Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому спектру специалистов – психологам, педагогам, врачам, социальным работникам и т.д. Поэтому и возникло такое направление в общей психологии как возрастная психология, которая изучает особенности развития психики на различных возрастных этапах.

Содержание

Введение.
Определение понятия «возрастной кризис».
Сущность и содержание возрастных кризисов (рождения, 1 года, 3-х, 7-ми лет, подростковый и т. д.).
Значение возрастных кризисов для развития личности.
Практическое задание: составить рекомендации для родителей по преодолению кризиса 1 года, 3-х, 7-ми лет.
Заключение.
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

к р возрастная психология.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

                                    Возрастные кризисы взрослого человека 
   Кризис 30 лет заключается в том, что человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

   Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

   Кризис середины жизни — это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, считая, что они достигли пика своих возможностей. Для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом. Несмотря на то, что такие нормативные возрастные факторы, как седина, увеличение размера талии или менопауза в сочетании с ненормативными событиями, например разводом или потерей работы, способны вызвать стресс, вероятность возникновения кризиса середины жизни заметно снижается, если любые из предсказуемых влияний возраста антиципируются или рассматриваются как нормальные моменты жизни. 

   В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви. Этот психологический феномен называют кризисом середины жизни (термин введен Левинсоном). Люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».

   Таким образом, в течение кризиса «середины жизни» возникает и затем возрастает необходимость поиска своего пути, но на этом пути возникают серьезные препятствия. Симптомы, характерные для кризиса, – скука, смена места работы и/или партнера, заметные проявления насилия, самоуничтожительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость. Такие симптомы свидетельствуют о потребности человека существенно изменить свою жизнь. В качестве одного из путей выхода из кризиса выступает индивидуация. Это необходимость развития, позволяющая достичь максимально возможной полноты личности.

 

   Последний, рассматриваемый кризис – это кризис старения и смерти. Решение общечеловеческой проблемы «проживания или переживания старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть на годы процесс, связанный с преодолением нескольких кризисов.

   В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной.

Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения  здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может  принять мысль о смерти.

   Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни. 
   Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры, как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение возрастных кризисов для развития личности.

   Особенности протекания  возрастных кризисов во многом  зависят от индивидуальных социобиологических особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т. е. рассогласованием рефлексивных моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

   Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.

   Теоретически ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах отклоняющееся проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).

   Для введения  представления о кризисах возрастного  развития исходным является членение  периода развития на отдельные  этапы.

   Примем за исходную  посылку, что при переходе от  одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.

   В течение кризисных  периодов человек совершает важную  духовную работу: выявляет противоречия  между тем, кто он есть на  самом деле и кем хотел бы  быть, что имеет и что хотел  бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие — недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе.

Сущностью каждого кризиса  является выбор, который человек  должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни. Нормативные кризисы развития неизбежно возникают на жизненном пути большинства людей.

   К.Н. Поливанова дала следующее определение понятию "возрастной кризис": это преобразование социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида.

   И.Г. Малкина-Пых в качестве рабочего определения кризиса предлагает следующее: кризис — это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т. п. и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.

Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована, и преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данный момент отсутствующие.

   Л.С. Выготский рассматривал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные, или критические, периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Выготского, кризис, или критический период. — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой.

Основными характеристиками кризисных периодов, по Выготскому, можно назвать:

  • наличие резких изменений в короткие отрезки времени:
  • неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;
  • конфликты с окружающими и трудновоспитуем ость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;
  • наличие разрушения в развитии: "на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии".

   Положения Выготского применимы и для понимания закономерностей развития взрослых.

   В отличие от Выготского и его последователей А.Н. Леонтьев разделяет понятия "критический период" и "кризис". Если критический период — неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то при адекватном управлении процессом развития извне кризисов может не быть. Возникновение новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой.

   Огромное место в психологии возрастных кризисов занимают работы Л.И.Божович. В целом позиция Божович продолжает линию Выготского в разработке вопросов, связанных с понятием "переживание". В работах Божович в исследование переживания было введено представление о внутренней позиции. Это понятие особенно подробно исследовалось в ситуации перехода ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному.

   Итак, в целом в отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

  1. Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух противонаправленных, но единых в своей основе преобразований: возникновение новообразования (преобразование структуры личности) и возникновение новой ситуации развития (преобразование социальной ситуации развития). Это позиция Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
  2. Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не на психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н.Леонтьевым. Л.И. Божович и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рекомендации для родителей по преодолению кризиса 1 года, 3-х, 7-ми лет.

                                                    Кризис первого года.

   Общие рекомендации  могут быть следующими:

   Всегда разговаривайте  с ребенком спокойным голосом,  старайтесь не раздражаться и  не повышать голос при ребенке, даже если раздражение обращено не к нему.

   Создайте ребенку  режим дня, при котором кормления  будут происходить примерно в  одно время и ребенку не  придется ожидать приготовления  еды. Это меньше относится к  детям на естественном вскармливании по требованию, такие дети имеют всегда доступ к еде, поэтому растут более спокойными - у них меньше поводов для непонимания с матерью.

Информация о работе Возрастные кризисы