Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:18, контрольная работа
В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому спектру специалистов – психологам, педагогам, врачам, социальным работникам и т.д. Поэтому и возникло такое направление в общей психологии как возрастная психология, которая изучает особенности развития психики на различных возрастных этапах.
Введение.
Определение понятия «возрастной кризис».
Сущность и содержание возрастных кризисов (рождения, 1 года, 3-х, 7-ми лет, подростковый и т. д.).
Значение возрастных кризисов для развития личности.
Практическое задание: составить рекомендации для родителей по преодолению кризиса 1 года, 3-х, 7-ми лет.
Заключение.
Список используемых источников.
Тема: Возрастные кризисы.
План:
Введение.
Заключение.
Список используемых источников.
Введение.
В настоящее время знание фактов и закономерностей
психологического развития в детстве,
юности, зрелости и старости, возрастных
задач и нормативов развития, типичных
возрастных проблем, предсказуемых кризисов
развития и способов выхода из них необходимо
самому широкому спектру специалистов
– психологам, педагогам, врачам, социальным
работникам и т.д. Поэтому и возникло такое
направление в общей психологии как возрастная
психология, которая изучает особенности
развития психики на различных возрастных
этапах.
Каждый возрастной период изучают
с учетом общих тенденций развития, а также
в соответствии с особенностями предыдущего
и следующих возрастных периодов. Под
возрастом понимается период физического
и психического развития человека, ограниченный
хронологическими границами. Раннее детство,
дошкольный и подростковый, зрелый возраст,
старость – это основные возрастные периоды.
Возрастные ступени относительны
и условно усреднены, но это не исключает
индивидуального своеобразия психического
облика человека. Возрастная характеристика
развития личности отражает определенную
систему требований, предъявляемых обществом
человеку на конкретном этапе его жизни,
и сущность его отношений с окружающими,
его общественное положение.
Проблематика возрастных кризисов
является актуальной, чрезвычайно интересной
и в то же время недостаточно разработанной
в теоретическом и экспериментальном
плане.
Кризис в жизни - это всегда неприятно.
Будь то здоровье или семья, или работа,
или дружеские отношения. Человек выбивается
из привычного ритма. Ему больно, обидно.
Однако можно смягчить неизбежные, встроенные
в природу человека кризисы и избежать
тех, которые являются результатом неправильного
выбора.
Кризис - это не тупик, а некие противоречия,
которые накапливаются у человека. Есть
ряд так называемых нормативных кризисов,
через которые человек проходит в течение
всей жизни: кризис одного года, трех лет,
переходного возраста.
Проблема индивидуальных кризисов
разрабатывалась в психиатрии, социальной
и в семейной психологии. Большой вклад
в исследование индивидуальных кризисов
сделали Э. Линдеман, Г. Хилл, Д. Каплан
и другие.
Изучением возрастных кризисов,
в том числе зрелых периодов жизни, занимались
многие авторы. Однако общей теории, методологии
кризисов разного происхождения на данный
момент нет. Необходимость в такой теории
существует. Эта необходимость обусловлена,
прежде всего, практическими задачами.
Работа с кризисными состояниями – общепризнанный
и общепринятый предмет в практике социальной
и психологической работы с индивидами,
семьями и группами. Проблема кризисов
имеет огромную практическую значимость.
В наше время количество людей, испытывающих
кризисы, неуклонно возрастает. Это связано
с резкими изменениями условий жизни (девальвация
привычных ценностей, нестабильность
общественных структур, болезни, экономические
и национальные катаклизмы и т.д.). В кризисный
период человеку необходима квалифицированная
помощь. В дальнейшем, опираясь на основные
внутренние этические ценности и сущностные
смыслы, которые являются уроком кризиса,
человек может совершать поступки и строить
свою жизнь. Однако именно проблема выхода
из кризиса сейчас наименее разработана
в психологии.
Целью данной
работы является рассмотрение
возрастных кризисов и
Задачи данной работы:
определить понятие «возрастной кризис»;
рассмотреть сущность и содержание возрастных кризисов;
установить значение возрастных кризисов для развития личности;
составить рекомендации для родителей по преодолению кризиса 1 года, 3-х, 7-ми лет.
Возрастные кризисы – условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Психическое развитие человека осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.
Кризис возрастной (греч. krisis – решение, перелом, тяжелое переходное
состояние) – особые, относительно непродолжительные
– до года – периоды онтогенеза, характеризующиеся
резкими психологическими изменениями.
В отличие от кризисов невротического
или травматического характера, относятся
к нормативным процессам, необходимым
для нормального, поступательного хода
личностного развития. Могут возникать
при переходе человека от одной возрастной
ступени к другой, связаны с системными
качественными преобразованиями в сфере
его социальных отношений, деятельности
и сознания.
Возраст – качественно специфическая
ступень онтогенетического развития человека.
Каждый возраст в человеческой жизни имеет
определенные нормативы, при помощи которых
можно отразить адекватность развития
индивида и которые касаются психофизического,
интеллектуального, эмоционального и
личностного развития .Эти нормативы обозначаются
также как задачи возрастного развития,
или возрастных кризисов. Форма длительность
и острота кризиса может значительно различаться
в зависимости от индивидуально-типологических
особенностей человека, социальных и микросоциальных
условий.
Под кризисным состоянием понимается
такое состояние личности, когда происходит
дисбаланс в жизни и деятельности человека,
в результате чего возникает неразумное
с точки зрения личности и социально неадекватное
поведение, поступки и действия, а также
срыв нервно-психического и соматического
состояния. Это ситуация невозможности
дальнейшего существования в прежнем
статусе, т.е. такая ситуация, в которой
субъект сталкивается с невозможностью
реализации внутренней необходимости
своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей).
При упоминании о кризисе имеется в виду
острое эмоциональное состояние, возникающее
в ситуации столкновения личности с препятствием
на пути удовлетворения ее важнейших жизненных
потребностей, препятствием, которое не
может быть устранено способами решения
проблемы, известными личности из ее прошлого
опыта. Психологический кризис – это внутреннее
нарушение эмоционального баланса, наступающее
под влиянием угрозы, создаваемой внешними
обстоятельствами.
Кризисное состояние – это также
и разрушение всего внешнего, неукорененного,
всего, что сидит в человеке неглубоко.
И одновременно это проявление внутреннего,
укорененного, действительно личного.
Разрушение внешнего и проявление внутреннего
важно, прежде всего, для истинного созревания
личности, становления Человеком. Все
внешнее выходит наружу в процессе кризиса,
и человек начинает осознавать его внешность.
Если же он еще и отказывается от этой
внешней шелухи, то происходит очищение
сознания, соприкосновение с истинной
экзистенциальной глубиной человеческого
существования.
В отечественной психологии термин
«возрастной кризис» был введен Л.С.Выготским
и определен как целостное изменение личности
ребенка, регулярно возникающее при смене
стабильных периодов. По Выготскому, возрастной
кризис обусловлен возникновением основных
новообразований предшествующего стабильного
периода, которые приводят к разрушению
одной социальной ситуации развития и
возникновению другой, адекватной новому
психологическому облику ребенка. Механизм
смены социальных ситуаций составляет
психологическое содержание возрастного
кризиса.
В психологических теориях категория
«возрастной кризис» используется в многочисленных
контекстах, отличается по своему содержанию
и связывается с различными характеристиками
психического развития человека. С содержательной
точки зрения периоды возрастных кризисов
представляют интерес, поскольку отличаются
специфическими особенностями процесса
психического развития (наличие резких
изменений в психике, обострение противоречий,
негативный характер развития и т.д.).
Кризисы можно классифицировать
исходя из различных принципов, положить
в основу их деления предсказуемость или
непредсказуемость, причину возникновения
и др. они различаются по длительности
и интенсивности. По содержанию различают
три основных вида кризисов: кризисы невротические,
кризисы развития и травматические кризисы.
Также в психологии выделяют возрастные
кризисы и ситуационные. Ситуационные
кризисы – кризисы, возникающие в результате
каких-либо внезапных или неожиданных
событий.
Первым психологом, который разделил
жизненный цикл на ступени, была Эльза
Френкель Брунсвик. Описав в 1930 году духовное
богатство человека, позднее она переработала
свои взгляды в теорию. Она предприняла
первую попытку связать психологию с социологией.
Эльза Френкель Брунсвик проанализировала
биографии четырехсот знаменитых людей
— таких как королева Виктория, Джон Д.
Рокфеллер, Дженни Линд, Толстой, Гете
и др., — рассматривая их через призму внешних
событий и субъективного опыта, и сделала
следующий вывод: каждый человек проходит
через пять четко разграниченных фаз.
Это было предзнаменованием восьми ступеней
(три для взрослых) жизненного цикла, которые
позднее выдвинул Эрик Эриксон.
В книге «Детство и общество», опубликованной
в 1950 году, Эриксон популярно и четко изложил
свою концепцию жизненного цикла. Он создал
схему, показывающую, как последовательно
разворачивается жизнь. Каждая ступень
заканчивалась кризисом. Причем «кризис»
рассматривался не как катастрофа, а как
переломный момент, период, связанный
с обостренной чувствительностью и повышенным
потенциалом. Эриксон осторожно отметил,
что не рассматривает все развитие человека
как серию кризисов.
Однако он считал, что психическое
развитие личности происходит в процессе
прохождения через критические точки.
«Критическая точка» характеризует моменты
принятия прогрессивных или регрессивных
решений. В этих точках человек добивается
достижений или терпит неудачу, получая
будущее несколько лучше или несколько
хуже, но в любом случае измененное.
Возрастные кризисы детства.
Первый – это кризис новорожденности (0-2 месяца). Кризис новорожденности был
не открыт, а высчитан последним и выделен
как особый, кризисный период в психическом
развитии ребенка. Признак кризиса - потеря
в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного
специфична и неповторима и определяется
двумя моментами. С одной стороны, это
полная биологическая беспомощность ребенка,
он не в состоянии удовлетворить ни одной
жизненной потребности без взрослого.
Таким образом, младенец - максимально
социальное существо. С другой стороны,
при максимальной зависимости от взрослых
ребенок лишен еще основных средств общения
в виде человеческой речи. В противоречии
между максимальной социальностью и минимальными
средствами общения заложена основа всего
развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование - возникновение
индивидуальной психической жизни ребенка.
Новое в этом периоде то, что, во-первых,
жизнь становится индивидуальным существованием,
отдельным от материнского организма.
Вторым моментом является то, что она становится
психической жизнью, ибо, согласно Л. С.
Выготскому, только психическая жизнь
может быть частью социальной жизни окружающих
ребенка людей.
Кризис одного
года характеризуется освоением речевого
действия. До этого организм младенца
регулировала биологическая система,
связанная с биоритмами. Теперь же она
вошла в противоречие с вербальной ситуацией,
основанной на самоприказе или приказе
со стороны взрослых. Таким образом, ребенок
в возрасте около года оказывается вообще
без системы, позволяющей ему надежно
ориентироваться в окружающем мире: биологические
ритмы сильно деформированы, а речевые
не настолько сформированы, чтобы ребенок
мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим
регрессом деятельности ребенка, как бы
обратным развитием. Эмоционально проявляется
в аффективности. Эмоции примитивные.
При этом наблюдаются различные нарушения:
- нарушение всех биоритмических
процессов (сон-бодрствование);
нарушение удовлетворения всех витальных
потребностей (напри-
мер, чувства голода);
- эмоциональные аномалии
(угрюмость, плаксивость,
Кризис не относится к числу острых.
Кризис трех лет. На подходе к кризису присутствует когнитивная
симптоматика:
- острый интерес к своему изображению
в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован
тем, как он
выглядит в глазах других. У девочек проявляется
интерес к нарядам; мальчики демонстрируют
озабоченность своей эффективностью,
например, в
конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количеству называют семизвездием кризиса 3 лет:
- негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых,
а на
то, что оно идет от взрослых. Стремление
сделать наоборот, даже вопреки
собственному желанию;
- упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
- строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
- своеволие - стремится все делать сам;
- протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
- симптом обесценивания проявляется в
том, что ребенок начинает
ругаться, дразнить и обзывать родителей;
- деспотизм - ребенок заставляет родителей
делать все, что он требует.
По отношению к младшим сестрам и братьям
деспотизм проявляется как ревность.
Кризис семи лет напоминает кризис одного года - это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка
7 лет распадается единство
Вслед за кризисом семи лет следует кризис подросткового возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых. Симптомы кризиса таковы:
- снижение продуктивности в учебной деятельности;
- негативизм.
Наблюдается снижение продуктивности
и способности к учебной деятельности
даже в той области, в которой ребенок
одарен. Регресс проявляется, когда задается
творческое задание (например, сочинение).
Дети способны выполнять так же, как и
прежде, только механические задания.
Происходит открытие мира психического,
внимание подростка впервые обращается
на других лиц. С развитием мышления наступает
интенсивное самовосприятие, самонаблюдение,
познание мира собственных переживаний.
Разделяется мир внутренних переживаний
и объективная действительность. В этом
возрасте многие подростки ведут дневники.
Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда
эту фазу так и называют фазой второго
негативизма по аналогии с кризисом трех
лет. Ребенок как бы отталкивается от среды,
враждебен, склонен к ссорам, нарушениям
дисциплины. Одновременно испытывает
внутреннее беспокойство, недовольство,
стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче
и чаще, чем у девочек, и начинается позже
- в 14-16 лет.
Поведение подростка во время кризиса
не обязательно имеет негативный характер.
Л. С. Выготский пишет о трех вариантах
поведения:
- негативизм ярко выражен во всех областях
жизни подростка. Причем
это длится либо несколько недель, либо
подросток надолго выпадает из
семьи, недоступен уговорам старших, возбудим
или, наоборот, туп. Это
трудное и острое протекание наблюдается
у 20 % подростков;
- ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %;
- негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая
регуляция поведения) и 7 лет (нормативная
регуляция). В 17 лет происходит ценностносмысловая
саморегуляция поведения. Если человек
научится объяснять, а следовательно,
регулировать свои действия, то потребность
объяснить свое поведение волей-неволей
приводит к подчинению этих действий новым
законодательным схемам.
У молодого человека наблюдается
философская интоксикация сознания, он
оказывается поверженным в сомнения, раздумья,
мешающие его активной деятельной позиции.
Иногда состояние переходит в ценностный
релятивизм (относительность всех ценностей).
Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит, вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого чувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно - холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире.