС

 

 

Табл.9. Результаты исследования

особенностей  свойств внимания у испытуемых группы 2

Шифр

Уровень

переключения  и

распределения внимания

Уровень объема внимания

Уровень

концентрации  и 

устойчивости 

внимания

М11

С

Высокий

С

Ж12

В

Очень высокий

НС

М13

В

Средний

Н

М14

ВС

Высокий

НС

Ж15

ВС

Очень высокий

С

М16

ВС

Средний

С

Ж17

С

Очень высокий

В

М18

ВС

Высокий

Н

Ж19

В

Средний

НС

М20

С

Высокий

С

Общий

показатель

ВС

В

НС

Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания