Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:08, реферат
За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.
Введение 3
1. Возрастная психология 4
2. Заключение 23
Список использованной литературы 24
Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи, и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств. Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений. В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их.
Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Эмоциональные проявления одиночества выражаются в тревожности и скуке, в страхе и опустошенности, в депрессивном состоянии.
После шестидесяти лет человек постепенно приходит к осознанию социального отчуждения от последующих поколений, которое переживается болезненно.
У людей преклонного возраста постепенно изменяется мотивационная сфера, и немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики не строят долгосрочных планов - это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты.
В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяют три типа стариков и старости:
1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости;
2) старик-экстравертированный,
признающий наступление
3) старик-интровертированный, остро переживающий процесс постарения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом, малоподвижность, ослабление эмоций, стремление к покою.
Рассмотрим типы приспособления к старости, выделенные Д. Бромлей:
конструктивное отношение - старый человек адекватно воспринимает новую социальную ситуацию; оптимистически относится к жизни; имеет высокую самооценку благодаря успеху, достигнутому в жизни;
отношение зависимости - у такого человека сформирована психологическая зависимость от других; нет высоких жизненных притязаний; он достаточно легко выходит на пенсию, семья обеспечивает ему ощущение безопасности, внутренней гармонии;
оборонительное отношение - стремление к самообеспеченности, отказ от помощи; прямолинейность в суждениях и поступках; с большой неохотой пожилые люди этого типа оставляют работу, им свойственна преувеличенная эмоциональная сдержанность, депрессивность;
враждебное отношение - предполагает агрессивность, подозрительность, взрывчатость стариков, приписывание своих неудач другим людям и общественным организациям, поэтому их взгляд на жизнь малореалистичен;
5)отношение
самовраждебности - означает неактивность,
чувство одиночества и
Заключение
Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека - продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем, он неповторим, как человеческая личность.
Предполагается, что изменения, которые переживает человек в течение жизни, являются результатом совокупного влияния биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени их воздействия.
Проблемы
у людей возникают с его
появлением на свет. Специалисты-психологи
составили список возрастных кризисов,
начиная с первого года жизни ребенка.
О детских кризисах, помочь преодолеть
которые ребенку могут и должны его родители,
знать особенно важно. Ведь именно в детстве
формируется взгляд на жизнь, умение противостоять
трудностям, ответственность, стойкость
и многое другое, что составляет основу
человеческого характера. От того, как
ребенок будет воспринимать себя в детстве,
зависит, каким человеком он вырастет.
Многие недоверчиво возразят: мол, какие
кризисы могут быть у малышей?! Это основная
родительская ошибка – отсутствие понимания,
что происходит по мере взросления с вашим
ребенком, что его волнует, как он воспринимает
окружающий мир и тех людей, которые рядом
с ним, в том числе, и родителей.
|
Список
использованной литературы 1.
Божович Л.И. Избарнные 2.
Вахтеров В.П. Избранные 3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо и др. - М., 1984. 4.
Выготский Л.С. Собрание 5.
Дармодехин С. В. Современный
подросток: проблемы 6.
Запорожец А.В. Избранные 7.
Косякова О.О. Возрастные 8.
Кулагина И.Ю. Возрастная 9. Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А. В. - М., 1989. - 310с. 10.
Пахальян В. Э. 11.
Поливанов К.Н. Психология 12.
Психологическая и 13.
Психология современного 14. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. - СПб, 2002. 15.
Рабочая книга школьного 16.
Роуз М. Трудности с 17. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 2001. 18.
Формирование личности в |
19. Е.И. Туревская. Возрастная психология. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
20. Болотова А.К. Психология развития. www.koob.ru
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999