Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществление анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами.
2. Планирование и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания.
3. Интерпретация и анализ полученных в ходе проведения исследования данных.
Введение 3
І. Психологические особенности периода взрослости 5
1.1. Краткая характеристика взрослости 5
1.2. Концепции периодизации взрослости 6
ІІ. Общее представление о внимании 8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
2.2. Основные свойства внимания 10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания 12
3.1. Описание процедуры исследования 12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы 15
Заключение 22
Список литературных источников 24
Приложения 25
Обращаясь к результатам, представленным в таблице 2, можно выделить такие моменты:
1. 30% исследуемых
2. Участники группы
не продемонстрировали
3. 40% участников исследуемой
группы продемонстрировали усто
Табл.3. Сравнительный анализ результатов
методики «Шифровка» в группах №1 и №2
Общее к-во заполненных клеток (N) |
Общее к-во правильно заполненных клеток (K) |
Шкальная оценка (P) |
Уровень распределения и переключения внимания | ||||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
44 |
42 |
44 |
37 |
8 |
7 |
ВС |
С |
47 |
64 |
45 |
63 |
8 |
12 |
ВС |
В |
62 |
64 |
62 |
64 |
12 |
12 |
В |
В |
53 |
54 |
52 |
48 |
10 |
9 |
В |
ВС |
67 |
52 |
67 |
49 |
12 |
9 |
В |
ВС |
48 |
43 |
43 |
43 |
8 |
8 |
ВС |
ВС |
45 |
41 |
45 |
39 |
8 |
7 |
ВС |
С |
56 |
47 |
53 |
46 |
10 |
8 |
В |
ВС |
57 |
52 |
54 |
52 |
10 |
10 |
В |
В |
62 |
38 |
57 |
38 |
10 |
7 |
В |
С |
54,1 |
49,7 |
52,2 |
47,9 |
10 |
9 |
В |
ВС |
Сравнивая данные, полученные нами по двум группам, мы можем видеть, что существенных различий в развитии таких свойств внимания как распределение и переключение не выявлено.
Результаты следующей методики, которую мы рассмотрим, также следует представить в виде таблиц, так как это позволяет более наглядно увидеть общую картину исследования.
Табл.4. Результаты по методике «Точки»
в группе №1 (возраст ранней взрослости)
Шифр испытуемого |
Наибольшее количество точек, воспроизведенных испытуемым |
Сумма баллов |
Уровень объема внимания |
М1 |
7 |
10 |
Очень высокий |
М2 |
4 |
8 |
Высокий |
Ж3 |
4 |
8 |
Высокий |
М4 |
8 |
10 |
Очень высокий |
М5 |
5 |
9 |
Высокий |
Ж6 |
4 |
8 |
Высокий |
М7 |
6 |
10 |
Очень высокий |
М8 |
3 |
6 |
Средний |
Ж9 |
8 |
10 |
Очень высокий |
М10 |
5 |
9 |
Высокий |
Показатель по группе |
5 |
9 |
Высокий |
Из таблицы 4 видно, что 40% исследуемых группы 1 обладают очень высоким уровнем объема внимания, 50% показали высокий уровень и у 10% выявлен средний уровень объема внимания. Среднее значение по группе – 9 баллов – свидетельствует о наличии высокого уровня объема внимания.
Табл.5. Результаты по методике «Точки»
в группе №2 (возраст средней взрослости)
Шифр испытуемого |
Наибольшее количество точек, воспроизведенных испытуемым |
Сумма баллов |
Уровень объема внимания |
М11 |
4 |
8 |
Высокий |
Ж12 |
6 |
10 |
Очень высокий |
М13 |
3 |
6 |
Средний |
М14 |
5 |
9 |
Высокий |
Ж15 |
7 |
10 |
Очень высокий |
М16 |
3 |
6 |
Средний |
Ж17 |
7 |
10 |
Очень высокий |
М18 |
4 |
8 |
Высокий |
Ж19 |
3 |
6 |
Средний |
М20 |
5 |
9 |
Высокий |
Показатель по группе |
5 |
9 |
Высокий |
Таблица 5 наглядно демонстрирует нам, что в группе 2 также преобладает высокий уровень объема внимания. Кроме того, мы видим, что у 30% преобладает очень высокий уровень объема внимания, у 40% - высокий уровень и у 30% - средний уровень.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие объема внимания не зависит от возраста.
Методика «Перепутанные линии» позволила нам проследить у испытуемых особенности таких свойств внимания, как устойчивость и концентрация. Снова обратимся к составлению сводных таблиц.
Табл.6. Результаты по методике «Перепутанные линии»
в группе №1 (возраст ранней взрослости)
Шифр |
Количество правильно прослеженных линий (N пр.) |
К-во ошибок |
Показатель продуктивности (П) |
Баллы |
Уровень концентрации и устойчивости внимания |
М1 |
16 |
9 |
7 |
1 |
НС |
М2 |
14 |
11 |
3 |
0 |
Н |
Ж3 |
20 |
5 |
15 |
2 |
С |
М4 |
20 |
5 |
15 |
2 |
С |
М5 |
18 |
7 |
11 |
2 |
С |
Ж6 |
11 |
14 |
0 |
0 |
Н |
М7 |
10 |
15 |
0 |
0 |
Н |
М8 |
16 |
9 |
7 |
1 |
НС |
Ж9 |
19 |
6 |
13 |
2 |
С |
М10 |
21 |
4 |
17 |
2 |
С |
Показатель по группе |
17 |
9 |
9 |
1 |
НС |
Как видно из данных таблицы, у 30% исследуемых участников группы прослеживается низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, у 20% наблюдается уровень ниже среднего и у 50% выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Высоким уровнем развития указанных свойств внимания никто из группы не обладает. Наблюдение за участниками тестирования показало, что у них в большинстве случаев преобладает установка на скорость выполнения задания.
Табл.7. Результаты по методике «Перепутанные линии»
в группе №2 (возраст средней взрослости)
Шифр |
Количество правильно прослеженных линий (N пр.) |
К-во ошибок |
Показатель продуктивности (П) |
Баллы |
Уровень концентрации и устойчивости внимания |
М11 |
19 |
6 |
13 |
2 |
С |
Ж12 |
15 |
10 |
5 |
1 |
НС |
М13 |
14 |
11 |
3 |
0 |
Н |
М14 |
15 |
10 |
5 |
1 |
НС |
Ж15 |
18 |
7 |
11 |
2 |
С |
М16 |
20 |
5 |
15 |
2 |
С |
Ж17 |
22 |
3 |
19 |
3 |
В |
М18 |
12 |
13 |
0 |
0 |
Н |
Ж19 |
16 |
9 |
7 |
1 |
НС |
М20 |
18 |
7 |
11 |
2 |
С |
Показатель по группе |
17 |
8 |
9 |
1,4 |
НС |
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания представлен у 20% участников группы 2, уровень ниже среднего выявлен у 30%, у 40% - средний уровень и у 10% - высокий уровень.
Наблюдение за участниками тестирования показало, что у них, в отличие от представителей группы 1, преобладает установка на точность выполнения задания. Установку на скорость можно было наблюдать только у одного исследуемого данной группы.
Следует отметить, что
как в группе 1, так и в группе
2 средний показатель составил 1 бал,
что свидетельствует о
В заключение мы считаем необходимым представить обобщенные результаты по всем проведенным нами методикам.
Табл.8. Результаты исследования
особенностей свойств внимания у испытуемых группы 1
Шифр |
Уровень переключения и распределения внимания |
Уровень объема внимания |
Уровень концентрации и устойчивости внимания |
М1 |
ВС |
Очень высокий |
НС |
М2 |
ВС |
Высокий |
Н |
Ж3 |
В |
Высокий |
С |
М4 |
В |
Очень высокий |
С |
М5 |
В |
Высокий |
С |
Ж6 |
ВС |
Высокий |
Н |
М7 |
ВС |
Очень высокий |
Н |
М8 |
В |
Средний |
НС |
Ж9 |
В |
Очень высокий |
С |
М10 |
В |
Высокий |
С |
Общий показатель |
В |
В |
НС |
Табл.9. Результаты исследования особенностей свойств внимания у испытуемых группы 2 | |||
Шифр |
Уровень переключения и распределения внимания |
Уровень объема внимания |
Уровень концентрации и устойчивости внимания |
М11 |
С |
Высокий |
С |
Ж12 |
В |
Очень высокий |
НС |
М13 |
В |
Средний |
Н |
М14 |
ВС |
Высокий |
НС |
Ж15 |
ВС |
Очень высокий |
С |
М16 |
ВС |
Средний |
С |
Ж17 |
С |
Очень высокий |
В |
М18 |
ВС |
Высокий |
Н |
Ж19 |
В |
Средний |
НС |
М20 |
С |
Высокий |
С |
Общий показатель |
ВС |
В |
НС |
Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания