Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.

Содержание

Введение 3
1. Возрастная психология 4
2. Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Чем старше становится человек, тем больше в  силу объективных причин сужаются его  социальные связи, и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств. Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений. В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает  с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Эмоциональные проявления одиночества выражаются в тревожности  и скуке, в страхе и опустошенности, в депрессивном состоянии.

После шестидесяти лет человек постепенно приходит к осознанию социального отчуждения от последующих поколений, которое переживается болезненно.

У людей  преклонного возраста постепенно изменяется мотивационная сфера, и немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики не строят долгосрочных планов - это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии  Ф. Гизе выделяют три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо  признаки старости и дряхлости;

2) старик-экстравертированный,  признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий  через внешние влияния и путем  наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом  на пенсию;

3) старик-интровертированный, остро переживающий процесс постарения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом, малоподвижность, ослабление эмоций, стремление к покою.

Рассмотрим  типы приспособления к старости, выделенные Д. Бромлей:

конструктивное отношение - старый человек адекватно воспринимает новую социальную ситуацию; оптимистически относится к жизни; имеет высокую самооценку благодаря успеху, достигнутому в жизни;

отношение зависимости - у такого человека сформирована психологическая зависимость от других; нет высоких жизненных притязаний; он достаточно легко выходит на пенсию, семья обеспечивает ему ощущение безопасности, внутренней гармонии;

оборонительное  отношение - стремление к самообеспеченности, отказ от помощи; прямолинейность  в суждениях и поступках; с большой неохотой пожилые люди этого типа оставляют работу, им свойственна преувеличенная эмоциональная сдержанность, депрессивность;

враждебное  отношение - предполагает агрессивность, подозрительность, взрывчатость стариков, приписывание своих неудач другим людям и общественным организациям, поэтому их взгляд на жизнь малореалистичен;

5)отношение  самовраждебности - означает неактивность, чувство одиночества и ненужности, они ждут смерть как избавление  от страданий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Заключение 

   Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека - продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем, он неповторим, как человеческая личность.

Предполагается, что изменения, которые переживает человек в течение жизни, являются результатом совокупного влияния биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени их воздействия.

Проблемы  у людей возникают с его  появлением на свет. Специалисты-психологи составили список возрастных кризисов, начиная с первого года жизни ребенка. О детских кризисах, помочь преодолеть которые ребенку могут и должны его родители, знать особенно важно. Ведь именно в детстве формируется взгляд на жизнь, умение противостоять трудностям, ответственность, стойкость и многое другое, что составляет основу человеческого характера. От того, как ребенок будет воспринимать себя в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. 
Многие недоверчиво возразят: мол, какие кризисы могут быть у малышей?! Это основная родительская ошибка – отсутствие понимания, что происходит по мере взросления с вашим ребенком, что его волнует, как он воспринимает окружающий мир и тех людей, которые рядом с ним, в том числе, и родителей.

 
  
 
 
 

 
 
 
 
 
Список использованной литературы 

   1. Божович Л.И. Избарнные психологические  труды: Проблема формирования  личности. М., 1995.

   2. Вахтеров В.П. Избранные педагогические  сочинения. М., 1987. - 311с.

   3. Возрастная и педагогическая  психология / под ред. Гамезо и др. - М., 1984.

   4. Выготский Л.С. Собрание сочинений:  В 6 т. М., 1982. Т. 4.

   5. Дармодехин С. В. Современный  подросток: проблемы жизнедеятельности. - М., 1999..

   6. Запорожец А.В. Избранные психологические  труды: В 2 т./ Под ред. В.В.  Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - 372 с.

   7. Косякова О.О. Возрастные кризисы.  Ростов н/Д: Феникс, 2007.

   8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во  Ун-та Российской академии образования, 1998..

   9. Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А. В. - М., 1989. - 310с.

   10. Пахальян В. Э. Психологические  особенности общения со взрослыми  в старшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук.-М., 1981.

   11. Поливанов К.Н. Психология возрастных  кризисов // Вопросы психологии, № 4, 2000.

   12. Психологическая и педагогическая  помощь детям и подросткам / под  ред. Ткаченко А.С. - Брянск, 1994.

   13. Психология современного подростка  / под ред. Д. И. Фельдштейна  М., 1997..

   14. Пэррет Л. Подросток и его  проблемы. - СПб, 2002.

   15. Рабочая книга школьного психолога  / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова  и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.

   16. Роуз М. Трудности с подростками.  Руководство по воспитанию подростков. - М., 1994, с. 46.

   17. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 2001.

   18. Формирование личности в переходный  период от подросткового к  юношескому возрасту / Под ред.  И.В.Дубровиной. М., 1987

19. Е.И. Туревская. Возрастная психология. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;

20. Болотова А.К. Психология развития. www.koob.ru

21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский  центр «Академия», 1999

Информация о работе Возрастные кризисы